Наш Раввин

 Леонид ГОМБЕРГ, Россия
 2 июня 2016
 3813

Председатель религиозной общины Любавичских хасидов «Агудас Хасидей ХАБАД», глава синагоги на Большой Бронной раввин Ицхак Коган при жизни стал легендой. О нем пишут книги и снимают фильмы. Его судьба необычна, почти неправдоподобна…

Когда перелистываешь прожитые им годы, о которых сам он говорит со спокойной уверенностью, не устаешь удивляться, как много сделал этот человек для сохранения и развития иудаизма в самые тяжкие времена, как легко удавалось ему решать проблемы, кажущиеся невероятными, неразрешимыми. Историю своей жизни он изложил в биографической книге «Горит и не сгорает» (М.; Киев, 2011), интереснейшем документе нашей эпохи. 
Ицхак Коган родился в Ленинграде. Его родители принадлежали к хасидской среде, в самые неблагоприятные советские годы соблюдавшей еврейские традиции практически в условиях подполья. Его дед, Иосиф Тамарин, был до смерти замучен на допросах в НКВД по делу о незаконной выпечке мацы. Уже в пять лет по инициативе родителей Ицхак брал уроки иудаизма, к шести годам говорил и даже писал на идише, а в тринадцать прошел обряд бар-мицвы, разумеется, подпольно, поскольку в те годы это представляло серьезную опасность для всей его семьи.
Но все это происходило как бы за кулисами… Внешне он ничем особенно не отличался от сверстников: в пятнадцать лет пошел работать на завод учеником токаря, поступил в вечернюю школу, а потом и в Ленинградский электротехнический институт, окончив который занимался разработкой систем управления атомных подводных лодок на одном из военных предприятий, возглавлял конструкторское бюро.
Но была и другая жизнь, не очень-то похожая на ту, что видели все. Сегодня трудно представить, что даже обычное следование еврейским традициям в годы советской власти было связано с ежедневным риском быть уволенным с работы и даже оказаться за решеткой. Причем хасиды, считавшиеся «опасной сектой», преследовались властями особенно свирепо.
В 1967 году Коган женится. Его жена, Софа, с готовностью принимает традиционный еврейский образ жизни своего мужа. Их свадьба проходит в два этапа: первый — практически подпольный, когда на узком семейном празднике ведущие раввины Ленинграда поставили молодоженам хупу; и второй — на следующий день, когда состоялась обычная свадьба, собравшая в тесной квартире Коганов около сотни гостей.
В начале 1970-х молодая семья принимает решение репатриироваться в Израиль, однако после подачи документов в ОВИР Коганы получают отказ. Жизнь «в отказе» продлится много лет. И все эти годы у них на квартире проходят занятия ивритом. Вместе с другими «отказниками» они ежегодно участвуют в организации массовых еврейских праздников, иногда буквально из-под носа ускользая от бдительных работников органов. 
В годы «отказа» Ицхак Коган занимается шхитой — кошерным забоем скота, снабжая евреев Ленинграда, соблюдающих кашрут (а потом и других городов), мясными продуктами, создает подпольную ешиву шойхетов. Навыки, приобретенные в те годы, раввин Коган не забывает и сегодня, возглавляя производство мясных кошерных продуктов на Раменском мясокомбинате в Подмосковье.
Разрешение на поездку в Израиль было получено только в ­1986-м. И вскоре после приезда состоялась встреча Ицхака Когана с Седьмым Любавичским Ребе, оказавшим огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь. 
«За несколько часов до начала встречи, — рассказывает раввин Коган, — я стоял у дверей молитвенного зала на первом этаже «Севен Севенти» — офиса Ребе в Нью-Йорке. Мне сказали, что когда он выйдет из своего кабинета и пойдет на молитву, я могу произнести благословение шеэхейяну. Я ужасно волновался… Но вот мы встретились с Ребе глазами, и мне показалось, что в этот момент моя душа покинула тело и соприкоснулась с душой Ребе. Нечто подобное, я думаю, происходило на горе Синай, когда души евреев вырвались из тел, чтобы слиться с Первоисточником. Неожиданно для себя я стал другим человеком: прежний Изя Коган, который, защищая еврейскую религию, партизанил в подполье советского режима, следя за событиями “снизу”, теперь обрел возможность глобальным взглядом окинуть мир…»
По указанию Ребе он занимается абсорбцией репатриантов, желающих соблюдать еврейские традиции, в одном из районов Иерусалима. Проходит службу в Армии обороны Израиля, и с тех пор связь раввина Когана с ЦАХАЛом не прекращается. И сегодня он выезжает в действующие военные части, дарит солдатам cвитки Торы, благословляет, поддерживая боевой дух в армейских подразделениях.
В 1990 году он снова в СССР, где по просьбе Ребе организует транспортировку еврейских детей из Чернобыльской зоны в Израиль. В том же году, также по указанию Ребе, рав Коган и его соратники начинают кампанию по возвращению ХАБАДу библиотеки Любавичских Ребе, в свое время изъятую советскими властями у законных хозяев. Эта работа длилась вплоть до 2013 года, когда бесценные книги и манускрипты были размещены в специально созданном отделе Еврейского музея в Москве.
В 1990 году с благословения Ребе раввин Ицхак Коган вступает в борьбу за возвращение еврейской общине старой синагоги Полякова на Большой Бронной, в которой в то время размещался Дом народного творчества ВЦСПС. Это поистине героическое противостояние со все еще всесильной советской властью закончилось победой раввина и его соратников: 8 мая 1991 года здание синагоги перешло в собственность еврейской общины. Еще через несколько лет здесь началась реконструкция, буквально преобразившая здание, однако сохранившая все особенности прежней архитектуры. Под руководством раввина Ицхака Когана построен также первый в России «Севен Севенти» (770) — Дом Ребе на базе Центра духовной и физической реабилитации в Раменском. А в 2010 году завершилось строительство Духовного центра русскоязычного еврейства «Ор Менахем Мендл — Бейт Шоша» в Иерусалиме.
К сожалению, синагога на Большой Бронной неоднократно подвергалась нападениям. В 1999 году в молельном зале была найдена бомба, к счастью, вовремя обнаруженная и разорвавшаяся во дворе. А в 2006-м в здание ворвался вооруженный бандит, ранивший ножом девять человек. Он был обезврежен и задержан раввином Коганом и его сыном Иосифом с помощью прихожан синагоги. «За заслуги в развитии духовной культуры, мужество и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях», как записано в официальном документе, раввин Ицхак Коган был награжден орденом Почета.
Под руководством нашего Раввина синагога на Большой Бронной, как в зеркале отразившая все перипетии истории московской еврейской общины за прошедшие почти полтора века, сегодня стала настоящим Домом для многих сотен евреев, важным религиозным, общественным и культурным учреждением в центре российской столицы для тысяч людей разных национальностей.
Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции