Корни прошлого — ветви будущего

 Наталья Лайдинен
 8 августа 2017
 2219

История островов Мальтийского архипелага окутана многочисленными тайнами и легендами. Камень, вода и небо, как прежде, главные символы этих довольно суровых мест, издавна обжитых человеком. Создается впечатление, что при относительно небольшой общей площади государства — всего 316 кв. км, тем не менее пространства хватает для всего: местных жителей, туристов, кошек, которых повсеместно обихаживают, многочисленных достопримечательностей и символов разных времен.   

Молчаливо хранят тайны сохранившиеся древние мегалиты, напоминая о безвозвратно исчезнувшей неизвестной цивилизации. Манит пещера на острове Гозо, где, как считают местные жители, скрывалась некогда с Одиссеем прелестная нимфа Калипсо. А курортные городки Слима и Сан-Джулианc поражают масштабной современной застройкой, привлекают многочисленными уютными ресторанчиками и модными магазинами.
Минувшие эпохи, их герои и мифы соседствуют, проникая друг в друга и создавая колоритную ткань сегодняшней реальности. По улочкам старинных поселений можно часами бродить, погружаясь в события многовековой истории, рассматривая памятники архитектуры, собирая воедино необычную мозаику впечатлений. На протяжении долгих столетий остров впитывал в себя различные культуры, традиции, находился на перекрестке торговых путей, в эпицентре исторических событий, что обусловило его неповторимую особенность и яркое своеобразие.
Еврейская традиция и культура оставили на Мальте глубокий след, который жив и доныне. Изначально принято вспоминать отважных мореплавателей, которые около трех тысяч лет назад прибыли сюда, осваивая новые земли. Их привлекли безопасные бухты и удобные гавани острова. Согласно преданиям, наряду с финикийцами в командах кораблей были и евреи.
Некоторые из них решили остаться и обосновались на острове Гозо. Около двух тысячелетий назад на Мальте сформировалась небольшая еврейская колония, постепенно разраставшаяся. Ее численность в лучшие времена, по самым оптимистическим подсчетам, достигала одной тысячи человек. В разных местах архипелага сохранились свидетельства того, что представители древнего народа проживали здесь в период Римской империи, в эпоху господства норманнов и арабского владычества, стойко перенося чередующиеся периоды процветания и испытаний.
Большинство евреев традиционно занимались врачеванием, торговлей, ремесленничеством, работали в сельском хозяйстве. Среди них было много успешных ювелиров, виноделов, предпринимателей. Постепенно в еврейской среде выделились несколько обеспеченных и уважаемых семей с высоким уровнем достатка, которые стали оказывать серьезное влияние на различные сферы жизни общества.
В XIII веке в этих краях некоторое время обретался знаменитый раввин, визионер и каббалист Авраам бен-Шмуэль Абулафия, заочно приговоренный за свои смелые взгляды и убеждения римским папой Николаем III к сожжению на костре. Понтифик скончался буквально накануне того дня, когда Абулафия должен был предстать перед ним с рассказом о страданиях еврейского народа и призывом вернуться в иудаизм. Мудрец чудесным образом уцелел и продолжал проповедовать, изучать и преподавать каббалу. После высылки с Сицилии он уединенно провел несколько лет на почти необитаемом, продуваемом всеми ветрами скалистом острове Комино (даже в наши дни здесь постоянно находится всего четыре человека!), занимаясь медитацией, мистикой и написанием философских трактатов.
Трагические события 1492 года непосредственным образом повлияли на судьбу еврейского населения Мальты: по закону евреи вынуждены были покинуть остров или принять христианство, поскольку, как и остальные жители, являлись подданными королевства Арагон. Имущество тех, кто выбрал отъезд (в основном на близлежащую Сицилию), подверглось полной конфискации. Известно, что до этого времени евреи составляли около трети населения Мдины — древней столицы Мальты (сегодня ее называют «город молчания»), а также проживали в других местах. Количественные потери того периода еврейская община не восполнила доныне.
Рикошетом ударила высылка евреев и по оставшимся жителям острова, поскольку одновременно его покинули почти все практикующие врачи. На островах разразились эпидемии различных заболеваний, которые унесли немало жизней. Серьезно пострадали также и торгово-экономические связи.
После установления на Мальте власти ордена госпитальеров (иоаннитов) в 1530 г., на острове стали появляться еврейские рабы, которых захватывали на море и силой доставляли воинственные рыцари. Выходцы из аристократических семей возводили уникальные архитектурные ансамбли, строили храмы и госпитали, впечатляющие до сих пор, но проявляли бесчеловечную жестокость и насилие по отношению к инакомыслящим. 
Общины европейских городов, в том числе итальянских и голландских, собирали деньги для того, чтобы освободить соплеменников, неоднократно обращались к представителям властей, от которых зависела их судьба, старались по возможности облегчить положение пленников. Доводилось еврейским рабам принимать участие и в военных конфликтах. Память о страшных событиях Средневековья хранят Еврейские ворота — единственные в городе Валетта, через которые разрешалось входить свободным евреям. Кстати, на картах островных городов можно найти и иные топонимические упоминания о народе Израиля: «Еврейский порт», «Еврейская пещера», «Еврейский рынок шелка», «Еврейский фонтан»…
Знаковая эпоха освобождения и дальнейшего развития общины мальтийских евреев связана с концом XVIII и началом XIX веков (краткосрочное французское и последовавшее за ним британское владычество), когда на острове появились немногочисленные новые поселенцы из Англии, Португалии, Гибралтара, Северной Африки. В 1846 г. на Мальте был назначен первый официальный со времен начала инквизиции раввин Джозеф Тахар. Позднее на остров стали перебираться еврейские беженцы из Европы. 
Понемногу они интегрировались в местную жизнь. Продавцы на одной из самых бойких улочек Валетты рассказывали мне, что когда-то здесь золотом торговали преимущественно евреи. Однако, несмотря на некоторый численный рост общины, до уровня былого ее расцвета было далеко. В начале ХХ века в связи с малочисленностью еврейского населения для проведения обрядов раввинов стали присылать с Сицилии.
Невозможно обойти вниманием тот факт, что перед Второй мировой войной Мальта — единственная из европейских государств — не требовала виз у евреев, спасающихся от нацизма. Многие мальтийские евреи мужественно сражались с фашистами в британской армии. А после получения страной независимости в 1964 году и образования Республики спустя десятилетие отношения между Мальтой и Израилем стабильно укреплялись, что послужило серьезным стимулом в том числе и для возрождения на острове еврейской жизни.
Современная община Мальты и в настоящее время не слишком многочисленна и составляет около двухсот человек. Большинство ее представителей имеют сефардское происхождение и проживают в столице государства Валетте или ее окрестностях. Высок процент пожилого населения, поскольку молодые евреи стараются репатриироваться или уехать в другие страны в поисках лучшей доли. Семитские корни имеют распространенные современные мальтийские фамилии — Кинтар, Саломон, Мели, Шалом и другие. Некоторые из них (как, например, винодельческая компания «Эллюль») стали брендами острова. Кстати, что интересно, не всегда носители догадываются о древних родовых корнях своих имен и фамилий.
В 2013 г. прямо на набережной шумного курортного городка Сан-Джулианс под руководством рава Хаима Шалома и ребецн Хаи-Мушки Сегал, посланников Любавичского Ребе, гостеприимно распахнул свои двери еврейский центр ХАБАД. В нем проводятся занятия по изучению Торы, действуют программы для детей. Здесь можно помолиться, возложить тфилин, принять участие в еженедельной церемонии встречи шаббата и еврейских праздниках, пообщаться в еврейской среде, узнать о жизни общины. Для посетителей открывает двери просторный ресторан «L’Chaim», где предлагают отведать традиционные еврейские блюда и кошерную кухню с мальтийским колоритом. Существует небольшая библиотека, всех, кто приходит в еврейский центр, снабжают комплектом литературы на иврите и английском о жизни Любавичского Ребе, основных законах и заповедях иудаизма.
Центр ХАБАД посещают не только местные евреи, иностранцы, временно проживающие или работающие на Мальте по контракту, но и любопытствующие путешественники со всех концов света. Также в эти края приезжают немало туристов из Израиля — как пенсионеры, так и молодежь, которая увлекается историей и культурой разных стран. Для желающих могут быть организованы экскурсии по еврейским местам. В настоящее время по предварительной договоренности на Мальте доступны для осмотра старые еврейские кладбища. Помимо еврейского центра есть возможность прийти на молитву в шаббат в небольшую синагогу в городе Ташбише, что неподалеку от Валетты.
Пережив периоды расцвета и упадка, смену династий и властей, вопреки разрушительным ураганам времени и мировым катаклизмам, по-прежнему бесстрастно синеет, переливаясь десятками лазурных оттенков, штормит, пенится и бьется о скалы прохладная соленая вода у островов древнего архипелага. Морская стихия наполняет окружающее пространство своим прерывистым дыханием, проявляет неукротимый характер. Могучие ветра столетиями поднимают паруса выходящих из Великой гавани кораблей, сотни лодок, яхт и больших судов горделиво покачиваются в маринах Мальты, точно специально для этого созданных природой. Меняются правители, обновляется состав населения, возникают новые общественные задачи. Но, несмотря ни на что и вопреки всему, сохраняется и выживает на каменистых островах небольшая еврейская община, которая несет в мир непреходящие ценности любви и мира, а также свет и добро народа Израиля.
Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции