Дорога к Храму

 Раввин Довид Карпов
 23 июня 2015
 2637
«Европейскому союзу необходимо создать собственную армию как инструмент отстаивания интересов Европы в мире», — считает председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Общая европейская армия показала бы миру, что между странами — членами ЕС никогда больше не будет войны. Такая армия помогла бы нам осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности, — полагает он. — И послать намек России». «Стало известно, что Пентагон поддержал планы арабских стран по созданию объединенной армии. Это решение стало центральным на завершившемся в воскресенье саммите Лиги арабских государств (ЛАГ)». Из сообщений мировых информагентств  

Четвертый рейх

«Почему шумят народы, и племена замышляют тщетное? Встают цари земли, и властелины совещаются вместе — против Господа и против помазанника Его».

Книга Псалмов, 2:1–2

 

«Против народа Твоего замышляют они зло втайне и совещаются о сберегаемых Тобой. Сказали они: пойдем и истребим их, чтобы (перестали) быть народом; и да не будет больше упомянуто имя Израиля»! (83:4–5)

 

Во всем мире и особенно в Европе в этом году отметили 70-летие с момента окончания Второй мировой войны и разгрома гитлеровской Германии. Об этом хорошо помнят те, для кого это событие стало знаковым, имеющим особое историческое значение и особенную жизненную ценность. По мнению же других, это как раз подходящее время для… возрождения немецкого милитаризма.

Когда появилось официальное сообщение о подобных планах, мы вспоминали наше первое столкновение с зачатками фашизма — «народом Амалек», и нашу победу над первым «гитлером» — злодеем Аманом, который вынашивал идеи окончательного решения «еврейского вопроса» в Древней Персии. Тогда Всевышний пообещал «полностью стереть память об этом народе из-под небес» и объявил, что «война у Господа против Амалека (в наши дни читай: фашизма) из рода в род».

Прошли столетия, гитлеровская Германия потерпела сокрушительное поражение, и тогда, 70 лет назад, в мае 1945 года, казалось, что с фашизмом покончено раз и навсегда. Но вот сегодня на наших глазах возрождается новый рейх — уже четвертый по счету. А глядя на это, захотели иметь свои объединенные вооруженные силы и члены Лиги арабских государств (ЛАГ).

Когда-то Гитлер мечтал объединить всю Европу в один военно-политический союз, во главе которого стояла бы Германия. Ведь сам термин «фашизм» еще не несет в себе никаких негативных коннотаций и означает лишь «объединение», «связку». Все зависит от объединяющих идей и той политической и идеологической основы, на которой возникает это единство.

Но то, чего не удалось в свое время добиться бесноватому фюреру силой, сегодня легко достигается политическим путем. Ведь известно, что ничто так не сближает народы, как ненависть и наличие общего врага. И тут такой мощный фактор, как антисемитизм и русофобия, вне конкуренции. При этом, хотя этот «общий враг» прямо не назван, но для всех очевидно, что за уклончивыми и обтекаемыми формулировками скрывается очевидный факт: своим потенциальным военным противником Европа, как и полвека назад, видит Россию и Израиль.

В первом случае она будет поддерживать Украину против «российской агрессии», во втором — мифическое палестинское государство против «израильской оккупации» столь же мифических «палестинских территорий». И первую скрипку в этом оркестре, так же как и полвека назад, играет возрожденная Германия — новый европейский лидер, которому не терпится взять исторический реванш и вновь почувствовать себя ведущей европейской державой.

К сожалению, у Европы оказалась короткая историческая память: в очередной раз, спустя всего 70 лет после окончания Второй мировой войны (примерно столько, сколько просуществовал Советский Союз), она снова встает на путь конфронтации и бессмысленного военного противостояния. А до этого в течение всего последнего времени мы могли наблюдать, как европейские политики переписывают историю и старательно искажают результаты Второй мировой войны, а также роль Советской армии в разгроме фашизма.

Подводя итог, хочется в заключение сказать словами из Писания («Второзаконие», 25:17): «Помни, что сделал тебе Амалек» — помни, к чему приводят бряцание оружием и агрессивная милитаристская риторика. Именно древний народ Амалек стал библейским символом различных проявлений фашизма, национализма и ксенофобии.

Вспомним также слова из Торы, которые мы читали в конце праздника Песах, когда отмечали чудесное спасение на Красном море («Шмот», или «Исход», 17:16): «И сказал: Вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род». Пока не придет наш Мошиах, который решит эту проблему раз и навсегда, исполнив заповедь «стереть семя Амалеково» (мхият-амалек), как сказано («Второзаконие»,25:19): «Сотри память об Амалеке (о фашизме и антисемитизме) из поднебесной — не забудь!»

 

С чувством глубокого неудовлетворения

(Из писем Ребе)

Ныне подзабытое выражение: «С чувством глубокого удовлетворения» было одним из распространенных штампов времен советской пропаганды, которое использовали, когда речь шла о каких-то достижениях общества развитого социализма. И всегда в нем чувствовалась некоторая фальшь. Впрочем, как и во всем остальном в то время.

Так вот, в одном из своих писем Ребе пишет о том, какую опасность таит это самое чувство «глубокого удовлетворения». При этом, ссылаясь на своего тестя и предшественника — 6-го Любавичского Ребе (р. Йосеф-Ицхак, РАЯЦ), наш Ребе предупреждает, что удовлетворенность своими результатами — верный знак, что мы имеем дело с проделками нашего внутреннего духа противоречия (ецер-га-ра), единственная цель которого — убедить человека в том, что он хорошо потрудился, сделал достаточно, исполнил свой долг, и больше ему не о чем беспокоиться. А за доказательством ходить далеко не надо, ведь все вокруг его искренне хвалят и благодарят.

Ребе объясняет: это само по себе уже неправильное чувство, поскольку оно характерно для нашего животного начала (нефеш-га-багамит). Но главное, что это лишает человека стимула для дальнейшей работы, а тем более подавляет в нем желание развить успех и стремиться к большему.

Алтер Ребе в своем сочинении «Танья» говорит о противоположном чувстве: о требовательном и самокритичном отношении к самому себе и, как следствие, о постоянной неудовлетворенности своими достижениями.

Поэтому человек должен отдавать себе отчет (дин-вэ-хешбон), напоминая себе, что даже несмотря на очевидные успехи он наверняка мог что-то сделать лучше, а потому именно к этому и следует стремиться.

Ведь в конце концов Мошиах еще не пришел, а это означает, что мы все и каждый из нас еще не завершили своей работы. А значит, пока рано расслабляться и почивать на лаврах.

«Игрот-га-кодеш», т. 7, письмо № 2191

 

Изречение месяца

Все от Б-га

Вскоре после революции 1917 года одного раввина вызвали в компетентные органы и спросили, признает ли он, что советская власть «послана Б-гом», и упоминает ли это в своих проповедях?

«Да, — ответил раввин. — Безусловно, я признаю, что советская власть “от Б-га”. И более того, считаю, что она ниспослана нам Б-гом за наши грехи».

 

Снос старого здания

Окончание. Начало на 2 с. обложки

 

Законным основанием для того, чтобы извлечь камень из храмового жертвенника или, например, чтобы разрушить (а фактически снести) старое здание синагоги, является необходимость провести ремонт или построить новое здание. Именно так мы должны относиться и к разрушению Храма. Всевышний разрушил старый Храм, чтобы на его месте… построить новый!

 Тем более что если таков замысел изначальный Творца, ничто и никто не сможет помешать его осуществлению. Таким образом, оказывается, что разрушение одного Храма — это составная часть строительства будущего, третьего и последнего Храма, который будет стоять века. Можно сказать, что разрушение Храма — это всего лишь расчистка стройплощадки для будущей грандиозной «стройки века». И хотя это звучит довольно цинично, но не будем забывать, что всю ответственность за разрушение Храма берет на себя Всевышний. А поскольку Храм называется Б-жьим домом, и Он там полноправный Хозяин, то это Его право — проводить любые операции с недвижимостью: сносить один «дом» и на его месте строить другой. Но главное, что будущий Храм превзойдет по своему великолепию и святости оба предыдущих, поэтому такая подмена полностью оправдана. И когда он в скором времени будет построен, не останется никаких оснований для траура и скорби по поводу первых двух разрушенных Храмов.

 

Решение квартирного вопроса

«Обрати нас, Господи, к тебе — и мы обратимся, обнови дни наши, как было издревле» (5:22)

Многие помнят крылатую фразу из романа «Мастер и Маргарита» про москвичей, которых испортил квартирный вопрос. Но кто бы мог подумать, что похожая проблема существует и... у нашего Творца! Оказывается, что у Всевышнего тоже до сих пор не решен «квартирный вопрос»: Храм пребывает в развалинах, а Творец этого мира вынужден скитаться без пристанища. Речь идет о «жилище для Всевышнего в Нижних мирах» (дира-ба-тахтоним), причем явным знаком пребывания Всевышнего в нашем мире как раз и служил Храм, который напоминал всем ныне живущим, что Всевышний обитает в среде избранного Им народа.

Мидраш «Эйха Раба» сообщает нам удивительный факт. Якобы в тот момент, когда горел Храм, «родился Избавитель народа Израиля». Таким образом, величайшая национальная трагедия и спасение пришли в этот мир одновременно, болезнь и лекарство от нее совпали по времени. В момент разрушения Храма родился тот, кому уготовано в далеком будущем, через века, восстановить его и построить Третий храм. Поэтому не случайно, а глубоко символично, что два противоположных по своей сути явления: разрушение Храма и изгнание и последующее избавление, обозначены в Традиции одним словом-символом: знаком Льва (арье). Эти лишний раз подчеркивает, что разрушение Храма и изгнание по своей сути являются составными частями одного общего процесса избавления.

А самым удивительным знамением, указавшим нам на то, что разрушение Храма таит в себе нечто большее, чем просто небесную кару, стали две золотые фигуры ангелов-херувимов (крувим), которые стояли на крышке ковчега Завета в Мишкане так, что их крылья смыкались. Очевидцы сообщают, что их лица были подобны детским лицам, но главное, что когда горел Храм, они были повернуты друг другу как знак особой любви между народом Израиля и Всевышним.

И мы верим, что все эти знаки и знамения являются залогом того, что уже скоро 9 ава и 15 ава (ту-бе-ав) станут днями начала и завершения строительства Третьего Храма, как сказано: «Ибо Ты, Господи, предал его огню, и огнем Ты отстроишь его» — под руководством нашего праведного Мошиаха, уже в эти дни!



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции