Дорога к Храму

 Раввин Карпов
 28 января 2016
 2025
К 27 января — Международному дню памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day   Эта дата является первым всемирным днем памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года. Генеральная Ассамблея ООН начала специальное заседание, приуроченное к 60-й годовщине освобождения советскими войсками узников нацистского концлагеря в Освенциме 27 января 1945 года, с минуты молчания. За время существования Освенцима в нем погибли, по некоторым оценкам, от 1,5 до 2,2 миллионов человек. Заседание открыл тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который призвал «нынешнее и будущие поколения» не дать повториться ужасам фашизма. Из соображений политкорректности среди освободителей не выделялась особая роль Советской армии (речь шла об «армии союзных держав»), а среди жертв не подчеркивалось, что речь идет о людях «еврейской национальности». Вместо этого говорилось о «жертвах нацизма». Тем не менее пусть и молчаливое, но признание значимости этого исторического факта, которое прозвучало с трибуны ООН, — важный шаг в правильном направлении. Ниже мы приводим анализ великой национальной трагедии, имя которой Холокост.

Огнепалимая жертва

Но старость — это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Пастернак, 1931


Ицхакуню, наш Отец

Повязали, как баранец.

Народная песня


«И сказал Господь: Прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака; и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» («Берейшит», или «Бытие», 22:2)

 

Один из четырех видов жертвоприношений получил название огнепалимой, а жертва всесожжения — ола, поскольку, согласно закону Торы, она целиком сжигалась на жертвеннике и возносилась (ола) наверх. Конечно, все это станет актуальным существенно позже, после дарования Торы, когда будет установлен первый передвижной Храм — скиния (мишкан), и там начнется храмовая служба. Но задолго до этого события мы находим в Торе упоминание о жертве всесожжения, в роли которой предстояло выступить… нашему праотцу Ицхаку! Именно такое повеление дал Всевышний Аврааму, как сказано (22:2): «И сказал ему: Авраам! И Он сказал: вот я! И Он сказал: прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака; и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Эпизод с жертвоприношением Ицхака — один из самых драматических в Торе. Всевышний неожиданно велит Аврааму принести в жертву своего сына, который родился по прямому благословению Творца и которому предстояло стать его наследником и преемником. Как такое может быть?!

Конечно, теперь-то мы знаем, что это было «всего лишь» испытание. Но сам Авраам, а тем более Ицхак об этом не могли знать и даже не догадывались. Тем не менее оба с готовностью отправились исполнять волю Всевышнего, поэтому Писание подчеркивает, что Авраам «встал рано утром» (а не стал откладывать на потом тяжелое поручение) и к указанному месту «они пошли вместе», т.е. единодушно, как сказано (22:8): «И сказал Авраам: Б-г усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И пошли оба вместе». При этом, как сообщает нам Традиция*, Авраам готов был идти до конца, поэтому он связал Ицхака, возложил его на жертвенник и даже уже занес над ним нож, и только когда сам ангел, посланный Творцом, в последний момент отвел его руку — только тогда Авраам понял, что прошел испытание.

И тут неожиданно весьма удачно подвернулся баран, запутавшийся рогами в кустах, которого Авраам в результате и принес в жертву вместо своего сына, как сказано (22:13): «И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими»**. Более того, устное предание (мидраш) рассказывает, что во время дальнейших действий с бараном в процессе его  жертвоприношения он каждый раз обращался к Всевышнему с молитвенной просьбой, чтобы это очередное действие было засчитано, как будто он проделывает все это со своим сыном. Многим это кажется чрезмерным: конечно, преданность Господу похвальна, но все же не до такой степени.

 

Вернемся к нашему барану

«И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими» (22:13)

Однако если мы посмотрим на результат усилий Авраама, то увидим, что готовность принести в жертву своего сына была оценена лишь как доказательство богобоязненности самого Авраама, как сказано (22:12): «…Ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га и не пожалел своего сына единственного ради Меня». Зато после принесения этого барана в жертву (что, казалось бы, является рядовым поступком и само по себе не заслуживает особой похвалы) Авраам получил исключительные благословения, как сказано (22:17): «…Я благословлю тебя, и умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет потомство твое вратами врагов своих. И благословятся в потомстве твоем все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего».

Но почему принесение в жертву барана вместо сына заслуживает таких благословений? Оказывается, чисто духовные усилия: внутренняя готовность Авраама исполнить волю Творца (поэтому, в частности, он сам запряг своего осла, а не стал поручать это своим слугам), его расторопность (поэтому он не стал откладывать это тяжелое дело на более позднее время, а встал рано утром, как только представилась возможность отправиться в путь) и многое другое сами по себе еще не являются значительным достоинством и заслугой для такого праведника, как наш праотец Авраам. Ведь Всевышнему, который читает в сердцах людей, безусловно, была заранее известна преданность Авраама и его решимость исполнить все до конца*.

И все же в нашем материальном мире истинную ценность имеет лишь практическое действие — поступок, а не просто желание или чувства, пусть даже глубокие и искренние, как сказано: «Главный критерий — поступок» (маасе- гу-га-икар). Поэтому даже такой символический акт, как жертвоприношение барана вместо сына, столь радикальным образом изменило всю ситуацию. Мы видим, что только после этого Всевышний поклялся «умножить потомство Авраама» и обещал, что «его потомство овладеет вратами врагов своих» и «в его потомстве благословятся все народы земли»! Очевидно, что такая клятва уже не может быть отменена или нарушена ни при каких обстоятельствах, ведь Господь Б-г во всех смыслах «хозяин своего слова», как сказано («Бемидбар», или «Числа», 23:19): «Б-г не человек, чтобы лгать, и не сын человеческий, чтобы  передумать. Он ли скажет и не сделает, заявит и не исполнит»?

Поэтому выражение «жертвоприношение Ицхака» хотя и является неточным — ведь реально Ицхака только связали и возложили на жертвенник**, тем не менее вполне соответствует сути того, что произошло тогда на горе Мория. По крайней мере, именно так — как к реальному жертвоприношению — отнесся к этому сам Творец.

 

Холокост как прообраз Третьего храма

«И нарек Авраам имя месту тому “Господь усмотрит”. Посему ныне говорится: «На горе Господней явится». (22:14)

Но мы также знаем, что события прошлого, описанные в Торе, неизменно повторяются в нашей жизни в течение всех последующих поколений, причем главные события, которые подведут итог всей человеческой истории, ожидают нас в «конце времен» — в наше время, в эпоху Мошиаха. И вот спустя почти три с половиной тысячи лет после жертвоприношения Ицхака наш милосердный Отец небесный снова потребовал от нас жертвы, но на этот раз уже реальной, которая тоже получила название «жертва всесожжения», или «холокост»***, как сказано (22:2): «…Пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Мы также знаем, что это испытание, посланное Аврааму и Ицхаку, не возникло спонтанно. Оно стало безусловным аргументом в заочном споре с народами мира. Именно этот духовный подвиг, совершенный нашими праотцами, доказал, что избрание Авраама как проводника Б-жьей воли (по выражению из Торы: «наместника Б-га на земле»), а потом Ицхака как его преемника неслучайно и не может быть поставлено под сомнение.

Да, мы избранный народ, преданный своему Творцу, в этом мы берем пример с наших святых праотцев, у которых мы черпаем силы для самоотверженного служения, и более того, мы уже не раз доказывали свою преданность. И все же именно жертвы Холокоста — этой «огнепалимой жертвы всесожжения» — стали окончательным и безусловным доказательством избранности нашего народа и его законного права на роль носителя Учения — Торы и духовного лидера всего человечества.

Известно, что только после этого, последнего и решающего десятого испытания**** Всевышний пообещал Аврааму, что его потомство — мы с вами, «овладеет вратами врагов своих». Речь идет о событиях времен Мошиаха и построении Третьего храма на своем исконном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме. В частности, в словах (22:14): «И нарек Авраам имя месту тому “Господь усмотрит”». Посему ныне говорится: «На горе Господней явится», — есть намек на Храмовую гору, на которой, по преданию, и происходило жертвоприношение Ихцака*****. И теперь мы вправе ожидать, когда в полной мере осуществится обещанное Всевышним: «И благословятся в потомстве твоем все народы земли» — с приходом нашего праведного Избавителя из рода царя Давида в заслугу жертвоприношения Ицхака — уже в эти дни!

 

Примечания

*Мидраш рассказывает, что Сатан пытался отговорить Авраама, поэтому он создавал ему на пути различные препятствия. В конце он ему «открыл» замысел Творца, сообщив, что на самом деле есть баран, и от него не требуется по-настоящему приносить в жертву своего сына. Однако даже это не остановило Авраама, и он упорно шел к своей цели, пока уже ангел не отвел его руку.

**Поэтому в Традиции принято выражение «связывание Ицхака», или «акедат-ицхак».

***Слово «холокост» (от англ. holocaust) имеет греческое происхождение (ὁλοκαύστος) и означает «жертва всесожжения».

****Согласно устной традиции, Авраам выдержал всего десять испытаний. При этом десятым и самым тяжелым оказалось испытание, связанное с жертвоприношением сына Ицхака. При этом комментаторы подчеркивают, что это испытание необходимо было не самому Творцу как доказательство преданности Авраама (в этом Всевышний изначально не сомневался), а как «аргумент» в глазах других народов и прежде всего для потомков Ишмаэля как объяснение, почему Всевышний предпочел ему Ицхака.

*****Поэтому это жертвоприношение рассматривается Традицией, как прообраз будущей храмовой службы в Иерусалимском храме. 

********

Изречение месяца

Подмена тезиса

Скольких страшных преступлений удалось бы избежать, если бы лишить человека возможности дурные помысли (ецер-га-ра) выдавать за добрые намерения (ецер-тов).

Рабби Цви-Элимелех из Динова

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции