Свет хасидского подполья

 Раввин Гиллель ЗАЛЬЦМАН, США
 29 октября 2015
 2765
… Когда реб Мендель был еще в тюремной камере, однажды его сокамерники-воры достали где-то колоду карт и стали играть. Один из охранников услышал подозрительные звуки, доносящиеся из камеры, заглянул в окошко и увидел, что происходит. Он поспешил открыть дверь и ворвался в камеру, чтобы конфисковать карты. К его огромному удивлению, карты исчезли!..  

Отрывки из книги. 

Продолжение, начало в №№ 1058–1062

 

Урок, преподанный ворами

В период своего заключения реб Мендель прошел множество трудностей. Из любого события он всегда извлекал для себя урок, как лучше служить Творцу. В тюрьме был закон, запрещавший играть в карты. Причина этого запрета состояла в том, что заключенные пользовались картами в качестве «жребия». В лагере были свои внутренние, жесткие и жестокие законы. Когда один из заключенных нарушал такой закон, он должен был сыграть в карты: если выиграл — получил жизнь в подарок, а если проиграл — проиграл жизнь, то есть его просто-напросто убивали при первой же возможности. В таком случае единственным способом спастись был донос начальству тюрьмы. Достаточно было сказать им лишь два слова: «Я проиграл».

Когда тюремщикам становилось известно о заключенном, который проиграл в карты, они тут же отделяли его от его дружков и переводили в другую тюрьму, тем самым спасая ему жизнь. Однако этот заключенный уже был помечен другими, и если ему доводилось встретиться с теми, кто знал, какое «преступление» тот совершил — донес начальству на своих, он становился отверженным среди заключенных, что было гораздо хуже смерти. Любой мог издеваться над ним и делать с ним все что хочет.

Чтобы избежать таких ситуаций, в тюрьме был введен строжайший запрет играть в карты. Когда реб Мендель был еще в тюремной камере, однажды его сокамерники-воры достали где-то колоду карт и стали играть. Один из охранников услышал подозрительные звуки, доносящиеся из камеры, заглянул в окошко и увидел, что происходит. Он поспешил открыть дверь и ворвался в камеру, чтобы конфисковать карты. К его огромному удивлению, карты исчезли. Тюремщик устроил тщательный обыск, но ничего не нашел. Делать нечего — он вышел с пустыми руками. Так происходило несколько раз: заключенные играли в карты, охранник видел через окошко карты у них в руках, но как только заходил в камеру, карты просто исчезали.

Реб Мендель, который, как мы сказали, находился в одной камере с этими ворами, удивлялся не меньше, чем охранник: куда же девались карты? Надо сказать, что между заключенными царило особое единство, они полностью доверяли друг другу. Поэтому реб Мендель позволил себе спросить одного из заключенных: «В чем ваш фокус? Я же своими глазами видел, как вы играли в карты, куда они делись?»

Заключенный раскрыл ему секрет: «Дело в том, что один из наших дружков — карманник высшего класса. Специалист, которому нет равных. Когда мы слышим, что охранник поворачивает ключ в замке, карманник быстро собирает все карты со стола. Тюремщик заходит, и тут вор неуловимым движением руки кладет карты ему в карман. Тот, разумеется, и представить себе не может, что карты у него в кармане. Он проверяет карманы всех заключенных, а в свой карман, разумеется, ему и в голову не приходит засунуть руку. Ну а когда он уже на выходе, вор незаметно вытаскивает карты у него из кармана. Так можно и дальше продолжать играть!»

Для реб Менделя это был поучительный урок. На итваадутах он много говорил о том, что выучил от этого вора: прежде чем ищешь у других, поищи у себя!

 

Реб Мендель передает весточку из Сибири

Реб Мендель, понимая, что наши люди тревожатся за него, не зная, в живых ли он или нет, старался найти способ передать, что он жив.

Мой деверь, реб Арье Лейб Демиховский, рассказал мне, что в начале 1950-х на Комаровский рынок в Минске, где располагалась кошерная скотобойня его отца, моего тестя реб Эфраима Демиховского, пришел незнакомый мужик (нееврей) и рассказал ему по секрету: «Я недавно вышел из тюрьмы в Сибири. Там есть один еврей, Мендель Менделевич. Он очень важный и уважаемый человек, все его очень ценят и любят. Мы организовывали ему особое место для молитвы и старались не мешать ему, пока он молился. Когда он узнал, что я скоро выхожу на свободу, он обратился ко мне с просьбой: «Если ты увидишь еврея, который выглядит, как я — с бородой, в кепке и с прочими еврейскими признаками, передай ему мое имя и скажи, что я жив, чувствую себя хорошо и полон надежды, что совсем скоро меня тоже освободят. Пусть не беспокоятся».

Так из-за стен советского лагеря в страшной Сибири реб Мендель позаботился передать весточку нашим людям в России. Однажды он рассказал мне, что были моменты, когда он впадал в отчаяние. Он думал, что уже все евреи покинули Союз, и лишь он один-единственный остался в тюрьме. Он выходил в лес рубить дрова вместе со всеми заключенными, и в голове у него крутилась мысль, что он выполняет заповедь: «Человек должен говорить себе: “Для меня создан мир”». (Как известно, мир не может продолжать существование, если в нем не останется ни одного еврея. Так и здесь — реб Менделю казалось, что он — последний еврей в СССР. – Прим. ред.)

В 5713 (1953) году внезапно умер жестокий диктатор Сталин, и Никита Хрущев, который занял его пост, раскрыл на публичное обозрение все ужасы, которые творились под руководством и по инициативе Иосифа Виссарионовича. Вследствие этого были освобождены почти все заключенные, которые попали под волну репрессий 1937–1938 годов и были обвинены в религиозной пропаганде, а также те, кто был арестован в ­1946–1947 годах по обвинению в попытке побега из СССР. Среди них был освобожден и реб Мендель. Он решил поселиться в Черновцах, т.к. там жил его хороший друг реб Моше Вышецкий, реб Хаим Залман Козлинер и другие знакомые хасиды Хабада.

 

Почему реб Мендель восхищался Рыбницким Ребе?

В то время в городе проживал Рыбницкий Ребе, Ребе Хаим Занвиль Абрамович, которого многие считали великим праведником и просили у него благословений. Его приближенные с восторгом рассказывали, что он каждый день постится (т.е. ест только раз в день — вечером, а в светлое время суток постится. – Прим. пер.), каждый день ходит в микву и его молитва длится долгие часы.

Хасиды Хабада слышали все эти невероятные рассказы, но их это как-то не впечатляло. Они знали, что хотя он великий праведник, у них есть свой Ребе. Разумеется, и реб Мендель отреагировал так же, когда ему рассказали о необычайной праведности Рыбницкого Ребе и о том, что многие идут к нему за благословением. Однако когда ему описали, как реб Хаим Занвиль служит Всевышнему — как он постится весь день, каждый день окунается в микву, а зимой — в прорубь (в Черновцах, как и во многих других местах, миквой служила река. – Прим. пер.), и молится долгими часами, реб Мендель преисполнился восхищения и сказал, что хотел бы встретиться с этим праведником. (Кстати, гораздо позже реб Мендель рассказал мне, что однажды пошел с ним вместе окунуться в реку зимой, когда стоял сильный мороз. Они прорубили лед, реб Мендель окунулся несколько раз и вышел. А Рыбницер продолжал стоять в ледяной воде и окунаться, чтобы исполнить эту заповедь со всеми ее тайными смыслами.)

Хасиды удивленно спрашивали друг друга: почему реб Мендель восхищается Рыбницким Ребе больше, чем остальные хабадники? Однажды, во время итваадута, реб Мотл Козлинер сказал в своем особом стиле: «Я вам скажу, почему нас не впечатляют истории о Рыбницком Ребе, а реб Менделя — да. Никто из нас просто-напросто никогда не пробовал молиться на протяжении всего дня, поститься каждый день или окунаться в прорубь зимой. Поэтому мы не понимаем величия этих поступков. А реб Мендель, в отличие от нас, понимает, о чем речь, ведь он сам служил Всевышнему подобным образом. Так что когда он услышал, что есть такой еврей, так поразился, что непременно захотел его увидеть!»

Через короткое время реб Мендель и реб Хаим Занвиль стали настоящими друзьями. Следует подчеркнуть, что Рыбницкий Ребе, кроме того что был большим праведником в служении Творцу, был еще и большим знатоком Торы, умным и проницательным человеком и при этом чрезвычайно скромным. Как известно, реб Мендель не был из тех, кто подвержен угрюмости и мрачности, а как раз наоборот: он любил радость и веселье и на итваадутах частенько рассказывал разные истории, много шутил. Некоторым «чрезвычайно религиозным» хасидам не нравился такой стиль, но Рыбницкий Ребе как раз любил сидеть и общаться с реб Менделем. Он знал о том, на какое самопожертвование ради Торы реб Мендель шел в Сибири, и умел ценить это.

В то время, когда реб Хаим Занвиль жил в Черновцах, он знал многих хабадников и очень тепло к ним относился. Среди них были реб Моше Вышецкий, реб Хаим Залман Козлинер, реб Авраам Шмуэль Левенгорц и другие. Он знал твердость характера хабадников, которых не смогли сломить никакие постановления коммунистов, и очень это ценил.

Раввин Гиллель ЗАЛЬЦМАН, США

Продолжение следует



Комментарии:

  • 8 ноября 2015

    Гость

    Очень интересно. С нетерпением жду продолжения


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции