Звезда и смерть Жуана Родригеша

 Наталья ЧЕТВЕРИКОВА
 12 декабря 2021
 2272

В анналах истории наверняка увековечат пандемию, которая нынче, как в Средневековье, бушует в нашем продвинутом мире. И это повод вспомнить о враче, который стоял у истоков современной европейской медицины. История сохранила его имя – Аматус Лузитанский.  

У края католической земли  
Маленькая Португалия, повелительница морей. Сюда в конце XV века хлынули десятки тысяч изгнанных из Испании иудеев и марранов, которых инквизиция преследовала как еретиков за их тайную приверженность иудаизму. В Португалии тогда не было гонений за веру, но лавина «понаехавших» вызвала антиеврейские настроения. 
В городе Каштелу-Бранку в семье марранов в 1511 году родился сын. Мальчику дали имя Жуан Родригеш. Наш герой жил в эпоху Возрождения, изменившую мир. Он мечтал стать врачом и с отличием окончил один из лучших в Европе университетов – в испанской Саламанке. А в 19 лет получил диплом доктора медицины. 
Юный медикус вернулся домой с благой целью – лечить своих земляков. Но случилось землетрясение, в котором католики увидели кару Божью за присутствие евреев в их городе. Жуан стал главной мишенью погромщиков, но успел сбежать в спокойную Фландрию и поселиться в Антверпене. Жизнь продолжалась.
В те годы аптекари по старинным рецептам готовили травяные микстуры, приносившие больше вреда, чем пользы. И беглый доктор сел писать свою первую, «очень своевременную книгу» – о фармакогнозии (медицинской ботанике). Но в 1536 году пришли дурные вести: в Португалии – инквизиция, евреи бегут из страны. Уже законченную книгу Жуан Родригеш подписал своим португальским именем – в первый и последний раз. В знак прощания с родиной. Он поменял имя, чтобы изменить судьбу – и родился Аматус Лузитанус.  
Книга о фармакогнозии вызвала интерес учёных. Автору предложили возглавить кафедру медицины в университете Феррары, в Италии. Там он успешно практиковал шесть лет и получил известность как искусный врачеватель. Посыпались приглашения из Рима от знатных особ, будущих пациентов. В их числе была синьора Якоба дель Монте, сестра папы римского - Юлия III.  
 

Кодекс чести врача XVI века 
Меж тем в Ватикане метался в горячке понтифик святого престола. Он сжёг на главной площади Рима все (как он считал) экземпляры Талмуда – и вскоре захворал. Синьора Якоба вызвала к тяжелобольному брату чудо-доктора Аматуса. 
Но Юлий III скончался в муках. «Дело врачей» заводить не стали. А могли бы. Новый Папа Павел IV был яростным гонителем марранов, и доктору опять пришлось спасаться бегством, на сей раз бросив свою библиотеку и имущество. Так и колесил скиталец по Европе – налегке. Писал учёные труды и общался с Марией дель Монте, племянницей покойного папы Юлия III. Сведения о личной жизни Аматуса Лузитанского туманны. Вероятнее всего, он был женат на Медицине. 
И вот настал момент истины. Тайный иудей письменно и открыто даёт присягу врача, в которой подчёркивает признание им духовных ценностей иудаизма и клянётся «Десятью заповедями, которые были даны Моисею на горе Синай для народа, освобождённого из египетского рабства». Клянётся, что он одинаковыми глазами смотрел на всех людей, к какой бы вере они ни принадлежали, никогда не добивался почестей и с одинаковой преданностью лечил бедняков и самых высокопоставленных лиц… 
Врача-иудея с репутацией семейного лекаря папы римского инквизиция не тронула. А клятва Аматуса вызвала общественный интерес новизной взгляда на терпимость и сострадание к больным, заботу о них и проявление чуткости к их нуждам. 
Аматуса Лузитанского считают предвестником толерантности в европейской медицинской этике. Своей клятве врач-гуманист останется верен до последнего вздоха.
 

«Чёрная смерть» в Европе
Средневековые города регулярно опустошала чума. «Чёрная смерть» – пандемия бубонной чумы в Европе в XIV веке, а повторные вспышки продолжались ещё четыре столетия. Население, не знавшее антибиотиков и анестезии, сгорало в «злых корчах» из-за чёрных бубонов, появлявшихся на теле. 
Европу постигла катастрофа, подобия которой она никогда прежде не переживала. Картины бедствия были поистине чудовищны. С улиц собирали кучи трупов. Их сбрасывали в огромные ямы, вырытые за городскими стенами, и лишь слегка присыпали землёй. 
Пандемия выкосила половину Европы. А чумная старуха с косой всё металась по пустынным городам. Итальянский поэт Франческо Петрарка писал: «О, вы, счастливые потомки, вы не будете знать таких адских несчастий и сочтёте наше свидетельство о них за страшную сказку!». 
Перед чумой оказались беззащитны все, даже лекари. Это бич, от которого не укрыться. В народе был пущен слух, что причина беды – заговор евреев, отравляющих колодцы, чтобы уничтожить христиан. 
Когда чума накрыла Португалию, в 1505 году католики учинили в Лиссабоне массовую резню евреев. За два дня от рук погромщиков в столице погибло около трёх тысяч человек. Это религиозное безумие, о котором Аматус Лузитанский узнал от родителей, заставило его переосмыслить свою жизнь. 
 

«Восславим царствие Чумы…»   
Врачи XVI века понятия не имели о микробах и даже не знали толком, как устроен скелет и внутренние органы человека. Чуму эскулапы лечили без затей: кровопускание, клизмы и рвотное. Чумные бубоны вырезали, а открытые раны прижигали горячим маслом или раскалённым железом. Случалось, что пациент выживал.
Доктор Аматус ещё студентом практиковал в госпиталях как хирург. Лучший в университете ботаник-фармацевт, он применял растения-анальгетики для анестезии. Лучший преподаватель анатомии в Ферраре, он вскрывал трупы, вопреки церковным запретам, и открыл феномен циркуляции крови. 
Главный труд Аматуса Лузитанского – собрание ста историй болезней (семь сборников с описанием методов и результатов лечения) – переиздавался на протяжении нескольких веков.  
Причину разгула чумы учёный объяснял антисанитарией – и нажил себе врагов. Католиков всегда раздражали ритуальные омовения иудеев и мусульман. С принятием христианства в Европе на полтора тысячелетия забыли о банях и канализации «языческого Рима». Фанатики внушали, что при купании человек смывает с себя святую воду, в которой его крестили. Европа утопала в миазмах. Короли умирали от диареи и чесотки. Легионы крыс разносили чумных блох, а инквизиция истребляла кошек, «помощников ведьм». Никто не видел связи между крысами и чумой.  
Аматус Лузитанский первым описал дирофиляриоз, паразитарное заболевание животных, которое передаётся людям. Изучая влияние чумы на психику человека, доктор убедился, что чумные флюиды вызывают экзальтацию, бесоодержимость и исступлённый фанатизм; «очумелые» – это безумцы. Опытный ботаник обнаружил в хлебе ядовитую спорынью, вызывавшую психоз – «Антониев огонь»: конвульсии, галлюцинации, «божественные видения»…
Эти важные открытия XVI века решили судьбу вольнодумца. Римско-католическая церковь, согласно правилу Трулльского Вселенского Собора VII века, запретила пользоваться услугами врача-иудея. Гений своего времени, «человек Ренессанса», покинул христианскую Европу.
 

Преданья старины забытой
В 1558 году доктор Аматус прибыл в веротерпимую Османскую империю, в Салоники. Этот город стал убежищем для евреев из Испании и Португалии. Большая община, крупный центр изучения Торы, Талмуда и каббалы, два бейт-мидраша – вот она, желанная пристань! И вечный скиталец с ещё большим рвением принялся лечить, учить и учиться.
Почтенный доктор прожил в Салониках десять мирных лет. Но бич Европы догнал его и там. Аматус Лузитанский умер от чумы в 57 лет. Возраст патриарха, «престарелого и насыщенного жизнью» – если учесть, что тогдашние европейцы умирали, в основном, к 30 – 40 годам.
Врач от Бога раздвинул границы знаний о человеческой природе, и его имя останется в веках. Кто кому надобен, тот тому и памятен, как говорят в Португалии, и с этим не поспоришь. В провинциальном городке Каштелу-Бранку стоит памятник «какому-то древнему врачу». Зато местные жители гордятся, что мореплаватель Афонсу де Пиава родился в их городе. Поселяне горюют о былом величии: когда-то их могучая империя завоевала полмира, а нынче… Что великого нынче? Только Криштиану Роналду.
Но теплятся ещё предания о тех самых «жудео», которые давным-давно бесследно исчезли. А были они пришлые - то ли смутьяны, то ли чародеи, но уж никак не добрые католики. 
Сегодня в Португалии проживает не более тысячи евреев. Но на родине портвейна по-прежнему делают «Terras de Belmonte» – первое кошерное вино времён Аматуса Лузитанского. А в сёлах можно встретить «Еврейскую улицу», ветхую синагогу и задумчивых стариков, которые случайно узнали о своих еврейских корнях. 
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции