Григорий Липман: Наша школа — одна семья

 Беседовала Наталья Лайдинен
 10 сентября 2019
 152

За последние тридцать лет в системе еврейского образования в России произошло немало интересных и важных свершений. Открылись детские сады, школы, вузы, где желающие могут изучать основы еврейской традиции. Григорий Исаакович Липман с самого начала находился на острие процесса формирования системы еврейского образования в РФ: в 1990 году он был инициатором создания в Москве первой школы с национальным еврейским компонентом «Тхия», которую успешно возглавлял на протяжении двадцати пяти лет. Именно это учебное заведение стало моделью развития для других еврейских школ, открытых в последующие годы в Москве и в других городах бывшего Советского Союза. Григорий Исаакович — лауреат премии ФЕОР «Скрипач на крыше» в номинации «Человек года?5775 за заслуги в области образования», педагог с полувековым стажем, поддерживающий связь с сотнями бывших учеников по всему миру, с энтузиазмом взялся за новое дело: уже третий год он — директор частной еврейской школы «Решит хохма» в Москве.  

О том, какие перспективы и задачи ставит перед собой и учебным заведением Григорий Липман, как оценивает успехи развития еврейского образования в России за три последних десятилетия, мы поговорили с ним в школе «Решит хохма», где перед новым учебным годом полным ходом идет масштабный ремонт и переоборудование помещений.
— Григорий Исаакович, на сегодняшний день в Москве работает несколько еврейских школ. Чем «Решит хохма» отличается от других?
— В первую очередь, в отличие от других учебных заведений, совмещающих этнокультурный и светский компоненты, «Решит хохма» — классическая еврейская школа. В ней изначально заложена идея серьезного изучения комплекса еврейских предметов. Дети к нам поступают из религиозных семей, в основном связанных с Московской хоральной синагогой, они с рождения ориентированы на освоение еврейской традиции и культуры. Начальное еврейское образование дети получают в семье, а мы, действуя совместно, серьезно углубляем и структурируем их знания.
За последние два года нам удалось достичь немалых успехов: у школы появилось свое здание в Спасоглинищевском переулке, сформировалась система работы, сложился стабильный состав педагогов. В завершившемся учебном году школа выпустила девятиклассников, которые прошли государственную аттестацию в формате ОГЭ. Оценки за эти экзамены были очень высокими, что говорит о хорошем качестве светского образования в школе.
Спецификой «Решит хохма» является напряженный график занятий: мы работаем шесть дней в неделю, включая воскресенье, суббота — выходной, пятница — укороченное расписание. Учебный день для всех учеников начинается в 8.30, заканчивается в 16.00. Несмотря на немалую нагрузку, ребята занимаются с удовольствием и не устают. Это связано, в том числе, с уютной и комфортной обстановкой в школе.
Многое приходится придумывать и воплощать заново, это меня очень воодушевляет. Можно сказать, что в «Решит хохма» я переживаю вторую молодость, чувствую себя замечательно. Наша школа — одна семья. Хотя мальчики и девочки учатся раздельно, они душевно объединены. Сто человек — оптимальное количество учеников, которое позволяет отслеживать достижения каждого, контролировать их знания, быть хорошо знакомым с семьями, с каждым ребенком.
— Расскажите, пожалуйста, о еврейском компоненте образовательной программы.
— Особое внимание в «Решит хохма» уделяется изучению иврита — не менее 6–8 часов в неделю. Язык осваивается глубоко, на нем преподается ряд предметов, в старших классах ребята владеют им свободно, что доказывают многочисленные встречи с ивритоговорящими гостями из Израиля. Всего на освоение еврейских дисциплин выделяется 17 часов в неделю. В старших классах Хумаш, Мишна, Гемора, Недельная глава подробно изучаются на иврите.
В конце прошлого учебного года мы открыли свою, школьную, синагогу и получили в дар свиток Торы. Это стало особенным событием для каждого ученика и педагога. Ведь ежедневная молитва — непременный элемент школьной жизни.
Наши достижения в освоении еврейской традиции имеют подтверждение. Ежегодно в Швейцарии проходит конкурс детей, изучающих Мишну. Тестирование знаний проходит на русском и на иврите. Среди наших учеников уже есть победители этого конкурса. К примеру, в этом году отлично проявили себя ученики третьих-­четвертых классов: некоторые из их ответов были оценены максимально высоко — на 100 баллов.
— Каков педагогический состав школы?
— Он подразделяется на две части: светские учителя, имеющие многолетний опыт работы, и религиозные. Развивается сотрудничество с Израилем, оттуда к нам приезжают педагоги, носители языка, традиции и культуры. Два года подряд мы устраивали нашим ученикам языковые стажировки в Израиле — они жили в семьях и учились в местных школах.
— Как можно стать учеником «Решит хохма»?
— На сегодняшний день у нас обучается около сотни детей. Особенность школы — небольшие классы по 4–8 учеников. Хотя информации о школе в прессе пока немного, в этом году мы впервые набрали очень большой первый класс — 15 человек. Сведения об учебном заведении в основном передаются в общине из уст в уста. Поступить к нам может любой ребенок, который хочет обучаться в еврейской среде, где соблюдаются традиции — в молитве, одежде, поведении и еде. Частично учебу оплачивают родители, значительную часть средств вносят спонсоры общины.
Технически система поступления и обучения выглядит так: ребенок зачисляется в любую школу, переводится на домашнее обучение и передается в руки педагогов «Решит хохма», которые интенсивно готовят его к итоговой аттестации по светским предметам, а также обучают еврейскому комплексу знаний. Российский закон позволяет сегодня действовать подобным образом, проблем не возникает.
— Каковы перспективы учеников вашей школы — они после выпуска настроены преимущественно на религиозную или светскую жизнь?
— В текущем году девочки, окончившие девятый класс и сдавшие ОГЭ, выбрали продолжение учебы в десятом классе. После сдачи ЕГЭ в одиннадцатом классе они получат аттестат государственного образца и смогут продолжить образование в обычных вузах.
Что касается старших мальчиков, то они также имеют выбор: после девятого класса продолжить образование в ешивах или закончить одиннадцать классов и, оставаясь религиозными, получить достойное светское образование.
— Григорий Исаакович, вы — один из пионеров организации еврейского образования в России. Каким был ваш личный путь к духовности и традиции?
— У меня был очень религиозный отец, который со временем стал для меня подлинным примером. Но в молодости я был всего лишь обычным парнем — выходцем из еврейской семьи, далеким от традиции, коих в Москве тогда было немало. Коренной перелом в моем еврейском сознании произошел в 1990 году на волне перестройки: по приглашению киббуцного движения мне предложили возглавить поездку старшеклассников в Израиль. Я сразу заинтересовался, мы с коллегами оперативно набрали тридцать учеников и в конце декабря отправились в путешествие. А в январе 1991 года началась вой­на в Персидском заливе, заложником которой стал Израиль. Мы оказались в самой гуще событий: сидели под бомбежками в убежищах, нам выдали противогазы. В этот момент все увиденное и пережитое в Израиле стало очень родным и близким. По линии Посольства РФ нас были готовы досрочно вывезти в Россию, но мы отказались — не могли оставить своих (а именно так уже воспринимались израильтяне) в беде, стать «предателями». И, сидя в очередном бомбоубежище, решили, что после возвращения в Москву будем обязательно открывать еврейскую школу!
Мы вернулись в Россию в конце января, а уже в марте были собраны необходимые документы и в начале мая я получил разрешение на открытие школы. В июне в выделенном нам здании начался ремонт. Все произошло очень быстро, чиновники шли навстречу, и я понимаю, что помогал нам тогда сам Вс-вышний.
«Тхия» существует и по сей день, являясь одной из самых известных еврейских школ в России. А начинали мы работу с абсолютного нуля: изучали опыт других стран, но создавали собственную уникальную модель еврейской школы в стране, где на протяжении десятилетий еврейство находилось в глубоком подполье.
Оглядываясь назад, могу сказать, что за последние тридцать лет удалось многого достичь. Открытие еврейских школ дало возможность многим семьям через своих детей приобщиться к еврейской истории, традиции и культуре. Для родителей организовывались специальные курсы — они вовлекались в еврейскую жизнь, изучали иврит. В первые годы школа была еще и мостом для алии в Израиль, ученики перед отъездом получали базовые знания о стране и основы языка, что для них было очень важно. Параллельно с этим развивались и крепли местные общины, в которых активными членами становились выпускники еврейских школ.
В последние годы в образовании происходит некоторая смена приоритетов: в государственных школах резко сокращается преподавание национально-­культурного компонента, меняется состав учеников, появляются проблемы с соблюдением еврейских праздников, и перед многими религиозными родителями встает вопрос, куда отдать своих детей. Ответ на него как раз и дает наша школа.
Во многом именно эти проблемы повлияли и на мое решение перейти на работу в «Решит хохма». Здесь заново создается модель образовательного учреждения для семей, которые хотят дать своим детям классическое еврейское образование. Такая масштабная и перспективная задача меня очень увлекает и вдохновляет. В планах — дальнейшее расширение, развитие, освоение нового опыта. В Москве и в других городах, где сформирован подобный запрос, должны быть обязательно предоставлены возможности для получения еврейского образования разного уровня, включая самый серьезный.
«Решит хохма» в переводе с иврита означает «начало мудрости». Я приглашаю детей и родителей, которые еще не знакомы с нами, прийти в «Решит хохма», чтобы почувствовать особую атмосферу, в ней хочется находиться — учиться, общаться, расти.
Беседовала Наталья Лайдинен



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!