Архивные свидетельства Катастрофы

 Фрэдди Зорин
 29 октября 2015
 2952

«Онег Шабат» («Радость субботы»)  — так называлась подпольная еврейская неформальная группа, которую основал еврейский историк Эммануэль Рингельблюм в Варшавском гетто для архивного документирования жизни в гетто. Название организации происходит от субботы, в которую проходили регулярные встречи группы. Письменные свидетельства, собранные группой Онег Шабат, получили название «Архив Рингельблюма», который был включён ЮНЕСКО в список важнейших письменных документов « Память мира».

Осенью 1940 года немецкие оккупационные власти переселили Эммануэля Рингельблюма вместе с родными в Варшавское гетто. Там он сумел организовать нелегальный научно-исследовательский институт! 22 ноября 1941 года был утвержден план работы и распределены обязанности между десятками людей, привлеченных к деятельности группы. В целях конспирации организация была названа «Ойнег Шабос» («Радость субботы») — ее участники собирались вместе по субботам с отчетами о сделанном за неделю.

Единомышленники и помощники Эммануэля собирали документы — немецкие и юденрата, включая объявления, предписания, афиши, плакаты, письма, фотографии, газетные вырезки, литературные произведения, образцы детского творчества и даже некоторые предметы обихода. Члены группы записывали личные свидетельства и по возможности проверяли их достоверность. Накопление материалов продолжалось более полутора лет.

Рингельблюм впервые обобщил и проанализировал эту ценную информацию. Были проведены тематические исследования, в частности о положении женщин в гетто. Стоит ли говорить о том, что миссия, выполнявшаяся добровольцами из «Ойнег Шабос», была не только многотрудной и опасной, но и крайне сложной в психологическом аспекте — по сути, самими свидетелями и жертвами Холокоста документировалась хроника тех страшных событий.

Когда над еврейским гетто в польской столице начали сгущаться свинцовые тучи, встал вопрос о том, как сохранить архивы, дабы они не оказались уничтоженными. Все материалы решено было разделить на три части, уложить в металлические мусорные баки и в бидоны из-под молока и зарыть в землю в заранее выбранных местах. В конце февраля 1943 года Эммануэль вместе с женой и сыном выбрался из Варшавского гетто. Они укрылись в так называемом бункере «Крыся» по улице Груецкой. Это убежище было оборудовано на территории земельного участка, принадлежавшего местному садоводу Мечиславу Вольскому. Землянку строили молодые евреи. Для этой цели их нелегально переправляли из гетто. Расходы на строительство и на содержание бункера взяли на себя семья Вольских и подпольная организация «Жегота**».

С 1942 по 1944 год в бункере находилось десять еврейских семей общей численностью 38 человек. Среди них преобладали люди молодого и среднего возраста. Но было также несколько детей и пожилых людей. Мечислав осуществлял связь этих евреев с внешним миром, а его племянник, подросток Януш Высоцкий выполнял функцию сторожа, предупреждая обитателей бункера о приближении посторонних лиц. Вместе с еврейским подростком Шимоном Януш выносил из убежища хозяйственный мусор и продукты жизнедеятельности.

Укрывать евреев помогали все члены семьи Вольских и некоторые их родственники, среди которых была Галина Чекаевская. Она оказывала соотечественникам, прятавшимся в бункере, медицинскую помощь. Чтобы избежать подозрения при закупке для них значительного количества продовольствия, Мечислав Вольский открыл при своем доме небольшой продуктовый магазин.

Убежище располагалось в саду, под остекленной теплицей. Свое название оно получило от скрывавшихся в нем евреев — «кристаллик» (по-польски «крыся»). Землянка имела форму длинного узкого прямоугольника общей площадью 28 квадратных метров и была совместима с размером парника. По обе стороны вырытого подземного помещения располагались в два яруса нары, на которых могли разместиться 34 человека. Остальные четверо спали на раскладных кроватях. Между нарами стоял длинный стол со скамейками. В бункере были две карбидные лампы. В отсеке на левой стороне землянки находилась небольшая кухня, дым от которой маскировался наверху растительностью в теплице.

Из-за плохих гигиенических условий в укрытии стоял неприятный запах. В течение всего светового дня укрывавшиеся должны были соблюдать абсолютную тишину, чтобы не привлекать внимание работников, нанятых Мечиславом Вольским для выращивания овощей в его саду. Перенести долгое пребывание в подземелье мог не каждый. Так, покончила с собой 13-летняя девушка Барбара — по принципу: «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас». Что же касается Эммануэля Рингельблюма, то он в бункере «Крыся» продолжил работу по сбору и обработке важных для архива документов.

В соавторстве с Адольфом Берманом, позднее репатриировавшимся в Израиль и давшим показания на процессе по делу Адольфа Эйхмана, он написал материал о судьбе еврейских писателей в оккупированной Польше. Исследовательский труд был переправлен в Научный еврейский институт в Нью-Йорке.

Эммануэль Рингельблюм оставил свидетельство о гибели легендарного педагога, писателя, врача Януша Корчака. Когда в августе 1942 года пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак не оставил детей. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и вместе со своими воспитанниками принял смерть в газовой камере.

История бункера «Крыся» тоже завершилась трагически. Укрытие было обнаружено гестаповцами 7 марта 1944 года по доносу 18-летнего Яна Лакинского. В том момент, когда нагрянули гитлеровцы, один из находившихся в землянке — адвокат Тадеуш Клингер — выпил цианид. Остальные обитатели и среди них Эммануэль Рингельблюм, его супруга Юдита и сын Ури, а также хозяева дома были арестованы и препровождены в тюрьму Павяк. Через три дня всех их расстреляли среди развалин Варшавского гетто.

Спустя десятилетия члены семьи Вольского — Мечислав, Малгожата, Галина и Ванда, а также Януш Высоцкий были признаны Праведниками народов мира иерусалимским мемориальным институтом «Яд ва-Шем». На месте, где находились сад и бункер, установили памятную доску. А выслужившийся перед немцами юный доносчик не ушел от ответа. Суд Варшавского округа Армии Крайовой приговорил Яна Лакинского к смерти. Приговор был приведен в исполнение 24 марта 1944 года группой Станислава «Руги» Сеньковского у ворот дома семьи Лакинских.

Как же сложилась судьба архивов Рингельблюма? Практически все члены группы «Ойнег Шабос» погибли во время ликвидации гетто в Варшаве, и указать, где спрятаны контейнеры с документами, с точностью не мог никто. Тем не менее 18 сентября 1946 года была обнаружена вторая часть архива, спрятанная в двух молочных бидонах, а 1 декабря 1950 года, в ходе строительных работ, нежданной находкой стала первая честь архивных материалов. Третья часть документов не найдена до сих пор.

Но и обнаруженные 2 тысячи единиц хранения общим объемом в 35 тысяч страниц — материал огромный и поистине уникальный. Важно подчеркнуть: сам факт существования архива Рингельблюма, созданного в условиях жесточайшего нацистского террора, в атмосфере постоянно грозящей смерти, уникален, и это равносильно гражданскому подвигу. В честь Эммануэля Рингельблюма названа одна из варшавских улиц, его имя присвоено Институту по изучению истории и культуры еврейской общины Польши — в статусе государственного учреждения. Стены института стали надежным хранилищем архивов Эммануэля Рингельблюма — этого своеобразного послания нам, живущим сегодня, с призывом не забывать прошлого во имя будущего, где трагедия Холокоста не должна повториться.

Документы, собранные и систематизированные группой «Ойнег Шабос», — это и отповедь современным отрицателям Катастрофы европейского еврейства, которые публично называют Холокост выдумкой, еврейской сказкой-страшилкой, но не более того. Если бы так!..

Фрэдди ЗОРИН, Израиль

___

*ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

**Жегота (Żegota, также известна как Konrad Żegota Committee) — кодовое название Совета помощи евреям (Rada Pomocy Żydom), подпольной организации в оккупированной немцами Польше с 1942 по 1945 год.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции