Кто вы, мадам Виардо?

 Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия
 13 июня 2016
 3380

Европейская оперная знаменитость XIX века Полина Виардо в России известна в основном в приложении к судьбе писателя Ивана Тургенева. До сих пор личность примадонны вызывает вопросы: красавица она или дурнушка, в чем ее магия и какого она роду-племени…

Сражен наповал
Петербургский бомонд обсуждал новый роман французской писательницы Жорж Санд «Консуэло», в котором приключения перемежались с музыкальными теориями и оккультными науками. Прототипом главной героини романа послужила оперная дива Полина Виардо. И вдруг — сюрприз: осенью 1843 года она приезжает на гастроли в русскую столицу.
Взбудораженные меломаны Петербурга, в том числе и молодой Тургенев, осаждали Оперный театр, где давали «Севильского цирюльника». На сцену вышла далеко не привлекательная Розина — ее внешность злые языки даже называли чудовищным пейзажем. Но стоило ей запеть — и творилось волшебство. Ее голос, по словам Камиля Сен-Санса, «не бархатистый и не кристально-чистый, но, скорее, горький, как померанец», вмиг преображал внешность певицы, словно разбивал кривое зеркало.
22-летняя Виардо совершенно не походила на «тургеневских девушек». Но их автор, тонкий знаток женской красоты, не заметил ни ее сутулой спины и покатых плеч, ни грубых черт лица, ни выпуклых глаз и большого некрасивого рта. Он был зачарован этой райской птицей из западных садов, и жизнь однолюба разделилась на до и после.
Тургенев был представлен заезжей знаменитости, но та не выделяла его из общей массы своих поклонников. Замужняя примадонна, которая была счастлива в браке, отличалась спокойным нравом и рассудительностью. Влюбленный поклонник потерял голову и довольствовался ролью преданного обожателя. Писатель Алексей Писемский называл Тургенева ласковым гигантом с глазами умирающей газели.
В 1845 году Иван Сергеевич оставил Россию, чтобы следовать за своей повелительницей. Но его мать, помещица Варвара Тургенева возненавидела «певичку» и жестоко ревновала к ней сына.

Музыкальное семейство
Родители Полины Виардо были родом из Испании. Ее отец Мануэль Родригес Гарсиа служил хористом в Севилье, а его предками были не то мавры, не то цыгане. Корни матери Полины, Хоакины Ситчес, столь же туманны. Она была незаконной дочерью в семье испанских дворян, а в молодости пела в Мадридской опере, где Мануэль был ведущим тенором.
В 1807 году Мануэль Гарсиа с семьей покинул Испанию, успешно выступал в Парижской опере и колесил по Европе, пока не стал отцом троих детей. Младшая дочь Мишель-Фердинанда-Полина родилась в Париже 18 июля 1821 года, 195 лет назад. Затем семейство в полном составе отправилось завоевывать Америку. Полине 4 года, и она уже знает все вокальные партии «Дон Жуана».
Феноменально талантливый папаша Мануэль — певец, композитор, педагог — был домашним деспотом. ­Обучая детей пению, он нещадно колотил своего сына Мануэля Патрисио и дочь Марию. Но младшенькая была любимицей отца и за усердие в занятиях музыкой получила прозвище Муравей. Полина с детства готовилась стать пианисткой, а игре на фортепиано в Париже ее обучал сам Ференц Лист.
Старшая дочь, красавица Мария Малибран, еще в молодости сделавшая блестящую карьеру певицы и трагически погибшая в 28 лет, говорила о своей сестре: «Это дитя затмит нас всех». Так оно и вышло.
В 1837 году 16-летняя мадемуазель Гарсиа дала свой первый концерт. Услышав юную певицу, немецкий поэт Генрих Гейне сказал: «Она больше напоминает нам грозное великолепие джунглей, чем цивилизованную красоту». Первый выход на сцену оказался для Полины весьма удачным.
 

Пиренейские корни
Пройдут десятилетия, и директор музея Тургенева в Буживале, видный тургеневед Александр Звигильский заговорит о возможных еврейских предках семьи Гарсиа и приведет некоторые подтверждения. Например, что бабушка Полины Виардо по отцовской линии, Мариана, носила фамилию испанских маранов — Агиляр.
Еще с XV века испанские короли предписывали всем евреям в трехмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Насильственно обращенных в христианство, но втайне сохранявших верность иудаизму стали называть маранами (ивр. ‏????? ???‎, мар’ит аин, «внешняя видимость»). Преследуемые инквизицией наравне с иудеями, мараны стали покидать Пиренейский полуостров или растворились в испаноязычном населении.
Возможно, до младшей дочери Мануэля Гарсии дошли какие-то семейные предания о ее предках. Но теперь был Париж 1840 года, и юная Полина выходит замуж за солидного Луи Виардо, композитора и директора Итальянского театра. И хотя Жорж Санд называла Луи унылым, как ночной колпак, он стал усердно заниматься карьерой своей жены. В этом браке родилось четверо детей: три дочери и сын.
Полина Виардо — хозяйка салона и муза многих французских композиторов. На сцене она воплощает образы библейских женщин: Мэхалы в опере «Самсон» Дюпре и Далилы в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса. Друзья семьи Виардо — композиторы Мейербер, Галеви, Мендельсон. Полина «грандиозно и восхитительно» исполнила партию Рахели в «Иудейке» Галеви и партию Фидес в «Пророке» Мейербера, ставшую коронной в ее выступлениях. Любимица публики играет для гостей произведения Мендельсона, а позднее порывает отношения с Вагнером, прочитав его антисемитскую книгу «Еврейство и музыка».
 

Лучший друг семьи
После гастролей в России Полина Виардо вернулась в Париж. Тургенев жил рядом и подолгу гостил в их семействе, но Луи до удивления мирно уживался с поклонником своей супруги. Гонорары писателя росли и тратились на чету Виардо, а их дети стали ему как родные. Полина представляла Тургенева парижским знакомым: «Это наш русский друг!»
В 1853 году примадонна снова триумфально гастролировала в Петербурге, потом по Европе. Женщина-загадка, женщина-чудо — как только ее не называли! Ею восхищались, о ней слагали стихи, художники делали из нее красавицу. Тургенев сопровождал Полину на гастролях и иногда посещал Россию.
В 1861 году мадам Виардо ушла с оперной сцены и с семьей обосновалась в Баден-Бадене, где стала вокальным педагогом. Ее вилла на немецком курорте стояла у подножия живописной горы, а в саду проходили музыкальные вечера с избранной публикой.
Тургенев выстроил себе дом рядом с виллой Виардо и ходил к ним в гости. Иван Сергеевич с Луи были заядлыми охотниками, а в Баден-Бадене водились отличные фазаны и куропатки. Знаменитый друг семьи, теперь почти что живой классик, обрусил весь дом: Полина сочиняла романсы на стихи русских поэтов, а Луи переводил на французский прозу Тургенева.
Патриотичные соотечественники знаменитого писателя винили Полину Виардо в том, что она, привязав к себе их земляка, оторвала его от родины — дескать, господин Тургенев сидит в Европе и ненавидит оттуда все русское. Но классик парировал: «Я слишком многим обязан Германии, чтобы не любить и не чтить ее как мое второе отечество».
 

Жизнь для искусства
Живя в Германии, Тургенев обратился к мистическим мотивам. Герой его повести «Призраки» летает с загадочной Эллис в пространстве и времени. Эллис полюбила его и, показав всю печаль и бренность мира, напиталась кровью своего возлюбленного…
Тем временем в России, в родительском имении, у Тургенева росла дочь Пелагея, рожденная крепостной девушкой. Полина Виардо, узнав об этом, согласилась спасти бедняжку от холопской жизни, взяв ее на воспитание. Так Пелагея превратилась в Полинет, а сама Полина — в святую женщину. Но дочь Тургенева так и не смогла полюбить свою спасительницу, которую отец навязал ей в матери.
Это странное семейство — супруги Виардо с детьми и русский писатель с дочерью, обитавшие под одной крышей, — вызывало пересуды у добропорядочных соседей. Тургенев и сам тяготился положением третьего лишнего, робко сидящего на краешке чужого семейного гнезда. Он даже пытался устроить свою личную жизнь без Полины, но, обманывая самого себя, только морочил головы невинным девушкам.
В 1882 году Иван Сергеевич тяжело заболел и через год умер на руках своей уже пожилой возлюбленной. В последний путь на родину его сопровождала не родная дочь, а Клаудиа Виардо — дочь Полины.
Любовь писателя к певице длилась 40 лет. Полина Виардо умерла в 1910 году и похоронена на кладбище Монмартра в Париже. После ее смерти была найдена рукопись ее преданного обожателя под названием «Тургенев. Жизнь для искусства». Этот текст мог бы пролить свет на отношения двух ярких личностей, важные для исследователей. Но рукопись пропала.
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции