Не выпустить тфилин из руки

 Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия
 15 августа 2017
 1687

27–29 июня 2017 г. произошло знаковое событие для двусторонних отношений России и Израиля: в Москву с официальным визитом по приглашению председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ В. И.?Матвиенко прибыл председатель кнессета Юлий Йоэль Эдельштейн.  

Валентина Матвиенко и Юлий Эдельштейн провели конструктивную рабочую встречу, на которой обсуждался широкий спектр вопросов. Г?н Эдельштейн подчеркнул важность роли России на Ближнем Востоке, необходимость использования межпарламентского сотрудничества для укрепления экономических и культурных связей между нашими странами, а также актуальность выстраивания механизмов для открытого и честного обсуждения вопросов, по которым имеются разногласия, с целью сближения позиций.
Положительную динамику развития взаимных контактов отметила Валентина Матвиенко. По ее словам, «в Совете Федерации удовлетворены динамичным характером российско-израильского межпарламентского сотрудничества. Разработана «дорожная карта» взаимодействия двух парламентов, включая конкретные шаги по углублению кооперации практически во всех сферах сотрудничества между Россией и Израилем».
В ходе визита состоялось еще одно немаловажное событие: впервые за всю историю дипломатических отношений между нашими странами спикер парламента Израиля выступил на пленарном заседании в стенах Совета Федерации, поприветствовав собравшихся сенаторов на иврите: «Шалом алейхем! — Мир вам!» Можно себе только представить волнение, которое испытал известный политик, прошедший жернова советской судебной и пенитенциарной системы, держа речь в верхней палате Федерального собрания РФ: «Я был арестован, потому что действовал во имя распространения языка, на котором основателю еврейской религии Аврааму было сказано: «Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Только через девять лет жизни в качестве «отказника», из которых три года я провел в ГУЛАГе, в исправительно-трудовой колонии общего режима, я тоже смог пойти по стопам отца нашего Авраама».
«Ровно тридцать лет назад я репат­риировался в Израиль, — продолжил Эдельштейн. — Туда, где было заново создано еврейское государство. Это то государство, где произошло чудо возрождения моего народа из пепла рассеяния и Катастрофы; где он превратил пустыню в сад, смог постоять за себя и живет, пользуясь плодами национальной свободы; где возродился к жизни язык иврит, священный язык, дремавший в течение двух тысячелетий».
В тот момент, когда Эдельштейн покидал Советский Союз, по его признанию, даже в самых смелых мечтах представить себе такое возвращение и выступление перед российскими сенаторами было абсолютно невозможно, поэтому все происходящее выглядело символичным и демонстрировало глубокие перемены, произошедшие на разных уровнях общественной жизни.
Во время пребывания главы кнессета в столице России состоялись запланированные официальные мероприятия и переговоры (с министром иностранных дел РФ С. В.?Лавровым, спикером Государственной думы В. В.?Володиным). Г?н Эдельштейн поделился с российскими государственными деятелями опасениями относительно ситуации, складывающейся на северных границах Израиля. На его взгляд, в таких вопросах важна последовательная координация процессов и продолжение сотрудничества для преодоления возникающих разногласий. Также на официальных встречах речь шла о деятельности еврейских общин в России, необходимости сохранения и передачи следующим поколениям памяти о Холокосте.
В рамках визита во время посещения Еврейского музея и центра толерантности были проведены встречи с представителями еврейской общественнос­ти. Г?н Эдельштейн участвовал в открытии выставки «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?» Но, по-видимому, самой эмоциональной час­тью поездки стали «возвращения» на знаковые для г?на Эдельштейна мес­та прошлого.
Высокий гость посетил Московскую хоральную синагогу, памятную квартиру на Ленинградском проспекте, Савеловский (ранее Фрунзенский) суд, рассматривавший его нашумевшее дело, Бутырскую тюрьму, в которой отбывал наказание по ложному обвинению в хранении наркотиков (истинная причина, естественно, сионистская деятельность, преподавание и распространение иврита). В архивах суда не­ожиданно обнаружилось считавшееся утраченным свидетельство о рождении Эдельштейна на украинском языке, выданное в Черновцах, с указанием национальности: еврей. Предыдущий круг испытаний был пройден заново — сов­сем в другом качестве, с глубоким осмыслением произошедших событий, и замкнут навсегда.
При поддержке посольства Государства Израиль в РФ, РЕК и ФЕОР первые итоги визита были подведены на встрече с представителями еврейских общин России, которая состоялась 29 июня 2017 года в зале «Врубель» московского отеля «Метрополь». Это мероприятие объединило раввинов из различных городов России, представителей диас­поры, молодежных объединений, еврейских организаций, гостей из Израиля, сотрудников дипломатической миссии в Москве, журналистов.
Открыл и провел встречу чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Российской Федерации г?н Гарри Корен. Приветствовал собравшихся главный раввин России Берл Лазар. Он отметил, что развитие еврейской жизни в РФ происходит при активном учас­тии и поддержке Государства Израиль, а также выразил надежду на укреп­ление сотрудничества. Берл Лазар назвал приезд в Россию председателя кнессета Юлия Эдельштейна историческим и давно ожидаемым. «Мы час­то говорим о переменах в жизни российского еврейства, о совершившихся чудесах, — сказал Берл Лазар. — И вот перед нами человек, который не только видел все это, но и непосредственно участвовал во многих процессах. В моей жизни Юлий Эдельштейн сыг­рал важнейшую роль. По приезду в Россию я впервые услышал о нем от «отказников», активистов, узнал, что здесь жил такой герой. День и ночь он боролся, несмотря на то, что было понятно: шансов у него нет. Сегодня он фактически второй человек в Израиле, мы этим гордимся. Господин Эдельштейн на своем примере показал, что вера в Б?га, сила духа преодолевают любые препятствия на пути».
Президент РЕК Юрий Каннер наз­вал Эдельштейна «человеком-легендой». На его взгляд, выступление главы кнессета в Совете Федерации напомнило по своему масштабу появление пос­ла Государства Израиль Голды Меир в хоральной синагоге в Йом Кипур в 1948 году, когда ее приветствовали тысячи московских евреев. Глава РЕК также рассказал о развитии современной общинной жизни в России и подчеркнул, что многое стало возможным именно благодаря деятельности таких самоотверженных людей, как Юлий Эдельштейн и его последователи.
Председатель кнессета от души поблагодарил всех, кто принимал участие в организации визита в Россию, и высоко оценил его результаты. Выступая перед представителями еврейских общин, г?н Эдельштейн не только говорил о политике, но и уделил большое внимание символическому и эмоциональному наполнению своей поездки, поделился воспоминаниями и размышлениями о людях и событиях, сыгравших значимую роль в его жизни.
«Как любой мальчик, выросший в Советском Союзе, я хотел быть самым сильным героем, похожим на Шварценеггера, занимался боксом и карате. Потом я встретил людей, которые были героями совсем в другом плане. Приведу один из примеров, речь идет о 1979 или 1980 г. Еврейскому ребенку решили на восьмой день сделать обрезание. Сразу уточню, что в те времена в основном такую процедуру совершали с уже взрослыми людьми, что было весьма болезненно. По поводу «брит-мила» несколько десятков человек соб­рались в квартире активистов, все ждали моэля. Это был известный человек, прошедший сталинские лагеря, его звали реб Мотл Лившиц. Он был единственным в своем роде — одновременно и моэлем, и шойхетом.
Вдруг вместо ребе Мотла приходят люди в милицейской форме, говорят, что соседи жалуются на шум в квартире, просят предъявить документы, заполняют бумаги, требуют разойтись. Все уже думают, что обряд не состоится. Однако через некоторое время после их ухода появляется реб Лившиц. Настоящий белый цвет я увидел именно в этот момент — на его лице. Оказалось, при виде входящих в подъезд милиционеров он убежал и скрылся в кустах.
Этот маленький еврей вовсе не был героем, Шварценеггером, и очень боялся, поскольку знал, что он — единственный, других просто нет. Через полчаса реб Лившиц провел обрезание. Этот случай навсегда научил меня тому, что герой не тот, у кого груда мышц, хотя спорт очень важен для здоровья. Есть гораздо более значимые вещи. И сегодня нам нужно помнить, что мы всегда обязаны тем людям, которые в условиях совсем другого времени проявляли подлинный героизм».
Другая серия размышлений, которыми поделился г?н Эдельштейн с представителями общин, была связана с осмыслением перемен, произошедших в еврейской жизни России, и их значением для будущего. «Вчера мы стояли возле камеры № 138 в Бутырке. Я вспомнил, как утром после задержания в милицейском участке моя покойная жена требовала, чтобы мне передали еду и молитвенные принадлежности. Я был вызван на допрос и получил для подписания заранее отпечатанную страницу, на которой в том числе присутствовал вопрос: на каком языке хотите давать показания следствию? с уже готовым ответом: на русском. Я указал на ошибку и сказал, что хочу говорить по-еврейски. Следователь, бывший постовой милиционер, лейтенант, недавно заочно окончивший юридический факультет, рассердился. После обсуждений с начальством он спросил меня, согласен ли я в интересах следствия дать показания на русском языке. Я ответил положительно, что было зафиксировано в документе, но сказал, что, поскольку не помолился до сих пор, не могу с ним разговаривать. Через некоторое время мне принесли молитвенные принадлежности, вынув предварительно ремни из тфилина. Я дал показания по-русски, что не хранил наркотических веществ, а все происходящее является незаконным преследованием.
Следователь оказался не только «образованным», но и злопамятным. Через пару месяцев, сразу после закрытия моего дела, в камеру № 138 ворвались несколько человек, выставили всех в коридор и начали искать запрещенные предметы религиозного культа. Нашли тфилин, а вот спрятанный между деревянными досками сидур им отыс­кать не удалось. Когда один из «веселых ребят» начал ломать тфилин о колено, я не выдержал. В итоге меня быстро положили на пол, сильно бить не стали — Москва все-таки, Бутырка! — привели в кабинет к руководству. Угрюмый начальник тюрьмы отправил меня в карцер.
Кстати, вчера в том же кабинете мне вручали подарки на память и книгу о Бутырской тюрьме. В связи с этим у меня возникла крамольная мысль, которой хочу поделиться. Думаю, что большинство присутствующих в этом зале в ситуации с тфилином повели бы себя точно так же, как и я, это заложено на уровне инстинктов. Проблема, на мой взгляд, возникает в ситуации, когда тфилин у тебя никто не забирает. Наоборот, открыты синагоги, ешивы, собираются миньяны, 90 авиарейсов в неделю летают в Израиль. Визы не требуется, можно поехать, когда захочется, остановиться в гостинице или у родственников и в любой момент вернуться.
Порой я задумываюсь: а как проще? Не знаю… Те, кто живут еврейской жизнью в свободных условиях, привлекают к этому молодежь, делают большое дело. Иногда проще, когда тебя давят, а ты не сгибаешься. Теперь пришло другое поколение, и задачи перед нами стоят очень сложные. Давайте вместе думать о том, как в новых вольных условиях не выпустить тфилин из руки. Ведь когда евреи по-настоящему вмес­те, они непобедимы».
Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции