ИРИСЫ НА ОКНЕ

 Мирра Аспиз
 24 июля 2007
 3519
Александр Аркадьевич Лабас (1900–1983) как-то написал: «В 2000 году будет столетие со дня моего рождения, уже без меня. Я надеюсь, уверен даже, что будет выставка, появятся новые люди и сумеют по достоинству оценить мое искусство». Пришло столетие, и действительно оно ознаменовалось юбилейной выставкой живописи и графики художника, открывшейся в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Александр Аркадьевич Лабас (1900–1983) как-то написал: «В 2000 году будет столетие со дня моего рождения, уже без меня. Я надеюсь, уверен даже, что будет выставка, появятся новые люди и сумеют по достоинству оценить мое искусство». Пришло столетие, и действительно оно ознаменовалось юбилейной выставкой живописи и графики художника, открывшейся в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В предисловии к книге «Александр Лабас. К столетию мастера», изданной ГМИИ (М., 2000), директор музея Ирина Антонова писала: «Как ни у кого, в творчестве Александра Лабаса отчетливо сочетаются бурлящая энергия двадцатого века, его неудержимый ритм, пафос созидания – с изысканной тонкой манерой, с неизбывным ощущением радости жизни, – и мы признаем Александра Лабаса одним из лучших отечественных мастеров прошедшего столетия». Будущий художник родился в Смоленске, в семье редактора. С семи лет занимался в художественной студии В. Мушкетова. В 1910 году семья переехала в Ригу, а в 1912 – в Москву. Здесь Александр Лабас поступил в Строгановское училище. Его преподавателями были Д. Щербиновский, Ф. Федоровский, С. Ноаковский. Параллельно посещал студии Ф. Рерберга и И. Машкова. После революции продолжил образование в Государственных свободных художественных мастерских у П. Кончаловского. В 1919 году ушел добровольцем в Красную армию, был художником 3-й армии Восточного фронта. После окончания Гражданской войны Лабас некоторое время преподавал в Государственных художественных мастерских в Екатеринбурге, затем вернулся в Москву. С 1924 по приглашению В. Фаворского преподавал вместе с К. Истоминым живопись во ВХУТЕМАСе, одновременно ведя курс композиции на графическом факультете. В том же году участвовал в организации, а позднее стал членом правления Общества станковистов (ОСТ) вместе с А. Дейнекой, А. Гончаровым, П. Вильямсом, А. Тышлером и др. С середины 1920-х годов – активный участник художественной жизни. Особое место в его творчестве занимала тема авиации – Лабас был первым художником, открывшим и воспевшим эту тему. Его произведения многократно экспонировались на выставках не только в СССР, но и в Европе и Америке, где неизменно привлекали внимание зрителей и прессы. Однако у себя на родине после выставки к 15-летию Октябрьской революции (1932) у Лабаса, как и у многих художников его круга, положение изменилось. Обвинения в формализме, травля в печати, материальные проблемы... В числе последних крупных работ художника – диорамы и панорамы для советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), а также участие в оформлении ВСХВ (позднее – ВДНХ). Александр Аркадьевич работал в театре над постановками С. Михоэлса и Н. Охлопкова, но главным своим делом считал станковую живопись и графику, которыми занимался до конца жизни. Лабас любил путешествовать и многое успел увидеть. Последняя его акварель «Ирисы на окне» исполнена остро, восторженно, светло, с молодым задором и темпераментом. Закончена августовским днем 1983 года, за несколько часов до смерти. Лабас мечтал так умереть – с кистью в руках. Он весело, красиво простился с миром, чтобы навсегда в нем остаться. Редакция журнала «Алеф» благодарит Юлия Лабаса и Алексея Савинова за помощь в подготовке публикации.
Москва вечером

Москва вечером

Играет на пианино

Ольга Лабас

Мужчина с Кавказа


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!