Сны и явь

 Леонид Гомберг
 25 февраля 2016
 2258

«…Попытка уберечь и осознать его огромный, уникальный вклад в отечественную словесность стала едва ли не частным делом узкого круга людей», — писал о Юрии Левитанском известный поэт и литературовед Виктор Куллэ еще в 1997 году в журнале «Литературное обозрение». Сегодня, через 20 лет после ухода Ю. Левитанского из жизни, ничего не изменилось — во всяком случае, в лучшую сторону. Книги его, как и прежде, востребованы публикой — ни один из издававшихся в последние годы сборников не залеживался на прилавках магазинов. Однако в наше время издавать стихи даже хорошо известных поэтов — дело гиблое, поскольку, согласно обывательскому мнению, массовый читатель серьезную поэзию игнорирует, особенно в период кризиса, углубившись в тяжелые размышления об инфляции и дороговизне продуктов питания.

На этом унылом фоне положение спасает театр, — не театр вообще, а конкретный московский коллектив — Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой.

Камбурова, выдающаяся певица, народная артистка России, известна каждому культурному человеку, а вот Камбурову— руководителя театра и драматическую актрису знают далеко не все. Тем не менее театр у метро «Спортивная» существует давно, в его репертуаре десятки спектаклей и сценических программ разных жанров, здесь сложился свой круг верных, пусть и не слишком многочисленных почитателей.

Спектакль «Сны поэта Левитанского» родился не сразу. Сначала была создана и показана публике первая версия, впоследствии отвергнутая театром. Такое случается. Вторая версия, в ином составе, конечно, более убедительно отражает некоторые важные темы творчества поэта. Камбурову можно понять: нелегко поставить спектакль, посвященный не просто хорошо знакомому человеку, а своему многолетнему другу, давнему товарищу по цеху русской поэтической культуры. Неслучайно опыт постижения Камбуровой и ее артистами наследия поэта отличается удивительно проникновенным видением потаенных оттенков и полутонов его творчества.

«...В наше прагматическое время стихи Левитанского просто спасительны, — рассказывает Елена Камбурова. — Ты входишь в их особый мир, в котором хочется проживать, а оттуда не хочется уходить».

Само название спектакля отсылает зрителей к книге Левитанского «Кинематограф» (1970), воспроизводящей киносценарий человеческой жизни, в основе которого, кроме прочего, лежат четыре сна, положенные в основу действа. В нашем представлении сон — это некая занятная фантазия прихотливого ума, связующая нас с потусторонним миром. Может, и так. Но при этом поэт уверял, что сны из «Кинематографа» снились ему в действительности. Более того, в семейном архиве чудом сохранилась давняя фотография, где юный Левитанский исполняет роль Самозванца в школьном спектакле, что самым наглядным образом иллюстрирует «закулисье» его стихотворения «Сон о забытой роли».

Вероятно, именно давняя книга «Кинематограф» стала краеугольным камнем в многолетней дружбе Левитанского и Камбуровой. Актриса рассказывала, как впервые они встретились у станции метро «Белорусская», где и состоялось их знакомство при посредстве известной писательницы и правозащитника Зои Крахмальниковой. Композитор Лариса Критская, работавшая с Камбуровой в те годы, взяла у Левитанского целую пачку листов с напечатанными на машинке стихами из будущей книги «Кинематограф». Скоро она написала к ним музыку. Так стихи стали песнями, вошли в репертуар Камбуровой, и с ее легкой руки разошлись по стране, а Левитанский стал одним из любимых поэтов Клуба самодеятельной песни (КСП) среди исполнителей авторской песни. Многие из этих песен актриса исполняет до сих пор, в том числе и в спектакле «Сны поэта Левитанского».

Для постановки «Снов» был приглашен опытный режиссер Олег Кудряшов, прежде уже работавший в Театре Камбуровой, а также весьма нешуточные актеры, известные публике по их ролям в кино и спектаклях ведущих московских театров.

На сцене трое: Он (Дмитрий Куличков), Она (Елена Камбурова), а рядом — Иронический человек (Евгений Павлов). Они даже не пробуют построить между собой диалогов, не пытаются о чем-то договориться, а всегда прямо апеллируют к зрителю, иногда перебивая один другого, а порой подхватывая слова партнера. Они умеют быть трагичными и смешными, рассеянными и целеустремленными, лиричными и напористыми. Их взаимоотношения давно решены и незыблемы; весь вопрос в том, чтобы убедить публику: дело обстоит именно так, а не иначе, и внешняя нелогичность рано или поздно обретет гармонию, если не сейчас, не в нашей жизни, то обязательно когда-нибудь потом.

Специфика зрительного зала Театра Камбуровой, растянутое в ширину пространство практически без подмостков, заставляет артистов играть лицом к лицу с публикой буквально на расстоянии вытянутой руки, что полностью исключает возможность расслабиться хоть на минуту, а тем более сфальшивить. Оригинально построен «интерьер сцены» с многочисленными стульями разной конфигурации, напоминающими то стол, то санки, то песочницу, а то и новогоднюю елку. И над всем этим парит оранжевый абажур как символ недостижимого спокойствия и согласия. Все эти разрозненные детали мизансцены объединены общей гармонией пространства, света, слова и музыки, в том числе и при помощи голосов женского вокального квартета — словно античная драма с ее непременным хором, представляющим поступь времени.

«Сны поэта Левитанского» — органическая часть общего проекта театра, который Камбурова в свое время назвала «Нерукотворные памятники поэтам». Левитанскому предшествовали Жак Брель, Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Булат Окуджава…

И вот новая премьера 2016-го — «Вода Камень Море», фантазия по стихам Давида Самойлова.

Какие еще сюрпризы преподнесет зрителю Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой!? 

Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции