Праздник Ту-би-Шват

 Раввин Довид КАРПОВ
 2 февраля 2017
 1799

15 Швата — Новый год деревьев, который отмечается в земле Израиля. Конечно, дерево — более примитивное творение, чем человек или, скажем, животное. Но, оказывается, есть чему поучиться человеку и у деревьев. Например, у дерева есть свое достоинство: это постоянная связь со своим источником — землей, из которой оно черпает необходимые силы и жизненные соки…

Уроки Ту би-Швата
«И будет он, как дерево, посаженное у воды и пускающее корни свои у протока…»
«Поучения Отцов», или «Авот», 3:17

15 швата — время начала цветения плодовых деревьев в Земле Израиля.

15 швата — Новый год деревьев, который отмечается в Земле Израиля. Конечно, дерево — более примитивное творение, чем человек или, скажем, животное. Но, оказывается, есть чему поучиться человеку и у деревьев. Например, у дерева есть свое достоинство: это постоянная связь со своим источником — землей, из которой оно черпает необходимые силы и жизненные соки. В земле оно коренится, прорастает, уходя корнями глубоко в почву. А будучи вырванным из нее, быстро засыхает. Так ли остро мы ощущаем свою связь с духовным источником нашего существования — с Творцом, как это умеют почувствовать деревья? Может быть, поэтому им удается прожить такую долгую жизнь?
Много еще могли бы рассказать нам деревья, умей они говорить. Например, в пророчестве Иехезкеля сказано (36:8): «А вы, горы Земли Израиля, ветви ваши дайте и плоды ваши поднесите народу моему, Израилю, ибо близок его приход». Говорят по этому поводу наши мудрецы: «Нет более явного знака близкого прихода Мошиаха, чем новые плоды Эрец Исраэль». И нет лучше плодов, чем новые еврейские души, которые вернулись к Торе и еврейству! Чем больше будет подобных плодов, тем ближе долгожданный приход Мошиаха.
 

Мошиах? Мошиах… Мошиах!
«Я верю полной верой в приход Мошиаха. И хотя он медлит, все равно я буду ждать его каждый день, пока он не придет!»
Рамбам, «13 принципов веры» 
«Немедленное раскаяние — немедленное Избавление!»
Ребе РАЯЦ, 6-й Любавичский Ребе

 

В светлое будущее — на белом «хаммере»
«И видел я в ночных видениях: вот, вместе с облаками небесными, будто человек пришел (…). И была у него власть, и почести, и царство, и все народы, племена и языки служили ему».
Даниэль, 7:13-14

В разделе «Тора и современность» (с. 18–20) приведён целый ряд мест и отрывков из Торы, в которых фигурирует осёл. Однако, согласно мистической традиции, все эти ослы, упомянутые в разных местах Писания, — из одного стада и связаны между собой одной общей идей. Вот только отношение к ним разное: если Авраам лишь оседлал своего осла, то Моше посадил на него свою жену и сыновей, а вот Мошиах уже будет сам ехать на нем верхом.
Дело в том, что упрямый осёл (хамор) мистическим образом связан с костной материей (хомер) (фактически это одно слово), особенно если вспомнить выражение «костистый осёл» (хамор-горэм) из отрывка («Берейшит», 49:14): «Иссахар — осёл костистый (хамор-горэм), лежащий среди оград».
Таким образом, в течение всей нашей истории мы пытались обуздать… материю (хОмер), а если шире — весь окружающий нас материальный мир, включая наше собственное тело. Именно так трактовал Баал Шем Тов отрывок из Торы («Шмот», 23:5): «Когда увидишь осла своего ненавистника, лежащего под непосильной ношей». Здесь «осёл» — это наше собственное тело, на которое мы порой взваливаем непосильный груз разных, в том числе и религиозных, обязанностей.
Этот процесс одухотворения материи берет начало с праотца Авраама, который только оседал своего осла и взвалил на него ношу, но не поехал сам, а лишь пошел рядом. Потом был Моше, который получил для нас Тору и этим дал нам власть и право изменять и исправлять окружающий нас материальный мир посредством заповедей, главным образом связанных с физическим действием. И наконец, этот процесс завершится в эпоху Мошиаха, когда материя будет полностью одухотворена и освящена, а наш материальный мир станет вместилищем Б-жественного света — «обителью Б-га в нижних мирах» (дира-ба-тахтоним).
И тогда Мошиах явится к нам на современном осле, а будет ли это белый «хаммер» или «хОмер» — увидим сами!
Раввин Довид КАРПОВ



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции