К светлому празднику Ханука-5778

 Раввин Довид КАРПОВ
 11 декабря 2017
 1848

Когда мы отмечаем весёлый праздник Ханука, то невольно вспоминаем о событиях далекого прошлого (II век до н.э.) и ханукальном чуде горения храмового семисвечника (меноры) в течение восьми дней. Однако, хотя праздник Ханука и возник более двух тысяч лет назад, однако на самом деле он обращен в будущее — в эпоху Мошиаха. И ханукальные свечи, зажженные еще в эпоху Второго храма, будут сиять вечно

Помазанник
«И это будет мир. Когда придет Ашшур в страну нашу и когда топтать будет дворцы наши, поставим против него семь пастырей и восемь властелинов людских» (Миха, 5:4)
Когда мы отмечаем весёлый праздник Ханука, то невольно вспоминаем о событиях далекого прош-лого (II век до н.э.) и ханукальном чуде горения храмового семи­свечника (меноры) в течение восьми дней. Однако, хотя праздник Ханука и возник более двух тысяч лет назад, однако на самом деле он обращен в будущее — в эпоху Мошиаха. И ханукальные свечи, зажженные еще в эпоху Второго храма, будут сиять вечно и освещать путь нашего праведного Избавителя.
Согласно многочисленным предсказаниям наших пророков, царь-помазанник — «мелех-га-машаих» из царской династии Давида — должен появиться на рубеже эпох, разде­ляющий наш Мир и Мир грядущий. Об этом, в частности, говорится в книге пророка Михи, где перечислены «семь пастырей» и «восемь властелинов».
Кто они, эти «семь пастырей» и «восемь властелинов людских»? Талмуд (гемара) перечисляет семь выдающихся личностей: Адам, Шет и Метушелах (самый большой долгожитель), с одной стороны, Авраам, Яаков и Моше — с другой, а «посередине» — царь Давид. Что касается «восьми властителей людских», то этот список еще более странный: Адам, Ишай (отец царя Давида), царь Шаул, а также пророки: Шмуэль, Амос, Цефанья, царь Цидкия, пророк Элиягу и сам Мошиах. Таким образом, Мошиах входит в число «восьми властителей».
Рабби Шмуэль Эйделис, комментатор Талмуда (XVI век), поясняет, что «пастыри» — это фактически «руководители поколения». А названы пастырями потому, что в реальной жизни они какое-то время были пастухами, начиная с царя Давида, который пас скот своего отца, и заканчивая Моше, который одно время пас скот своего тестя Итро. Шет (сын Адама, родившийся после убийства Эвеля и проклятия Каина, от которого происходит все человечество) встал на место Эвеля (Авеля), которого убил Каин, а Эвель тоже пас скот.
 

Масло помазанья, и не только
Однако этим смысл сказанного не исчерпывается. В тексте пророк использует слово «властитель» — «насих», которое иногда переводят как «наследный принц». А рабби Цемах-Цедек (3-й Любавичский Ребе, Менахем-Мендл, XIX век) связывает происхождение этого слова с обрядом помазанья (несиха), который применялся к царям из династии царя Давида, как сказано («Псалмы», 2:6): «Ведь Я помазал (насахти) — Моего царя над Сионом, горой Моей». Собственно, именно поэтому такой царь и назывался «помазанник» или «машиах».
Там же Цемах-Цедек уточняет, что это было связано с реальным обрядом помазанья, когда использовалось специально приготовленное оливковое «масло помазания» — «шемен-га-мишха». Другими словами, название нашего будущего Избавителя — «машиах» означает «помазанник», тот, кто был «помазан на царство», что подчеркивает его происхождение от царя Давида (бейт-давид). Это указывает на внутреннюю связь будущего Мошиаха с праздником Ханука, поскольку, как известно, в ханукальном светильнике восемь рабочих свечей (1), причем слово «восемь» — «шмона» происходит от того же корня, что и слово «масло» — «шемен». И также с этим корнем связано название священнического рода «хашмонаим» (2), представители которого подняли восстание во время событий Хануки.
Отсюда напрашивается вывод, что восемь свечей ханукального светильника символически можно сопоставить с «восемью властителями», упомянутыми в пророчестве Михи.
 

Символ вечности
«В течение всех восьми дней Хануки эти свечи — святы, поэтому нет у нас права пользоваться ими, но только любоваться, глядя на них, чтобы благодарить и прославлять Твое великое Имя за Твои чудеса, знамения и спасения».
Из молитвы во время зажигания ханукального светильника

Ханука — это праздник спасения из далекого прошлого, который обращен в будущее, на что указывают ее восемь свечей. И тогда в храмовом дворе будет гореть также и ханукальный светильник — «ханукия», о чем говорится в наших молитвах: «И зажгли светильники в Твоем святом дворе» — с приходом нашего праведного Мошиаха, скоро, в эти дни!
Раввин Довид КАРПОВ
___________
1) Восемь основных свечей и еще одна (девятая) вспомогательная — «шамаш», которая не в счет.
2) Имеются в виду Матитьягу бен Йоха­нан, первосвященник (коген-гадоль) в отставке из рода Хашмонеев, и пять его сыновей. «Хашмонай» означает «уважаемый человек» или «правитель».



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции