Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 6 октября 2016
 1417

В прошлый раз я процитировал два рассказа о Вавилонской башне: один из Торы, другой из мидрашей. Откройте прошлый номер «Алефа» — увидите. На комментарий тогда места не хватило, теперь займемся комментарием. На свете есть масса хороших вещей, украшающих жизнь человека. К примеру, солнце, вода, вино. Но если ими неправильно пользоваться, это может привести к печальным последствиям. Загореть можно до ожога, в воде — утонуть, а вино – понятно, вино может радовать сердце, а может его совершенно разрушить.

Единство человечества — замечательная идея. Казалось бы. Однако же вопрос в том, что лежит в основе этого единства. Люди поколения Потопа не обращали на Всевышнего никакого внимания. Как говорил Федор Достоевский, желали по своей, по глупой воле пожить — и пожили. Ничего хорошего из этого не вышло. Люди поколения Башни, в отличие от них, как раз внимание на Всевышнего обратили, и из этого тоже ничего хорошего не вышло: объединились против Него, бросили Ему прямой вызов. Объявили своей целью восстание против Всевышнего. Идея вполне себе безумная. Понятно, что такое единство хотя и прокламировало путь в небеса, но реально вело в пропасть. У Андрея Платонова есть роман «Котлован» — одно из лучших, на мой вкус, сочинений, написанных в советские времена: как раз об этом.

Процитирую частично рассказ из мидрашей еще разок:
«В народе говорили: “Через каждые 1656 лет устои небесные расшатываются. Сделаем небу подпоры со всех четырех сторон света <…> Пойдем построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающего Б-га на бой. С каждым днем башня росла все выше и выше и, наконец, достигла такой высоты, что добраться до верха для доставки строительного материала, требовалось не менее года времени. Семь подъемов было у башни с восточной стороны и семь сходен с западной. Если падал человек и убивался насмерть, никто на это не обращал внимания, а потеря одного кирпича вызывала вопли отчаяния: “Горе нам! Сколько придется ждать изготовления другой плитки, когда каждая минута дорога!” Смешал Господь язык их так, что один не понимал речи другого. Один скажет другому: “Принеси воды”, а тот несет песку; “Подай топор” — подает лопату. Рассвирепеет тот и раскроит ему череп”».

Рассказ о Потопе в Торе содержит акцентированную нравственную концепцию: Потоп вызван тотальным грехом человечества. В понимании народа времен Башни никакой нравственной подоплеки нет — природное бедствие обусловлено исключительно природными причинами и носит циклический характер. Используя научно-технические достижения, бедствие вполне можно предотвратить. И что за небоскреб они соорудили! Год времени залезть на вершину! До Марса при существующих сегодня технических возможностях добраться быстрее. А ведь башня не была еще к тому времени до конца завершена. Вавилонская башня занимала воображение не только авторов мидрашей. Кто только о ней ни писал! И Кафка, и упомянутый мной Платонов.
Вся история СССР — это история построения и краха местной Вавилонской башни. С тем же антирелигиозным пафосом. Даже в деталях совпадает: человеческий ресурс неограничен: одним строителем меньше — не беда. Убился — так убился, кому это интересно: бабы новых нарожают. «Отряд не заметил потери бойца и яблочко-песню допел до конца». А с материалом проблемы: за три колоска — в лагерь.
Нынешние отношения между некогда вместе строившими коммунизм «братскими народами» описываются мидрашем с большой выразительностью: один речи другого не разумеет и при случае готов раскроить ему череп.
Один из наиболее выразительных символов советской эпохи — Дворец Советов. До небес достать собирался. На самом верху надлежало стоять гигантских размеров статуе Владимира Ильича Ленина — он-то и был вызывающим Б-га на бой идолом. Дворец Советов разделил судьбу всех проектов Вавилонской башни. Потом на его месте долгое время был открытый бассейн. Зимой он клубился паром и портил книги стоящей неподалеку Ленинки — тогда еще Ленинки. 
Я таки в этом бассейне поплавал.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции