ШУМ ВРЕМЕНИ, УСЛЫШАННЫЙ АЛЬФРЕДОМ ШНИТКЕ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 5845
Со 2 по 20 октября в Москве проходил музыкальный фестиваль, посвященный 70-летию со дня рождения выдающегося композитора XX века Альфреда Шнитке
Со 2 по 20 октября в Москве проходил музыкальный фестиваль, посвященный 70-летию со дня рождения выдающегося композитора XX века Альфреда Шнитке. Этот грандиозный праздник был организован Домом музыки при помощи правительства Москвы. Устроители фестиваля — руководство Дома музыки, его президент Владимир Спиваков, исполнительный продюсер Оксана Левко — собрали выдающуюся команду исполнителей музыки Шнитке и добились того, что почти все звучавшие на концертах сочинения играли музыканты, которым композитор и посвятил их: скрипачи Г. Кремер, О. Крыса и Т. Гринденко, виолончелистка Н. Гутман, а также пианист В. Фельцман, американский «Кронос-квартет», австрийский дирижер И. Марин, В. Спиваков и два руководимых им оркестра, камерный оркестр «Кремлин». Перед слушателями предстала потрясающая панорама музыки А. Шнитке: 7-я симфония, шесть Кончерто гроссо, трио, квартеты, квинтет, балетная музыка, скрипичный и виолончельный концерты. Гонители музыки Шнитке уже забыты, их имена помнят лишь дотошные музыковеды, а произведения композитора триумфально шествуют по миру. Премьеры почти всех крупных сочинений при жизни композитора проходили на Западе, но Шнитке за границу не выпускали: по его подсчетам, с 1965 по 1984 годы ему было отказано в выезде на первые исполнения его сочинений 19 раз. На премьере кантаты «История доктора И. Фауста» в Москве в 1983 году под напором публики были сметены все кордоны и сорваны огромные двери Концертного зала им. Чайковского, критика же встретила это выдающееся произведение в штыки. В 1986 году Шнитке критиковали за Альтовый концерт — одно из его гениальных сочинений, но уже в 1989 году хотели присудить за него Ленинскую премию, от которой композитор заранее отказался. Сейчас круг слушателей музыки Шнитке постоянно расширяется, о чем в дни фестиваля свидетельствовал полный зал Московской консерватории. Открыл фестиваль Юрий Башмет, сыграв посвященные ему монолог и концерт для альта с оркестром, сочинения 1989 и 1985 годов. С этими сочинениями Башмет объездил весь мир, в течение многих лет — это его визитная карточка. Оркестром «Новая Россия» дирижировал Саулюс Сондецкис. С ужасающей механистичностью на слушателей обрушивался жестокий рок, перед глазами проходил калейдоскоп злых масок. Нагромождение нарочито вульгарных мотивов к концу концерта превращалось в похоронную процессию: смерть эпохи, фатальная предопределенность жизни людей. Союз двух музыкантов: пылкого, одержимого Башмета и мудрого, созерцательного Сондецкиса — придал исполнению необыкновенный шарм. Из всех концертов хочется выделить наиболее грандиозные по замыслу композитора и интересные по исполнению. Один из таких концертов прошел в Центре Павла Слободкина на Старом Арбате в присутствии посла США в России А. Вершбоу. На вечере звучала камерная музыка Шнитке. Скрипач Олег Крыса и пианист Владимир Фельцман, живущие сейчас в США, играли Скрипичную сонату № 2, написанную в 1968 году. Это произведение знаменовало начало нового, «полистилистического» периода в творчестве Шнитке: намеренное сочетание в одном произведении несовместимых звуковых элементов — очень жесткое звучание рояля, огромные паузы и частое цитирование музыки различных композиторов: Баха, Малера и др., а также аллюзии, например, на марш И. Дунаевского из Первой симфонии. Олег Крыса, ученик Давида Ойстраха, играл почти все скрипичные сочинения Шнитке, еще живя в СССР, и сейчас на Западе участвует в концертах памяти композитора. «Концерт на троих», написанный в 1994 году, исполнили Александр Ивашкин (виолончель), Олег Крыса (альт) и Татьяна Гринденко (скрипка). Виолончелист, альтист и скрипач высказываются поочередно и очень различно в первой, второй и третьей частях концерта, а затем соединяются вместе в финале и менуэте. Виолончелист Александр Ивашкин — известный пропагандист новой музыки, в 70–80-е годы он часто играл сочинения Шнитке, в том числе и посвященные ему. С 1988 года он живет в Великобритании, преподает в Лондонском университете и является директором Центра русской музыки в Лондоне. Он — автор книги о Шнитке и один из авторов очень удачного буклета, выпущенного к фестивалю. Замечательным сюрпризом стало участие в концертах вдовы и музы композитора Ирины Шнитке. Она прекрасная пианистка, окончившая Институт имени Гнесиных, где ее педагогами были А. Шкловская, Л. Брумберг, М. Гринберг. Композитор посвящал ей многие свои произведения, она записала сочинения Шнитке на фирмах Sony и Erato. На фестивале она играла фортепианный концерт с «Виртуозами Москвы» под руководством В. Спивакова. Маэстро Спиваков внес в фестивальные выступления яркую лирическую, юмористическую и фантастическую ноту. Он играл с Национальным филармоническим оркестром одно из самых очаровательных произведений Шнитке «Эскизы». Это одноактный балет, музыка которого скомпонована самим композитором и дирижером Геннадием Рождественским для постановки в Большом театре в 1985 году. В его основу положена музыка к спектаклю Юрия Любимова в Театре на Таганке «Ревизская сказка» по мотивам произведений Гоголя. Она полна остроумия, гротеска, легкости, в ней использованы русские бытовые напевы, украинская песня «Поют петухи» и еврейские мотивы, напоминающие музыку клезмеров. По замыслу композитора, дирижер должен объявлять название частей: «Лебедь, Рак и Щука», «Шарманка», «Разгул» — и коротко их комментировать. Спиваков в роли ведущего был неподражаем. Приезд Гидона Кремера со своим оркестром «Кремерата Балтика» — всегда большое событие для российской публики, а исполнение ближайшим другом Шнитке Кончерто гроссо совместно с Т. Гринденко и молодой пианисткой Лерой Ауэрбах было возвышенным и одухотворенным. Лауреат многих престижных конкурсов, Лера Ауэрбах — новое имя для московских залов. Она родилась в Челябинске, там же училась игре на фортепиано, в восемь лет уже играла с оркестром. С 1991 года живет в США. Она получила звание бакалавра в Джульярдской школе в Нью-Йорке, а в 2002 году окончила ганноверскую «Hochschule» по классам фортепиано и композиции. Стиль исполнения Лерой Ауэрбах сочинений Шнитке экспрессивный и лапидарный. Вместе Кремер, Гринденко и Ауэрбах составили интересный ансамбль. 14 октября состоялся концерт американского «Кронос-квартета», который исполнил четыре квартета Шнитке и совместно с Ириной Шнитке — фортепианный квинтет. Слушатели оказались погружены в неземное пространство, они ощущали дыхание космических ветров: от тихого шепота до безумных выкриков людей, рыка животных, слышали шелест деревьев, волны безумных страданий, шествие траурных процессий... Второй квинтет — траурная месса, он посвящен памяти кинорежиссера Ларисы Шепитько, погибшей в автокатастрофе, а фортепианный квинтет композитор посвятил своей матери Марии Иосифовне Фогель. Вся игра «Кронос-квартета» напоминала перформанс, неслыханно красивый и отрешенный от всего бытового. Ансамбль, который славится своим неординарным подходом к музыке, продемонстрировал удивительное совпадение своей игры с замыслом композитора. Этот концерт стал кульминацией фестиваля. В последний день Наталия Гутман исполняла Первый виолончельный концерт Шнитке. Виолончелистка мирового класса, ученица Г. Козолуповой и М. Ростроповича, Гутман своей игрой вдохновляла многих композиторов. В числе тех, кто посвящал ей свои произведения, — А. Шнитке и С. Губайдулина. Исступленная, экстатически возвышенная игра Гутман почти физически поднимала музыку Шнитке ввысь. Финал концерта необычен. Сам композитор говорил о нем так: «Каждый раз то, что замыкает сочинение, появляется внезапно, как некий неизбежный подарок, но в конце работы. Я сам должен пройти весь этот путь, прожить его». Солистка и оркестр под управлением Ионы Марина (Курт Мазур, которому посвящено это произведение, не смог приехать в Москву) заставили слушателей пройти этот путь вместе с ними. Вне рамок фестиваля 10 ноября концерт памяти Шнитке дал дирижер Геннадий Рождественский, который совместно с Викторией Постниковой, Александром Рождественским и Симфонической капеллой России исполнил трагическую Симфонию № 8 и Кончерто гроссо № 6. Кроме того, впервые в концертном исполнении прозвучала сюита из музыки к фильму Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». «Балладу о Ганнибале», которую в фильме пел Владимир Высоцкий, на концерте исполнил солист группы «Любэ» Николай Расторгуев. Восторг публики был огромен. Шнитке как-то подсчитал, что существует 39 или 40 сочинений, которые он написал для Рождественского или по его идеям, или Рождественский был их первым исполнителем. Их совместная работа, по признанию композитора, была очень важна для него. Музыка Шнитке надолго остается в памяти тех, кто ее слушает. Она впитала все, что происходило с нами и с нашим веком:
И великой эпохи След на каждом шагу — В толчее, суматохе, В метках шин на снегу, В ломке взглядов, — симптомах Вековых перемен, — В наших добрых знакомых, В тучах мачт и антенн... ...И в значенье двояком Жизни, бедной на взгляд, Но великой под знаком Понесенных утрат.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции