Поговорим об интересном: о женщине

 Михаил ГОРЕЛИК, Россия
 28 января 2016
 5147
Об отношении Всевышнего к первой женщине, а в ее лице и ко всем ее дочерям, внучкам и правнучкам. Из сказания раби Симеона бен Манасии: « материнской заботливостью Господь собственноручно заплел в косы волосы Евы перед тем, как впервые показать ее Адаму». Собственноручно заплел. С материнской нежностью. Ужасно трогательный текст. Вопрос: согласны ли вы с тем, что женщина — высокомерное, любопытное, болтливое, завистливое, праздношатающееся и исполненное прочих дефектов существо? Или все-таки золотой сосуд? Что вы об этом думаете? Непременно пришлите свои соображения в «Алеф»…  

 

Вот три текста — два из мидрашей, один из Талмуда — о сотворении женщины (в изложении Бялика и Равницкого):

«И Господь образовал Еву из ребра Адама».

Рассудил Господь так:

– Не сотворю ее из головы его, дабы она не была высокомерной; не из глаза его — чтобы она не была любопытной; не из уха — чтобы не подслушивала; не из уст — чтобы не была болтливой; не из сердца — чтобы завистливой не была; не из рук — чтобы не была любостяжательной; не из ног — чтобы не была праздношатающейся.

Из ребра — скромной и скрытой части тела — сотворил Господь женщину и, по мере образования каждого из членов тела ее, приговаривал: «Будь кроткою, женщина! Будь добродетельной, женщина!»

Однако же ни от одного из перечисленных недостатков не свободна женщина.

Закавыченная преамбула — свободный перевод Торы (Берейшит 2:22). Вообще говоря, Талмуд — мужская книга, написанная мужчинами для мужчин. По сегодняшним меркам это звучит неполиткорректно, но зачем мне морочить вам голову: как говорят на иврите, «ма ше еш», то бишь «есть то, что есть». Отвлекшись от серьезных галахических проблем, народ может поговорить и о женщинах: об их всем очевидных и бьющих в глаза несовершенствах.

Забавно, что автор не только описывает деяния Всевышнего, но и уверенно реконструирует ход Его мысли. Результат творения женщины оказался далек от намерений: ни одной из грозящих опасностей избежать не удалось. Казалось бы, найден безобидный орган, относительно которого нет ни малейших опасений, но и он оказался инфицирован, причем до такой степени, что содержит все злокачественные опции прочих органов. Увы, увы! Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех. Не стоит относиться к этому тексту чересчур серьезно. Мудрецы позволяли себе при случае пошутить. А это такая типично мужская шутка. Но в Талмуде есть и совершенно иной взгляд на женщину.

«Ваш Б-г — вор, — сказал кесарь рабану Гамлиелю, — усыпил Адама и у сонного ребро украл». – «Позволь мне, отец, ответить вместо тебя», — сказала дочь р. Гамлиеля. И, обращаясь к кесарю, продолжала: «Я требую правосудия: прошлой ночью к нам забрались воры и, похитив серебряный кубок, оставили нам кубок из чистого золота». – «О, если бы каждый день посылали нам боги подобных воров! — воскликнул кесарь. — Так дурно ли было для Адама, что взамен ребра ему дана была женщина?»

Сон неоднократно описывается в Торе, в Танахе, в Талмуде. Сон Адама — первый среди этих описаний. Всевышний выступает здесь как анестезиолог. По причине, о которой я уже говорил, женщина в Талмуде действует достаточно редко. И отнюдь не всегда столь успешно, как в этом рассказе: она одерживает над мужчиной, причем над мужчиной с изощренным умом, убедительную интеллектуальную победу, отстаивает еврейские ценности.

В Талмуде есть ряд эпизодов, где еврейские мудрецы общаются с императором. Порой император — злодей, порой, как и в этом случае, — дружественный и заинтересованный собеседник. Притом знающий Тору, во всяком случае один из ее эпизодов. И размышляющий над ним. Неуважительное высказывание императора о Всевышнем не продиктовано дурными намерениями. Ни одна из сторон не пытается полемически сокрушить другую, навязать ей свою картину мира. Император остается при своих «богах», но в результате лучше понимает еврейскую точку зрения. Увы, таковые императоры скоро перевелись.

А вот напоследок еще один текст — об отношении Всевышнего к первой женщине, а в ее лице и ко всем ее дочерям, внучкам и правнучкам.

Из сказания раби Симеона бен Манасии:

– С материнской заботливостью Господь собственноручно заплел в косы волосы Евы перед тем, как впервые показать ее Адаму.

Собственноручно заплел. С материнской нежностью. Ужасно трогательный текст.

Вопрос: согласны ли вы с тем, что женщина — высокомерное, любопытное, болтливое, завистливое, любостяжательное, праздношатающееся и исполненное прочих дефектов существо? В качестве несложного, полезного и приятного упражнения дополните ряд женских дефектов самостоятельно.

Или все-таки золотой сосуд? А? Что вы об этом думаете? Что говорит ваш жизненный опыт?

Непременно пришлите свои соображения в «Алеф».

Михаил ГОРЕЛИК, Россия

Иллюстрация: http://yandex.ru/clck/



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции