ПУТЕШЕСТВИЕ СКРИПКИ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 3805
В декабре прошлого года один из выдающихся скрипачей нашего времени Максим Венгеров в рамках большого мирового турне дал концерт в Большом зале Московской консерватории. В свои 30 лет Максим Венгеров уже достиг вершины музыкального Олимпа и продолжает свой звездный путь по мировому музыкальному небосклону. 21 января в Москве ему была вручена премия имени Д. Шостаковича, ежегодно присуждаемая Международным благотворительным фондом Ю. Башмета крупнейшим исполнителям мирового уровня
В декабре прошлого года один из выдающихся скрипачей нашего времени Максим Венгеров в рамках большого мирового турне дал концерт в Большом зале Московской консерватории. В свои 30 лет Максим Венгеров уже достиг вершины музыкального Олимпа и продолжает свой звездный путь по мировому музыкальному небосклону. 21 января в Москве ему была вручена премия имени Д. Шостаковича, ежегодно присуждаемая Международным благотворительным фондом Ю. Башмета крупнейшим исполнителям мирового уровня. Музыкант родился в Новосибирске, с пяти лет начал заниматься у Галины Турчаниновой, а затем в Москве у известного педагога Захара Брона, ученика Игоря Ойстраха. В 1989 году ученики Брона эмигрировали вслед за своим учителем в Германию, в Любек. В их числе был и Максим Венгеров. Но в 1990 году семья Венгеровых репатриировалась в Израиль, поселилась в Тель-Авиве, и Максим продолжил учебу в Иерусалимской академии музыки, одновременно принимая участие в различных международных конкурсах и фестивалях. В 1986 году он вместе с Евгением Кисиным открывал Международный конкурс имени Чайковского в Москве. Участвовать в нем по возрасту они не могли, но в свои 12 лет, как писала пресса, Венгеров играл несравненно лучше всех участников этого конкурса. Первый педагог Венгерова Галина Турчанинова говорила: «Такой ребенок, как Максим, рождается один раз в сто лет. У него нет физических проблем, он обожает играть, и он очень любит работать». В 1985 году Венгеров завоевал первую премию на польском юношеском конкурсе имени Венявского, в июле 1990 года получил первую премию на труднейшем международном конкурсе имени Карла Флеша, а также специальный приз за лучшее исполнение произведений Паганини, призы прессы и зрительских симпатий. Его игра вызвала восхищение Иегуди Менухина и Ифры Нимана, а великий Яша Хейфец подарил юному скрипачу свой смычок. В 1985 году Максим Венгеров записал свой первый компакт-диск. Карьера Венгерова развивалась стремительно. Последовали записи — 20 сольных и оркестровых дисков на фирме «Teldec», а затем на EMI. Он выступает в лучших концертных залах мира с лучшими дирижерами: Рикардо Мути, Клаудио Аббадо, Даниелом Баренбоймом, Лорином Маазелем и очень часто с Мстиславом Ростроповичем. Много раз Венгеров играл с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты, а их диск с записью концертов Паганини и произведений Ваксмана и Сен-Санса получил несколько международных призов. У Венгерова уникальная скрипка — Страдивари из Кремоны 1723 года, называемая «Крейцер» в память о великом скрипаче первой половины XIX века, когда-то игравшем на этом инструменте. В Большом зале Московской консерватории Венгеров исполнил 18-ю вариацию из «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова в обработке Фрица Крейслера (в 20 — 30-е годы прошлого века Крейслер часто играл дуэты с великим русским композитором Сергеем Рахманиновым. Рахманинов сделал фортепианное переложение пьес Крейслера, а Крейслер — скрипичные обработки сочинений Рахманинова). Вместе с пианистом Яном Брауном в первом отделении Венгеров сыграл также сочинения Иоганнеса Брамса — Скерцо и Сонату № 3, одно из самых трудных произведений композитора. Венгеров играет ее широким звуком, с большой ритмической свободой, очень страстно. Существует запись этой сонаты Венгерова с Д. Баренбоймом, сделанная в 1998 году и в 1999 году отмеченная премией как «Лучшая концертная запись» Gramophone Award UK. Баренбойму принадлежит большая роль в становлении Венгерова как музыканта. Максим говорит: «Я очень горжусь, что смог записать диск с Даниелом Баренбоймом. Я действительно восхищаюсь им. Он всегда старается открыть мне многие вещи на каждом концерте». Немного ранее, в 1996 году, Венгеров записал с Баренбоймом концерт Сибелиуса, который был премирован Echo Klassik Award. В интервью журналу «Fanfare» Венгеров так рассказывал об этой работе: «Я очень горд, что смог сделать запись с великим Баренбоймом, я считаю его своим музыкальным отцом. Он дал мне много больших и интересных идей, действительное понимание музыки Сибелиуса. Я знал концерт Сибелиуса, играл его ранее, но только Баренбойм помог мне понять этого композитора до конца. Баренбойм всегда ищет в музыке новое... Я должен сказать, что быть со скрипкой — еще недостаточно, чтобы быть скрипачом». Во втором отделении концерта Венгеров и Браун играли пьесы композиторов XIX и XX веков, которые сами были виртуозами и концертирующими скрипачами. Все эти сочинения записаны на новом диске Венгерова «Путешествие скрипки». Исполнение пьес музыкант предварял своими замечаниями — серьезными, шутливыми, иногда ироническими. Сначала прозвучали произведения композитора-виртуоза Генрика Венявского: «Тема и вариации», Скерцо-тарантелла, Блестящий полонез. Затем — популярные пьесы Фрица Крейслера «Муки любви» и «Радость любви», «Кантабиле» Никколо Паганини и «Вокализ» Сергея Рахманинова в переработке для скрипки. В заключение концерта Венгеров сыграл труднейший «Этюд в форме вальса» Сен-Санса в обработке Эжена Изаи. Это сочинение требует сплошного легато в сочетании с большими ритмическими скачками и виртуозными пассажами, и вся пьеса идет в быстром темпе. Исполнение этюда было блестящим. Звук скрипки Венгерова, красота и насыщенность ее тона, виртуозный стиль заставляют вспомнить игру великих мастеров: Яши Хейфеца, Давида Ойстраха, Натана Мильштейна, Исаака Стерна. Венгеров — их настоящий наследник. Он окончил курс дирижирования и все чаще выступает в качестве дирижера, а с 2002 года занимает должность главного приглашенного дирижера Английского камерного оркестра, одного из старейших оркестров Великобритании. В это же время Венгеров начал играть на барочной скрипке и совершил несколько международных туров с Тревором Пинноком, известным английским дирижером, приверженцем аутентичного исполнения. С 1998 года Венгеров является профессором класса скрипки и преподает в Высшей музыкальной школе Саарбрюккена (Германия). Венгеров широко известен своей благотворительной деятельностью. В 1997 году он стал первым музыкантом — Посланником UNISEF. Он выступал в Косове, Таиланде, Уганде и других «горячих» точках; он помогает детям, ставшим жертвами военных конфликтов. В подарок Московской консерватории Венгеров привез клавесин франко-фламандской школы, изготовленный по спецзаказу парижской фирмы Atelier «Reinhard von Nagel», и сыграл на концерте с клавесинистом Алексеем Любимовым Adagio из сонаты Баха. У Венгерова много престижных международных премий, в том числе «Артист года 2002–2003» английского журнала «Gramophone», две премии «Diapason d’Or», две премии Edison Award: в 1996 году за запись концертов Чайковского и Глазунова с К. Аббадо и в 1998 году — за концерты С. Прокофьева и Д. Шостаковича с М. Ростроповичем. В феврале 2004 года ему присудили Gremmy как скрипачу и альтисту в номинации «Лучшее инструментальное соло с оркестром» за исполнение скрипичного концерта Бриттена и альтового концерта Уолтона с дирижером М. Ростроповичем. «Классическая музыка приводит нас к миру, к чему-то прекрасному, к идеальному. Она подводит нас близко к утопии. Концерт может создать такую атмосферу, что вы начинаете чувствовать себя в храме искусств. Таким я вижу влияние музыки, особенно когда сам играю. Я хотел бы, чтобы душа разговаривала с душой», — говорит музыкант. Скрипичное исполнительское искусство переживает сейчас ренессанс. Появилось много первоклассных российских и европейских исполнителей, но Венгеров выделяется среди них зрелостью игры, силой, законченностью и утонченностью исполнительской культуры.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции