НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ
Леонид Гомберг
24 июля 2007
1683
Картина режиссера Константина Худякова «На Верхней Масловке» производства «Президент-фильм» по одноименной повести Дины Рубиной на широкий экран еще не вышла и даже не увидела официальной премьеры. Фильм спешно смонтировали, чтобы в начале декабря минувшего года показать в Санкт-Петербурге на торжествах по случаю юбилея актрисы Алисы Фрейндлих. В Москве он демонстрировался публично только один раз для прессы. Так что большая встреча фильма со зрителями еще впереди
Дуэль героев Евгения Миронова и Алисы Фрейндлих завораживает своей гибельной бескомпромиссностью.
Картина режиссера Константина Худякова «На Верхней Масловке» производства «Президент-фильм» по одноименной повести Дины Рубиной на широкий экран еще не вышла и даже не увидела официальной премьеры. Фильм спешно смонтировали, чтобы в начале декабря минувшего года показать в Санкт-Петербурге на торжествах по случаю юбилея актрисы Алисы Фрейндлих. В Москве он демонстрировался публично только один раз для прессы. Так что большая встреча фильма со зрителями еще впереди.
Повесть Дины Рубиной «На Верхней Масловке» написана на переломе российской истории. После смерти очередного генсека к власти пришел Горбачев; страна переполнена неясным предчувствием какого-то иного будущего пусть и не обещанного «светлого завтра», но все же отличного от маразма последних лет советской власти. Атмосфера безвременья (или «междувременья») хорошо передана в повести Рубиной, попытка сохранить ее и воссоздать в картине средствами кино серьезная удача режиссера Худякова. Дело, разумеется, не в политических реалиях; речь идет о буднях тех, кого прежде с легким оттенком презрения именовали «интеллигентской прослойкой», о среде их обитания, заботах о хлебе насущном, попытках сделать карьеру, разочаровании и крахе иллюзий. И еще о роскоши духовного общения, взаимопонимании, вдохновении и любви.
Не юный уже и не очень удачливый театровед и режиссер Петр Авдеевич (Евгений Миронов) тщетно пытается встроиться в «благополучную» столичную жизнь. Когда-то судьба привела молодого человека в мастерскую старейшины совет- ского художественного цеха, скульптора Анны Борисовны (Алиса Фрейндлих), да там он и остался на долгие годы. Странные отношения дружбы-вражды этих таких разных людей нередко ведут к шумным ссорам. Однако их взаимная привязанность, трогательная забота друг о друге свидетельствуют о глубоком и искреннем чувстве. Величественная дуэль в исполнении Евгения Миронова и Алисы Фрейндлих завораживает своей гибельной бескомпромиссностью. Исход этого затянувшегося романа предрешен, поскольку замечательная актриса с присущей ей юношеской страстью очень убедительно играет не просто старую, а именно 90-летнюю женщину. Привлеченная этой любовью, как мотылек светом, в мастерской время от времени появляется жена одного из талантливых молодых друзей Анны Борисовны, Нина (Елена Бабенко). Кажется, что ее отношения с Петром Авдеевичем могли бы обрести будущее, и все же их расставание выглядит куда более естественным и закономерным. После ухода старого мастера «молодым» просто неоткуда почерпнуть до времени растраченные жизненные силы. Анна Борисовна явилась из иного, давно забытого мира, который представлен в картине скупыми, но выразительными штрихами отрывочных воспоминаний; долгие годы она оставалась неисчерпаемым кладезем искренности и достоинства. Потеря оказывается невосполнимой. Потрясающее мастерство Алисы Фрейндлих делает образ живым и убедительным.
Съемочная группа скрупулезно воссоздает время действия, место и даже фабулу книги. Насколько это удается другой вопрос. Сравнивать литературное произведение и поставленный по его сюжету фильм дело совершенно безнадежное. Речь идет о разных видах искусства, обладающих своими, только им присущими выразительными средствами, фактурой, светом, «поделочным материалом».
Режиссер, однако, подчеркивал на пресс-конференции, что работал над сценарием рука об руку с Диной Рубиной и старался во всем следовать авторскому повествованию. Может быть, поэтому картина покажется кому-то излишне дотошной в деталях, характеры, за исключение двух главных персонажей, маловразумительными, а монологи, великолепно прописанные в повести с особенным рубинским юмором, нескончаемыми. Но вот интересно: вы можете сколько угодно перечислять неудавшиеся частности, а все равно почувствуете освежающее дыхание картины в удушливом воздухе нашего кинематографа, в лучших своих проявлениях сосредоточенного на изуродованном сознании юных «франкенштейнов», прошедших ад всех нынешних войн. Такие люди, как герои Рубиной и Худякова, давно не появлялись на экранах большого российского кино; могло показаться, что они исчезли из нашей жизни навсегда. Фильм «На Верхней Масловке» дарит надежду.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!