Комментарии к Осенним праздникам — 5782

 Раввин Довид Карпов
 26 августа 2021
 1062

Когда дети не отвечают за грехи отцов (Из комментариев к главе «Гаазину»)  

«Погубили они себя — но не на сыновьях их порок, поколение упрямое и заплутавшее» («Дварим», 32:5)


Это сложное для буквального перевода выражение из недельной главы можно истолковать и таким образом: хоть грешное поколение «погубило себя», однако «не на их сыновьях порок». Другими словами: даже если еврей «губит себя» духовно, когда отходит от Торы, все же детям своим он этого не желает: «не на сыновьях их порок».
Так толковал это выражение р. Йонатан Эйбшиц, который жил в Праге около 300 лет назад. Но нечто похожее происходило и в России около полувека назад, когда дети из нерелигиозных и даже атеистических семей неожиданно стали возвращаться к Торе и вере своих предков. Оказалось, что «порок их отцов» — безверие и приверженность коммунистическим идеалам не помешал им раскаяться и вернуться к Торе и традиции своих предков.
*) р. Йонатан Эйбшиц (1690–1764) — выдающийся законоучитель и каббалист, долгое время был раввином в Праге.
 

Чего хочет Б-г на Новый год
(Из комментариев к Рош-га-­Шана)
Рош-га-­Шана называется Судным Днем, когда Всевышний — Судья этого мира решает судьбу всех живущих, и выносит каждому свой приговор. Но поскольку Он милосердный, то всеми силами хочет оправдать нас на этом Небесном суде. Однако как Справедливый судья, даже Он не вправе это сделать, если не найдется заступник, который скажет хотя бы одно слово в нашу защиту. Но кто же заступится за нас, если не мы сами?!
Поэтому ангелы с нетерпением ждут, когда один еврей скажет ­что-нибудь хорошее в адрес своего ближнего, чтобы сразу же подхватить эти слова, доставить наверх и предъявить Судье. И­м-то хорошо известно, что Всевышний только этого и ждет: причем даже больше, чем слов наших молитв и прославлений.
(Ребе МАГАРАШ, 4-й Любавичский Ребе)

Не будь бараном!
(Из комментариев к Рош-га-­Шана и Йом-кипур)
«И в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас, и никакой работы не делайте — днем трубных звуков да будет он у вас» («Бемидбар» или «В пустыне», 29:1)
Смотрит, как баран на новые ворота! Все слышали эту поговорку, но далеко не все знают ее «еврейский» смысл.
Баран — один из символов праздника Рош-га-Шана. Во-первых, для ритуального рога (шофара) обычно используется бараний. А, во-вторых, баранья голова — традиционное новогоднее блюдо, к тому же в нем содержится намек на того барана, которого наш праотец Авраам принес в жертву вместо своего сына Ицхака (а это тоже произошло в Рош-га-­Шана!). Кроме того, с Рош-га-­Шана начинается покаянный период, который длится десять дней (емей-га-тшува), и заканчивается днем всеобщего искупления грехов — Йом-кипур. А в самом конце его читается последняя, завершающая молитва (пятая по счету), которая называется «закрытием ворот» (неила), когда «затворяются» Небесные врата молитв. Вот тут самое время вспомнить нашего барана: ведь все десять дней покаяния эти Небесные врата были распахнуты настежь, и все наши молитвы без задержки достигали Небесного престола.
А теперь, после окончания Йом-кипур, там осталась только узкая щелка. И все же эти невидимые ворота можно преодолеть и в течение года: слезами искреннего раскания. Так что в любом случае: не будь бараном!

И сразу же по окончании этой молитвы раздается протяжный, прощальный звук того самого бараньего рога (шофара) — последний в этом месяце.
Так оставим же на время мольбы и слезы: ведь нас еще ожидает впереди веселье в праздник Суккот и танцы со свитками Торы во время завершающих двух дней праздника — Шмини-­Ацерет и Симхат-­Тора!

Знай свое место

(Из комментариев к Йом-кипур)

«Пусть молчит обвинитель, и пусть защитник займет его место»
(Из молитв на Йом-кипур)

«Пусть замолчит обвинитель» — это просьба понятна. Но что означают слова: «И пусть защитник займет его место»? Пусть защитник наверху «примет во внимание» то место, т. е. то бедственное социальное и тяжелое духовное положение, в котором находится еврейский народ, как смягчающее обстоятельство.

Не можешь раскаяться — не греши
Когда Рабби Шмуэль Гройнэм, один из наставников легендарной Любавичской ешивы «Томхей-­тмимим», давал урок по книге Алтер Ребе «Псалом о раскаянии» (игерет-га-тшува) и доходил до слов: «А тот, у кого нету сил поститься, пусть искупит свои грехи с помощью пожертвований на благотворительные цели (цедоки)», спрашивал своих учеников: «Ну, а если у него вообще нету денег — как следует поступать в таком случае?» И сам же отвечал: «Такому лучше вообще не грешить».

Маленькая вода
(Из комментариев к празднику Суккот)

«И будете вы черпать воду с радостью из источников спасения»
(Ишайя, 12:3)

Учат наши мудрецы: Кто не наблюдал веселья во время праздника Суккот — тот вообще не имеет понятия, что такое настоящее веселье, как сказано («Дварим», 16:15): «Семь дней (праздника Суккот) празднуй Г-споду, Б-гу твоему, (…) и будешь ты только веселиться». Недаром этот период получил название «радость от черпания воды» (симхат-бейт-га-шоэва). Но почему именно воды? Дело в том, что в течение всего года жертвоприношения в Храме сопровождались обязательным возлиянием вина на жертвенник. И только в праздник Суккот помимо ритуального вина на жертвенник также возливали воду.
Конечно, все это было давно, во времена Храма. Но мы уже говорили, что все элементы храмовой службы имеют свой аналог в нашей душе, и этот обряд — не исключение. Вино (яин) обладает приятным и изысканным вкусом, который «поддерживает душевные силы», в то время, как чистая вода (маим) вкуса практически не имеет. Даже благословение на воду, в отличие от вина, произносят только в том случае, если ее пьют для утоления жажды.
Поэтому обряд «возлияния вина» (нисух-га-яин) символизирует собой разумное и обдуманное выполнение заповедей, служение со «смыслом». Интересно, что на языке Писания «вкус» и «смысл» обозначаются одним словом — «таам». А вот «вода», которая не имеет вкуса — является символом такого служения, когда еврей выполняет свои обязанности, не задумываясь и без лишних рассуждений, принимая их как нечто должное и естественное — как мы, не задумываясь, пьем воду, когда испытываем жажду.
Конечно, еврейская Традиция требует от нас понимания наших действий и поступков. Но этот же рациональный подход и желание найти смысл в наших действиях иногда ограничивает нас, и даже может оказаться помехой в служении. Например, когда от еврея требуется полностью отдаться безудержному веселью во время Осенних праздников. В этот момент нужно, чтобы работали ноги, а не наша «еврейская» голова, которая в этом случае только мешает.
Ну, а если на этот раз мы будем возливать не просто «воду», а «маленькую воду» — водочку, то веселье пойдет еще сильнее. Ведь за эти семь дней мы должны запастись весельем на целый год. Веселого праздника: Хаг-самеха! Лехаим!
Раввин Довид Карпов



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!