18 Элул – истоки хасидского учения

 Раввин Довид Карпов
 11 сентября 2020
 1205

К светлому дню 18 Элула (хай-элул), когда в наш мир пришли две возвышенные души и два светоча еврейской мысли: рабби Исроэль Баал-Шем-Тов (святой БЕШТ) и рабби Шнеур Залман (Алтер Ребе)

 

Пришел, увидел, исправил

Наш святой учитель Баал-Шем-Тов родился 18-го Элула - в день «хай-элул», и это глубоко символично. Ведь его учение -  «хасидут», растолкованное его приемниками Магидом из Межерича и Алтер Ребе – это и есть сама жизнь (хаим), а также источник необходимых жизненных сил (хают). Хасидское учение дает нам с одной стороны возможность увидеть проявления зла в их истинном свете, а с другой - знание и способность изменить существующее положение вещей и обратить это зло во благо, а насилие - в милосердие (рахамонут).

 

«Служите Г-споду в радости, предстаньте пред Ним с пением»  

(Книга Псалмов, 100:2)

Есть многочисленные хохмы, посвященные сравнению взглядов на жизнь оптимиста и пессимиста. Иногда к ним добавляют еще и «реалиста».

Было бы неправильно утверждать, что хасидская философия возникла на пустом месте. Тем более что примерно в то же самое время появилось еще одно движение в области еврейской религиозной мысли - традиционная этика или «мусар». Но, конечно же, между ними были и существенные различия: «мусар» главным образом подчеркивал слабость человеческой натуры, несовершенство нашей телесной оболочки и глубокую порочность связанного с ней животного начала (нефеш-га-багемит), от которого все грехи и беды. Хасидизм же (признавая все это), напротив, указывал на величие еврейской души – называя ее «Б-жественной душой» (нефеш-элокит).

Поскольку последователи мусар больше уделяли внимания негативным аспектам и слабостям человеческой натуры, то на практике это зачастую приводило к подавленному состоянию души (ацвут) в связи с осознанием своих грехов и несовершенства.  Хасиды же, напротив, постоянно находились  в приподнятом настроении (симха), поскольку умели видеть позитивные и светлые моменты в себе самих и в любых, даже трагических, явлениях окружающего мира.

Впрочем, среди хасидов особо выделяется движение Хабад-Любавич, в основе мировоззрения которого лежит рациональный подход, основанный на разумном восприятии окружающего мира (посредством трех интеллектуальных качеств человеческой души:  хохма-бина-даат).

(Из сборника «День за днем»)  

 

Взгляд изнутри

Хасидское учение относится к сокровенной части Торы – «пнимиют-га-тора», поэтому оно помогает нам разглядеть сокровенные тайны мироздания и раскрыть потайные области нашей души, а благодаря этому - исправить и исцелить скрытые духовные пороки и возвысить дух. (Ребе Цемах-Цедек, 3-й Любавичский Ребе)



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции