Бесприютный гений

 Леонид ГОМБЕРГ, Россия
 31 марта 2016
 1959

В нынешнее время дилетантизм вошел в моду. Мнение дилетантов всякий раз учитывается при составлении картины окружающего мира. Появился даже журнал с характерным названием. Усилиями радио и телевидения вместо понятия «специалист» внедрено туманное слово «эксперт». Литературное произведение стало текстом. Поэтому, открыв книгу Веры Чайковской «Карл Брюллов. Споры с судьбой» (М.: Искусство – XXI век, 2015), кто-то, возможно, ожидал встречи с неким текстом некоего эксперта по проблемам русской классической живописи. Но все оказалось иначе. Читатель вдруг обнаружил себя собеседником в серьезном разговоре о времени, творчестве, любви.

Вера Чайковская — известный искусствовед, писатель, автор эссе, повестей и романов в популярных литературных журналах, а также нескольких книг о русском изобразительном искусстве. «Карл Брюллов. Споры с судьбой», ее последнее по времени сочинение, удивительным образом сочетает серьезную информацию о художнике и занимательно рассказанную историю.
Роман-биография (так Чайковская определила жанр своей книги) начинается с августовского дня 1822 года, когда от здания Академии художеств отправляется экипаж — из Петербурга через всю Европу — в Италию. Среди отъезжающих — два брата Брюлловы: старший Александр и младший Карл. Они совсем не похожи, и судьбы им предстоят разные. Александр сделает блестящую карьеру, став известным архитектором и построив несколько знаменитых зданий в Санкт-Петербурге. А Карл — что тут скажешь? — гений… Ему уготована громкая европейская слава и в то же время, по словам автора, «бездомность, одиночество, неудовлетворенность…»
Так с первых страниц в повествование входит… время, которому, наряду с пока еще молодым Карлом, предстоит стать главным героем романа. «Он боялся времени. Его неотвратимо всеразрушающего бега… Он останавливал на своих картинах время, заклинал его».
Прежняя, доиталийская жизнь предстает как воспоминание о прошлом: сложные отношения с отцом, первая любовь, первые успехи в живописи… Но с самых-самых первых шагов мастера нельзя не заметить рокового разлада с реальностью, который будет преследовать его всю жизнь.
В Италии Карл Брюллов обретает любовь, которую сохранит на годы, — чувство, ставшее мощным источником творческого вдохновения, но не семейного счастья. Образ графини Юлии Самойловой проходит через многие работы художника разных лет. Именно с Юлией Брюллов посещает знаменитые развалины Помпеи и Геркуланума, в результате чего рождается шедевр мировой живописи «Последний день Помпеи» (1833). И именно образ Юлии Самойловой лег в основу знаменитой «Всадницы» (1832). Пройдут годы, и уже в начале 1840-х годов Брюллов создаст еще один шедевр — «Портрет графини Ю.П. Самойловой, уходящей с бала…» — портрет-видение…
Скитания мастера начались уже в Италии. Он переезжает из города в город, нигде не находя успокоения своей измученной душе. Потом Греция и Турция… Москва… Петербург… И снова, уже больной, через всю Европу в Португалию и Испанию… Кажется, только в последние годы жизни 52-летний Брюллов обретает душевное успокоение в любви к Джульетте Титтони, дочери одного из соратников Гарибальди, которую мастер изобразил в образе Жанны д’Арк (1851).
Вера Чайковская никого не стремится развлечь, она серьезна и внимательна к деталям, требуя того же от читателя. Кажется, голос автора дрогнул лишь однажды — в рассказе о несчастной любви Брюллова и его женитьбе на скандальной восемнадцатилетней барышне Эмилии Тимм с ужасными последствиями для художника. 
При этом жизнь и творчество мастера Чайковская рассматривает на фоне его живописных и графических работ; книга богато иллюстрирована, в ней несколько десятков репродукций: от малоизвестных карандашных набросков до великих картин с указанием даты их создания и места хранения подлинников.
И что интересно, на протяжении всей книги автор сопоставляет несчастные судьбы двух гениев — Брюллова и Пушкина. «У Александра Сергеевича было все: жена, дети, слава. Не было только счастья… Много у них было общего». Брюллов даже собирался писать портрет великого поэта. Уже был назначен сеанс позирования. Однако за день до этого Пушкин был смертельно ранен на дуэли. Рок, фатум…
Итог борьбы мастера с неумолимым временем предрешен. «Время было главным врагом всего человечества. Оно не оставляло надежд ни царям, ни вельможам, ни поэтам… Время и вечность все пожрут!»
Так оно и вышло.
Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции