Король смеха
Его называли королем смеха, а он, как вспоминал его сын Оливье де Фюнес, «был чистым аристократом, любившим собственную и единственную жену, удившим рыбу и выращивавшим розы». И не любившим шумной, обыденной жизни. Он «жил в собственном мире и старался, чтобы к этому миру никто не притрагивался».
Поздний дебют
Единственной и всепоглощающей страстью Луи Жермена Дэвида де Фюнес де Галарса, родившегося в 1914 году неподалеку от Парижа в департаменте Верхняя Сена Курбевуайе, было кино, куда он пришел довольно поздно — в 30 лет, когда за спиной иных актеров насчитывается не один десяток ролей.
Но так сложилась судьба. И до своего появления в 1945 году в первой роли портье в кабаре Le Paradis в фильме режиссера Жана Стели «Барбизонское искушение» ему пришлось перебывать на самых разных ролях в жизни: он работал скорняком, чертежником, оформлял витрины маленьких магазинчиков, ранним утром развозил молоко, был тапером, бухгалтером, художником-оформителем, выступал в кабаре, мюзик-холле и даже на радио. Но судьба распорядилась так, что, начав свою жизнь посыльным, он кончил ее членом ордена Почетного легиона, одним из самых любимых актеров Франции, одним из великих комических актеров мирового кино. Не каждому суждено проделать такой путь. Он проделал. И вполне достойно.
А впервые де Фюнес вышел на сцену в Куломмьерском колледже в пьесе «Королевский индюк», где исполнил роль сына полка армии Генриха IV. Один из рецензентов заметил юное дарование, написав, что тот «играет с огоньком». Но дарованию хотелось огня — и оно его вскоре добилось. Но не на театральных подмостках, а в кино.
Он был необычайно талантлив от рождения, внятно выражать свои мысли научился раньше, чем ходить; с детства без труда говорил на французском, испанском и английском; увлекался игрой на фортепиано и рисованием. Был подвижен, обаятелен, необычайно смешон в своих ужимках, гримасах и изобретательных проказах. И сохранил все эти качества в зрелые годы. После войны, снимаясь преимущественно в проходных картинах в эпизодических, порой уж совсем крошечных ролях, за каких-то десять-двенадцать лет вырос в большого мастера французского кино.
Кино комедийного, которое всегда было в фаворе у французов. И которое любил весь мир.
Ловкач Блеро
Это была его первая главная роль — роль симпатичного мошенника Блеро. Фильм «Не пойман — не вор» вышел на экраны Франции в 1958 году. Режиссер Иван Робер хотел снять комедийный детектив о хитром, умном и вызывающем симпатию браконьере, который все время выходит победителем из постоянных схваток с полицейскими. Дело разворачивается в небольшом французском городке Монпаньяр. Покой города постоянно нарушает рыночный торговец Блеро. У него есть разрешение продавать грибы. Но рыба у жителей городка пользуется большим спросом.
Чтобы заработать и прокормить семью, он нарушает закон дважды — нелегально рыбачит и нелегально сбывает улов. Но полицейские не могут предъявить обвинений нарушителю порядка, потому что не могут поймать его за этим теневым занятием, ну а если не пойман, то, разумеется, не вор. На эту роль Робер и пригласил Фюнеса. На его счету было уже не менее десятка других комических ролей, к этому времени он стал популярным актером, до известности оставалось сделать один шаг.
Режиссер помог актеру его сделать — на роль симпатичного мошенника-героя он искал настоящего лицедея, да еще с холерическим темпераментом, выразительной мимикой и умением заострять роль до гротеска, в то же время не превращая ее в карикатуру. Фюнес обладал всеми этими достоинствами. И сыграл роль так, что ни одного француза, посмотревшего этот незатейливый фильм, не оставил не просто без улыбки — без смеха. Долгожданный успех пришел — актер в мгновение ока стал любимцем не только многомиллионной Франции, но, что гораздо важнее, фортуны — с этих пор капризная дама не оставляла своего любимца.
Для 1958 года картина была новым словом в комедийном жанре — сегодня пересматриваешь ее с ностальгией. Естественно, многое устарело, режиссерские приемы, киноязык, сюжет, пожалуй, только Луи де Фюнес по-прежнему обаятелен и молод, и по-прежнему его игра вызывает смех, улыбку и восхищение.
С этого полноценного дебюта в кино на многие десятилетия (счастливая судьба!) он становится кумиром огромной категории зрителей не только Франции. Проходит всего несколько лет, и его добрый юмор, беззлобные шутки, смешные до колик ужимки и гримасы покоряют всю Европу. В 1960-е фильмы с его участием закупает Советский Союз, кинотеатры в Москве, (чему я был свидетель), в которых демонстрировались знаменитые приключения мирового злодея Фантомаса (Жан Маре), брались москвичами всех возрастов с бою, думаю, и в провинции происходило то же самое. Более смешному, нежели страшному, картоночному и масочному злодею Фантомасу противостоял маленький (рост 1 м 64 см), юркий и необычайно подвижный комиссар Жюв (Луи де Фюнес).
Теряюсь в догадках, как в те времена пропустили на советский экран такое, — это была «чистая идеологическая диверсия» (как говорили в те годы): долгое время в Фантомаса играло не одно поколение советских мальчишек, которым изрядно поднадоел навязываемый школой, навязший в зубах «положительный герой» Павка Корчагин. «Зло», пусть и такое, гораздо притягательнее (особенно в юном возрасте), нежели «идейное», беспримесное, да еще навязываемое революционное «добро».
Де Фюнес разбушевался
В хорошем смысле. Не так, как его герой во втором фильме знаменитого киноромана «Фантомас разбушевался», пытающийся разработать секретное оружие, чтобы приобрести власть над всем миром. Французский комедийный артист Луи де Фюнес добивался того же самого, но ему нужна была другая власть — власть смеха, доброты, человеколюбия. И оружие у него было совсем другое — потрясающий комический талант. Все происки Фантомаса были сорваны — Фюнес своего добился в конце 1960-х.
В это время он снимался в трех-четырех картинах в год. Был полон сил, энергии, темперамент захлестывал через край, его выдумки на сценической площадке были неистощимы и всегда вызывали смех на съемочной площадке, а это самый главный критерий успеха комедийной картины: если смеются профессионалы, будут смеяться обычные зрители.
Что и происходило от фильма к фильму. Кроме серии о Фантомасе, он снимается в цикле о приключениях провинциального жандарма Крюшо «Жандарм из Сен-Тропе» (1964), в фильмах Жерара Ури «Разиня» (1965) и «Большая прогулка» (1966), которые во всем мире посмотрели более двух миллионов зрителей. Пользовались успехом эти картины и в Советском Союзе — и не только потому, что СССР в те годы особенно дружил с Францией, а из-за великолепной игры Луи де Фюнеса и ни в чем ему не уступавшего меланхоличного партнера Бурвиля. Который тоже полюбился советским кинозрителям.
А затем были «Ресторан господина Септима» (1966), «Оскар» (1967), «Замороженный» (1969), «Человек-оркестр» (1970). Фюнеса дублировали такие замечательные актеры, как Глузский, Белявский, Гердт и другие мастера. Но в сознании советского зрителя с образом де Фюнеса стал в большой степени ассоциироваться голос Владимира Кенигсона — он настолько удачно совпал с физическими данными народного по сути французского артиста, что прочно вошел в советское (а ныне и российское) массовое сознание и стал его голосом в прокате. Довольно редкий случай в кино. Даже в мировом.
В 1968 году Луи де Фюнес был признан лучшим актером Франции. И в 1970-е годы он не потерял своей популярности, продолжая активно сниматься в кино. Только за несколько лет в прокат вышли фильмы «Жандарм на отдыхе», «Мания величия», «Приключения раввина Якова» и другие. В основном, как и раньше, он снимался в комедии положений, одни из них были более удачными, другие менее, главным оставалось одно — такое кино с участием великолепного комика скрашивало трагизм жизни. И не только простых французов.
«Как хороши, как свежи были розы…»
Жизнь печальна и безнадежна, будь ты великий комик, знаменитый трагик или даже президент де Голль. Всем известно, с чего всё начинается и чем заканчивается. В 1975 году один инфаркт за другим выбил его из кино, но не из жизни. Семья переехала в свое загородное имение XVII века, расположенное возле живописного, красочного Нанта. Атлантический океан нес другой воздух, над Бретанью стояло другое солнце, холмистая местность радовала взор.
Но сидеть без дела даже в этом местечке потомок аристократов, в чьих жилах текла жгучая аристократическая испано-португальская кровь, не мог. Что может дважды инфарктник? Вот именно: разводить розы в своем великолепном саду. Это занятие успокаивало, возвращало к жизни. Но без кино жизнь оставалась неполноценной. И только-только почувствовав себя лучше, он принял предложение режиссера Клода Зиди сняться в его фильме «Крылышко или ножка» (1976). И вновь почувствовал себя уж если не полным сил Фантомасом, то постаревшим Блеро. На этот раз пытающимся обмануть не простаков-полицейских, а смерть.
На какое-то время это ему удалось. Он снялся еще в нескольких картинах и даже попробовал себя в роли режиссера — в 1979 экранизировал «Скупого» своего любимого Мольера. Через три года снялся в картине «Жандарм и жандарметки». 27 января 1983 года сердце не выдержало, и сердечный приступ унес его в вечность.
Лауреат почетной премии «Сезар» за выдающийся вклад во французское и мировое кино, великий комик, король смеха Луи де Фюнес умирал с чувством, что сделал в этой жизни все, что мог.
Виктор ГОРН, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!