До встречи в Сети!

 Леонид ГОМБЕРГ, Россия
 28 января 2016
 2202
- Владимир Вишневский (он же Сострадамус, он же Акын online) — самый современный из всех современных поэтов. Вместо того чтобы публично лить слезы по поводу того, что интернет съел литературу, бумажные книги никто не читает, а тем более никто не покупает, Вишневский собственноручно переносит читателя в виртуальную Cеть… посредством той самой бумажной книги. Проще говоря, если гора не идет к Магомету, надо что-то делать с горой!  

Много лет назад, в ненастную пору 1990-х, учредитель одной из еврейских газет г-н Т. Г. поручил мне позвонить Владимиру Вишневскому, уже известному тогда литератору, и попросить его к каждому номеру нашей еженедельной газеты писать свои знаменитые «фразы», которые как девиз недели печатались бы на первой полосе рядом с логотипом.

Мысль отличная! Я позвонил и рассказал поэту об идее нашего Т. Г.; Вишневский задумался, задал пару вопросов, а потом сказал: «Понимаете, это работа, очень большая и серьезная». И он прав: чем меньше и смешнее «стих», тем больше серьезной работы!

Представлять читателям Владимира Вишневского нет никакой необходимости. Он автор более двадцати книг, снялся в двух десятках кинокартин, широко известен как телеведущий. Его строки типа: «О, как внезапно кончился диван!» или «Я умираю, но об этом позже» давно стали афоризмами, которые по разному поводу повторяют наши сограждане. Его считают едва ли не самым цитируемым современным российским поэтом.

Вишневского иногда сравнивают с Игорем Губерманом, но это напрасно. Несмотря на то, что формы их стихотворчества иногда пересекаются, они совершенно разные в главном — в своем имидже. Игорь Миронович — отчаянный зек, рубаха-парень, сквернослов и выпивоха. Владимир Петрович — салонный острослов, светский лев и «интересная штучка». И речь, конечно, не о манере поведения, а о глубинном содержании их творчества…

Владимир Вишневский (он же Сострадамус, он же Акын online) — самый современный из всех современных поэтов. Вместо того чтобы публично лить слезы по поводу того, что интернет съел литературу, бумажные книги никто не читает, а тем более никто не покупает, Вишневский собственноручно переносит читателя в виртуальную Cеть… посредством той самой бумажной книги. Проще говоря, если гора не идет к Магомету, надо что-то делать с горой!

Книга В. Вишневского «Любимая, я знаю, ты в Cети» (М.: АСТ, 2015) фактически состоит из интернет-постов, а точнее, пародий на них. В ней — всё пародия: и тексты, и заглавие, и аннотация, и обложка, и даже фото на обложке. Книга эта не просто имеет право на существование — она живет полной жизнью, не обращая никакого внимания на общественный стресс (особенно представителей старшего поколения), связанный с переходом от печатных изданий к виртуальным постам. Автор смело и, кажется, вполне добровольно объявляет себя Акыном с его многотысячелетней миссией, выраженной емкой формулой: «что вижу, то и пою».

«А вдуматься, мы чаю и не пили…»

Или —

«Не зря боюсь я встреч 

выпускников…»

Или — мое любимое:

«Да, все серее наши кардиналы…»

Суть здесь в том, что к этой небольшой строчке ничего прибавить невозможно, сколько не старайся, — в ней уже сказано все.

Жанр одностишия, кажется, привнесенный в современную литературу Вишневским, не то чтобы доминирует в книге, но он, как говорится, делает погоду, хотя есть в ней и дву-, и трех-, и четверо-, и сколько угодно «-cтиший», и даже большие стихотворения. Есть и циклы, которые пунктиром проходят через всю книгу: «Было – Стало», «Из Жизни» и так далее. Но именно одностишия (хотя не только они) оставляют широкий простор для размышлений: здесь важно не то, что сказано, а то, что разворачивается за пределами сказанного: нет сомнений, что до, после и рядом происходят суровые драмы, легкие водевили и даже криминальные ужастики.

Некоторые «возгласы» современного Акына, кажется, можно сравнить с примитивизмом в живописи, но нет сомнения, что «примитив» является искусством только в той мере, в какой он маскирует серьезные страсти и чувства, угадывающиеся за словами, иногда лишь намеком, а иногда и явно…

Через целую жизнь я пронес

Безответный

Еврейский вопрос.

Иногда кажется, что поэтические фразы Вишневского просто в готовом виде взяты из Сети. Вся эта интернет-глупость, интернет-пошлость, интернет-наивность, интернет-агрессия обобщены автором в фантастические фигуры, которые, однако, реально существуют в нашем сознании, необязательно даже в облагороженном виде. Хотим мы того или нет, но эти виртуальные хлопоты — лишь фрагментарное отражение окружающей реальности и  наивной веры в то, что мы как-то влияем на… ну, или хотя бы предметно существуем в современной картине мира. Вишневский прекрасно уловил и вдоволь посмеялся над нашим наивным желанием увидеть реальные проблемы в воображаемом пространстве. И не беда, что выглядим мы глуповато.

Такова жизнь… в Сети.

Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции