Зальцбург — «город соли на рану души»

 Фрэдди Зорин
 30 декабря 2015
 3484

Зальцбург, «соленый город» в западной Австрии, — столица федеральной земли Зальцбург, четвертый по величине город Австрии. Главными достопримечательностями этой столицы австрийской земли Зальцбург являются расположенные неподалеку от нее старейшие в мире соляные копи, которые сотни лет служили источником процветания местных жителей. А еще эти места связаны с жизнью и творчеством гения музыки Вольфганга Амадея Моцарта, уроженца этого города.

Биография еврейского Зальцбурга начинается примерно с X века. В XIII веке сформировались значительные общины в окрестных городах. В Зальцбурге, Галлейне и, вероятно, также во Фризахе уже тогда существовали синагоги. Во все времена на наших австрийских собратьев обрушивались беды. В 1404 году по ложному обвинению в осквернении особого хлеба, выпекаемого из пресного теста, состоящего из муки и воды, в Зальцбурге и Галлейне было сожжено все взрослое еврейское население. Зальцбургский собор 1418 года запретил евреям показываться на улицах без опознавательного знака — особой рогатой шапки, а еврейским женщинам и девушкам предписал привязывать к ногам колокольчики, чтобы за квартал было видно и слышно, что идут иудеи.

В 1487 году в Зальцбурге (хотя и не только в этом городе) на башне ратуши было выставлено деревянное изображение свиньи, кормящей грудью еврейских детей. Позже, в 1520-м, оскорбительную скульптуру заменили аналогичным мраморным изваянием, и этот позорный памятник (Judensau) простоял на выбранном для него месте до 1795 года. В 1498 году последовало изгнание евреев из владений архиепископства. Каждый еврей должен был подписать длинное заявление, где было сказано, что заявитель сего покидает землю Зальцбурга по доброй воле и по своему согласию.

Кроме того, архиепископ Леонгард фон Кейчбах (он-то, как утверждают, и заказал упомянутую мраморную свинью) постановил, чтобы впредь евреи не осмеливались вступать на его территорию без его разрешения. Они могли появляться в Зальцбурге лишь после уплаты специального налога Leibzoll и при этом находиться в городе не более часа. Евреям было разрешено забрать свое имущество после уплаты долгов и по возвращении заложенных у них вещей. Синагоги в Галлейне и Зальцбурге были разрушены. В течение трех столетий Австрия была закрыта для евреев, лишь временно приезжавших для торговых целей.

Сравнительно либеральным было отношение к евреям в армии. Это привело к тому, что многие избирали военную карьеру. Такое решение принимали по той причине, что некоторые другие профессии для евреев были недоступны. В 1893 году евреи составляли 8% всех офицеров армии в империи Габсбургов. В годы Первой мировой в войсках Австро-Венгрии служили около 300 тысяч солдат иудейского вероисповедания. Среди 2500 офицеров-евреев было три лейтенант-фельдмаршала и пять генерал-майоров. За четыре года войны на полях сражений погибло около 30 тысяч еврейских солдат.

Дальше, вплоть до 1930-х годов, евреи выдвинулись в Австрии на ключевые позиции в торговом, рекламном, банковском бизнесе и составляли высокий процент среди местной интеллигенции. На момент присоединения к Германии еврейское население Австрии составляло 181 778 человек. 12 марта 1938 года немецкие войска вошли на австрийскую территорию, а 13 марта был опубликован закон о воссоединении Австрии с Германией, согласно которому Австрия объявлялась «одной из земель Германской империи». После аншлюса евреи Зальцбурга разделили трагическую судьбу своих соплеменников из Вены, где проживало подавляющее большинство еврейского населения страны. В Зальцбурге состоялась церемония публичного сожжения книг, запрещенных нацистами.

В первое время после того как Австрия была поглощена Германией, власти предоставили евреям возможность покинуть страну и даже содействовали эмиграции. До начала Второй мировой войны из Австрии уехало, по разным данным, от 109 060 до 126 445 евреев — в США, Англию, Францию, Аргентину, Палестину и другие страны. Оставшиеся евреи, по разным источникам — от 58 000 до 66 260 человек, почти все погибли.

После того как 4 мая 1945 года Зальцбург освободили американские войска, туда начали возвращаться вынужденные переселенцы и беженцы, пережившие Холокост. Согласно воспоминаниям очевидцев, в окрестностях города собралось 13 200 человек — евреев и неевреев. Чтобы их разместить, были сооружены восемь временных лагерей, где их обеспечили минимально необходимым, пока решалось, где они поселятся и чем займутся, возвратившись к мирной жизни.

Ныне в Австрии сохранение памяти о жертвах Холокоста поддерживается на государственном уровне. В наши дни австрийские евреи имеют возможность изучать историю и традиции своего народа, языки иврит и идиш. Для учащихся еврейских школ организуют поездки в Израиль. В программу посещения исторической родины входят еврейские святыни и мемориал «Яд ва-Шем».

В Австрии есть еврейская пресса, развернута сеть кошерных ресторанов. Но антисемитизм не изжит: фашиствующие элементы вновь и вновь дают о себе знать. В 75-ю годовщину Хрустальной ночи злоумышленники нанесли ущерб синагоге, расположенной на Lasserstrasse, 8. Согласно распространенному в данной связи заявлению председателя местной еврейской общины Марко Файнгольда, в прошлом узника четырех концентрационных лагерей, вандалы распылили желтой краской еврейские звезды, вымазали густым черным лаком домофон, видеокамеру наружного наблюдения и дверной звонок, а также испортили клеем замки.

Ранее оборудование синагоги уже несколько раз приходилось заменять вследствие атак антисемитов. В ответ на действия преступных элементов Томас Рандишек, член Федерации культурных объектов Зальцбурга, организовал у здания синагоги пикет протеста, участие в котором приняли 120 жителей города.

Другим печальным событием стало осквернение памятника, установленного в Зальцбурге на месте сожжения нацистами книг. Неизвестные залили монумент неким веществом наподобие гудрона. Это же вещество использовали в предыдущие годы в Зальцбурге для порчи «камней преткновения» — вмонтированных в мостовую знаков в память о жертвах Катастрофы — жителях города. Памятник, поврежденный вандалами, был установлен в 2011 году. На нем высечена цитата немецкого поэта Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия — там, где сжигают книги, будут сжигать и людей».

Люси, дама почтенного возраста с российскими корнями, наш экскурсовод по Зальцбургу, подвела нас к Юденгассе — еврейской улице, точнее, переулку, который протянулся от площади Альтермаркт в сторону площади Ваагплатц. Некогда здесь была синагога, и в каждом из домов проживали наши собратья. А что теперь? Осталось наименование, да еще барельеф, установленный на одном из зданий, — дань памяти мастеровым людям, проживавшим и трудившимся в этом уголке города.

Ныне на еврейской улице сплошь магазины модных товаров (к слову, по популярности торговых заведений Юденгассе занимает второе место в городе), но нет ни одной мемориальной таблички, которая засвидетельствовала бы былое еврейское присутствие. Разве что стены квартир помнят тех, кто согревал их своим теплом, да мостовая — ходивших по ней. Если бы камни могли говорить! Признаюсь: маленькая улочка вызвала у меня больше эмоций, чем весь остальной Зальцбург с его всемирно известными историческими объектами. И в автобусе, увозившем нашу туристическую группу из столицы этой австрийской земли, вылились из моего сердца поэтические строки:

 

Здесь туристы, как пчелы на пасеке.

Жизнь бурлит, все довольны вполне.

Зальцбург. Будни похожи 

на праздники.

Почему же не радостно мне?

Грустно, осень хотя и не хмурится,

Шелестя желто-красной листвой.

Юденгассе — Еврейская улица

Пролегла в этот час предо мной.

Вот — урок всем живым в назидание,

Отблеск, отзвук трагических лет:

Есть у улочки этой название,

А евреев, как не было, нет.

Сердце полнится горькой обидою

За раввинов, торговцев, портных.

Всюду звезды погасли Давидовы.

Кто тут помнит собратьев моих?

Б-г — свидетель: возмездья не жаждаю,

И другие теперь времена,

Но стена этой улочки каждая,

Это, в сущности, плача стена. 

И в немом замираю укоре я.

Как мне острую боль заглушить?

Зальцбург. Главы еврейской истории,

Город соли — на рану души.

 

Фрэдди ЗОРИН, Израиль

Фото автора



Комментарии:

  • 15 января 2020

    Александр

    На Юденгассе не было синагоги (только молельня, по всей видимости).

    На Юденгассе жило всего 12 (!) семей (не было тут диаспоры, да и сегодня нет).

    Синагога на Лассергассе не может собрать достаточного количества мужчин, чтобы хоть раз (!) развернуть Тору.

    Я бы на месте уважаемого автора печалился по этому поводу, а не по тому, что на Юденгассе нет табличек (будто само название улицы - не "табличка").



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции