Объяснение в любви

 Владимир Карпов
 31 июля 2015
 2750
Одна из самых животрепещущих, сложных, требующих чрезвычайной деликатности — национальная тема. Слишком мы привыкли за последние годы, что упоминания о национальном связаны с терактом, терроризмом, насилием. И уже заводить речь о свойствах характера, присущих тому или иному народу, человеческой судьбе, которая несет в себе определенную этническую данность, опасно, чревато быть истолкованным самым неожиданным образом. Взывать к «братству народов» тоже странно: был неудавшийся опыт. При этом Москва да и вся Россия сегодня — Новый Вавилон. Общий язык, понимание законов сосуществования народов и людей разных национальностей жизненно важны!  

Именно эти законы ненавязчиво, органично преподнесены в фильме Галины и Анны Евтушенко о Толстом и Гинцбурге. Замечу, что можно и нужно отдельно говорить о многих достоинствах фильма. Скажем, я, человек, который ежегодно бывает в Ясной Поляне, увидел Льва Николаевича таким, каким прежде не умел разглядеть. В документальной ленте представлена панорама жизни и образа Толстого в фотографиях, кинодокументах, рисунках, скульптуре.

Я с удивлением обнаружил, что великий писатель — далеко не везде осанистый мудрец или красавец-дворянин, которым он предстает в картинах Репина и Крамского. Вдруг — совершенно дурашливое лицо уже немолодого, с клочковатой неухоженной бородой Иванушки из русских сказок. И плечики торчат остренькие из-под необъятных размеров рубахи. И на коньках он, и на лошади, и в теннис играет… Среди умного окружения, где все естественно дышит культурой и природой.

На полтора часа ты просто вырываешься из бытовой жизни, общение Толстого и Стасова существует в области вечных вопросов: о жизни? Смерти? Красоте? Репин, приехав в Ясную Поляну, распоряжается, мол, эй, мужик, позови-ка мне барина! «Я барин и есть». Отношения Гинцбурга и Толстого — это благолепное, молитвенное познание молодым человеком, который изначально ставит себя неизмеримо ниже вселенной под именем Толстой.

С течением фильма мы все более и, если позволительно так выразиться, детальнее смотрим на классика глазами Гинцбурга. В скульптурных работах его Лев Николаевич лобаст, крепок, но в то же время неожиданно чудаковат, такой лесной мужичок-боровичок. Толстой — народен! Вступают в силу не только изображения, но и литературные записки Гинцбурга. Через них мы узнаем о разнородной талантливости писателя: Лев Толстой взял у скульптуры кусок глины и… совершенно замечательно вылепил портрет Гинцбурга. Забавный, улавливающий некую чудаковатость Ильи Яковлевича.

Всемирно известный писатель и молодой скульптор взаимно открывают друг друга. Им интересна личность, несущая (умелыми мазками авторов фильма) национальную данность. Один — широкий во всем, с косой в поле, восседающий на лошади, открытый и органично покровительственный. То обстоятельство, что Илья Гинцбург маленького росточка, телосложения хрупкого, при этом на редкость высоколобый, придает образу тональность незащищенности. Мы острее чувствуем эту извечную еврейскую способность зажить иным, как своим, вобрать это иное, полюбить, нести, как свое же, своего при этом не теряя…

Авторы Галина и Анна Евтушенко уводят меня, зрителя, уже соучаствующего, забранного контекстом истории, в детство Ильи Яковлевича, бедное, в глубинке, без знания русского языка (вспомним, что потом И. Гинцбург оставит книгу мемуаров о встречах с Львом Толстым).

Если мощь великого русского писателя нам открывается сквозь призму очарованного им художника, то появляется и еще один взгляд — взгляд авторов фильма на человеческое и художественное явления под именем Гинцбург. Получается тройное преломление: с авторами зритель следит за судьбой и творчеством Гинцбурга, Гинцбург в буквальном и переносном смысле лепит образ Толстого. И вновь подключается авторский «резец», все обрамляя в эпоху. Происходит авторское объяснение в любви, которое утягивает меня, зрителя, наполняя ответным чувством.

Я, русский, сибиряк, ловлю себя на щемящем понимании мира детства и взрослости еврейского художника. Мы разные, пребывали в разном, но это движение куда-то туда, где люди живут свершениями, творчеством, где мир высок и Б-жественен по сути своей, мне понятно и близко. Творится чудная работа по взаимообмену духовного вещества, крови души, которую, знать, и предусмотрел Господь, устраивая мир разнородным.

Повторюсь еще раз: фильм «Лев Толстой и Илья Гинцбург…» Галины и Анны Евтушенко многомерен. Отдельного разговора заслуживает его информационная составляющая: много ли люди слышали о скульптуре Гинцбурга? Признаюсь, я в Феодосии сотни раз проходил, останавливался, рассматривал памятник Айвазовскому его работы, но, кроме фамилии, ничего не знал об авторе. Там, в Феодосии, люди обычно назначают свидания «у Айвазовского».

Теперь мне понятнее, что причиной тому — не только образ великого мариниста, патриота Феодосии и России, армянина по национальности, но еще и то тепло, чувство сродненности, которые вложил в свою работу еврейский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург.

Пряной приправой к фильму Галины и Анны Евтушенко было то замечательное обстоятельство, что показ происходил в индийском посольстве. После просмотра один сотрудник посольства с ясным сиянием в темных очах и мягкой сдержанной восточной улыбкой в личном общении стал объяснять мне, что Индия — она почти Россия, а Россия — он как бы раздвигал пальцами грудь, обнажая душу, — почти Индия!..

Мне же в этой небольшой рецензии хотелось отметить тонкую работу авторов в теме, требующей в сегодняшнем раскаленном национальной проблематикой дне особой деликатности, мастерства и неподдельной любви.

Владимир КАРПОВ, Россия

Фото: Лев Хамаза



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции