И хочешь знать, что ждет впереди

 Наталья Зимянина
 30 апреля 2015
 2358

Лето приближается со страшной скоростью. Все вот-вот объявят планы на следующий сезон. Но прежде чем думать о нем всерьез, надо еще пережить XV Конкурс имени Чайковского. О-о, это та еще штучка! Как началось с сенсационной победы Клайберна, так и пошли блестящие победы и скандалы, убийственные разочарования и неожиданные приятные открытия.

Чистый островок

Наконец состоялась пресс-конференция по конкурсу, который пройдет с 15 июня по 3 июля. Лет десять назад его престиж оказался уже на таком глубоком и мутном дне, что на прошлый, XIV-й, пришлось звать варяга: оргкомитет возглавил главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев. Под его суровым взглядом московская мафия немного поутихла.

Правда, Гергиев сразу распилил конкурс пополам: две специальности из четырех уехали в Питер. Так будет и в этот раз. Пианисты и скрипачи будут состязаться в Москве, виолончелисты и вокалисты — в северной столице.

Впервые вживую проведут отбор на первый тур. Пианистов будет допущено не более 30 человек (в иные годы доходило до 120!), по 25 скрипачей и виолончелистов и 40 певцов.

Лучшее, что удается Гергиеву, — это лично обзвонить выдающихся коллег и подбить их на участие в работе жюри. Работа эта нудная и нервотрепочная; кроме того, так уж сложилось, не всем к нам нынче хочется. Помимо российских музыкантов, в жюри пианистов вошли два «наших» американца — Александр Торадзе и Владимир Фельцман, основатель трио Beaux Art Менахем Пресслер (США), француз Мишель Берофф. И, что очень важно, — Мартин Энгстрём, руководитель знаменитого фестиваля в Вербье.

В остальных трех жюри тоже есть известные импресарио. Так решил Гергиев, который сам всегда подхватывает с пылу с жару новых победителей, чтобы не отдать их на съедение мелким дельцам. Дал согласие сотрудничать с лауреатами выдающийся пианист и дирижер Владимир Ашкенази. А Ицхак Перлман, одно из первых имен в скрипичном мире, даже пообещал пересесть за второй пульт, если надо будет продвинуть какого-нибудь молодого гения.

Принята система голосования «да – нет», без сложных математических подсчетов, провоцирующих подтасовки. Новый арт-директор конкурса немец Петер Гроте обещал полную прозрачность: все оценки будут демонстративно вывешиваться. Но это мы еще посмотрим. Ведь тут же какой-нибудь член жюри встанет на дыбы.

Пока заявлены участники из 30 стран. Как бы ни складывалась политическая обстановка, лауреатство на Конкурсе Чайковского все еще котируется. Ну а сможет ли Валерий Абисалович превратить его в «чистый островок», как он мечтает, мы узнаем довольно скоро.

 

Кто ответит Досифею

Последним циникам интересны в оперной режиссуре только две вещи: как в финале оперы Моцарта провалится в ад Дон Жуан и как будет решена сцена самосожжения раскольников в «Хованщине» Мусоргского. Не скрою, я и сама всегда с интересом жду, чего там намудрят постановщики.

…Премьера «Хованщины» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко сопровождалась маленькой, но интересной выставкой артефактов, найденных в культурном слое 3–5 м под зданием в период его реконструкции. Там как раз XVII век: сосуды, печные изразцы, наконечники пик, топор…

О, последнее уже ближе к «Хованщине» в постановке Александра Тителя, где на сцене много крови, правда, весьма художественно поданной, если так можно выразиться. Так, в первой же картине девки с ведрами оттирают пол и стены, и мы же видим, какой цвет приобретают тряпки и их мокрые руки… А ближе в финалу окончательно поверженные стрельцы широко расстелют свои алые кафтаны и выложат на них, вытянув подбородки, свои, считай, отрубленные головы.

Фигура номер один в этой постановке — несомненно, дирижер Александр Лазарев. Уже вступление к опере — «Рассвет на Москве-реке», сыгранный с необычной энергией, — подтвердило, что Александр Николаевич в прекрасной форме, оригинален, сосредоточен на музыке, настроении и тащит спектакль, как мощный паровоз, хотя исполняемая суровая оркестровка Шостаковича вовсе не такая эффектная, как Римского-Корсакова.

Опера идет с одним антрактом, и показалось, что первая часть поставлена одним режиссером, а вторая — другим, потому что хоровые сцены в ней совершенны, потрясают и звучанием, и видом (например, хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам»).

Я все больше проникаюсь уважением к театру, берущемуся за невозможно трудные вещи. Какие здесь полнометражные балеты! Какая постановка «Войны и мира» Прокофьева, ясно и чисто сделанная Тителем будто бы в отчаянии от неподъемности материала. Не этот ли принцип — «пан или пропал» — воздвиг и новую «Хованщину»? Ведь в Большом театре ее даже как-то трудно сейчас себе представить.

У Тителя, где вся декорация — один гигантский деревянный ангар (или амбар), в сцене самосожжения главную роль играет свет. Как прочтешь в программке: «Художник по свету — Дамир Исмагилов», знаешь, что будет чудо. И оно случилось, неописуемой красоты и суровости.

Прискорбно, что со сцены почти невозможно разобрать слова. Один раз вместо «Слава лебедю» я расслышала «Слава Ленину» — и выронила из рук программку. Герои Мусоргского неоднозначные, либретто сложное, опера, можно сказать, острополитическая. Жаль ли мне там кого-нибудь из героев? Нет, никого. Имеет ли эта постановка отношение к нашему времени? Нет, никакого. Как же так?.. Зачем тогда?..

И разве что вопль главы раскольников Досифея: «Пошто беснуетесь?» относится к нам впрямую.

 

Увертюра жизни

Жизнь театрала такова, что сегодня ломаешь голову над фигурой боярина Шакловитого, а завтра вспоминаешь свое счастливое пионерское детство с героями джаз-фантазии «Вольный ветер мечты», поставленной в Московской оперетте к 115-летнему юбилею Исаака Дунаевского.

Режиссер Жанна Жердер героически сама написала либретто, положив в основу историю создания фильма «Веселые ребята». В спектакле работает тьма артистов, и все — с заразительным удовольствием. Невероятный шарм мелодий Дунаевского, столь же советских, сколь и — как-то хитро — немножко американских, не может не очаровывать (дирижер — Константин Хватынец). Феномен композитора, воспевшего то, чего не было, с такой силой, что все поверили (а некоторые еще до сих пор верят в «прекрасное прошлое»!), еще предстоит изучить. Причем не музыковедам, а историкам, и в самом глобальном плане. Действительно, «Легко на сердце от песни веселой» или… «от каши перловой», как шутят герои спектакля?

Ревю включило около сорока (!) музыкальных номеров, в числе которых отрывки из забытых оперетт «Золотая долина», «Белая акация», «Сын клоуна». Начавшись с гениальной увертюры к «Детям капитана Гранта», которая, кажется, помогла выстоять целым поколениям, история понеслась, закручивая в себя остроумные реалии, басни, анекдоты 1930-х годов.

Притягательно воспроизведены многие сцены из фильма; особенно смешно получилась бесконечная пересъемка памятной всем сцены «Леночка занимается!» с разбиванием яиц о нос гипсового Моцарта.

Наименее удачным оказался в спектакле затянувшийся подневольный концерт киноартистов в санатории ОГПУ. А уж исполнение хором огэпэушников песенки «Жил отважный капитан» вошло в убийственное противоречие с ее содержанием. Налицо, как теперь говорят, когнитивный диссонанс. Было бы совсем странно представлять историю «Веселых ребят» без трагического ареста ее сценаристов Николая Эрдмана и Владимира Масса. И все же отдавать чуть ли не треть спектакля череде выступлений перед толпой самых что ни на есть преступников в летних белых мундирах — это досадно.

Но как же роскошны здесь костюмы! Много лет следя за работой Татьяны Тулубьевой (видела около 30 ее спектаклей), всякий раз восхищаюсь их исторической точностью и технологичностью, не говоря уже о блестящем женском вкусе этой московской художницы. Примерно в тех же красках можно воспеть и художника-постановщика Игоря Нежного, неизменно работающего с ней в паре.

Приятно было видеть на премьере сына композитора Максима Дунаевского. Разумеется, с высокой красивой блондинкой. Только они двое в буфете пили шампанское. Увы, остальным оно сегодня уже не по карману.

Наталья ЗИМЯНИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции