И да будет жизнь моя среди вас!
В Москве отметили столетие поэта Юрия Левитанского Столетний юбилей поэта — это уже не о нем. Это о нас. Помним ли мы его? Читаем ли его стихи? Цитируем ли его мысли?
Левитанскому повезло, если это слово вообще уместно в отношении к ушедшему поэту. Память о нем жива. Пришло 22 января 2022 года, и мы увидели сразу несколько больших культурных событий, посвященных жизни и творчеству Мастера.
Важнейшее из них — новый фильм о поэте на канале «Культура» — «Юрий Левитанский. Мой век» (режиссеры М. Миронова, А. Горовицкий) с участием народных артистов России Елены Камбуровой и Чулпан Хаматовой, авторов и исполнителей песен Вадима и Валерия Мищуков и других. Картина стала не просто актом признательности наших мастеров выдающемуся поэту, но и попыткой оценить его творчество с позиции сегодняшнего дня, из XXI века. «В нем была драгоценная любовь к скорбям — amor fati, — которая достается поэтам как жертва и как дар. Плакальщик и печальник, наш вечный Пьеро, белая ворона среди здравомыслящих и комильфотных московских поэтов», — сказала о Левитанском поэтесса, профессор Литературного института им. Горького Олеся Николаева.
В день юбилея в Центральном Доме литераторов в Москве прошел вечер памяти поэта «Что же из этого следует? Следует жить!». Название вечера — цитата из хрестоматийного стихотворения Левитанского «Диалог у новогодней елки», давно ставшего песней, впервые на всю страну прозвучавшей в фильме режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979). Автор музыки композитор Сергей Никитин принял участие в программе памяти в ЦДЛ вместе с Еленой Камбуровой, Александром Филипенко, Дмитрием Харатьяном, учредителем благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нютой Федермессер, телеведущим, журналистом Андреем Максимовым.
В тот же вечер в Московской консерватории состоялся Концерт-посвящение «Да будет жизнь моя среди вас!» с участием мировых звезд Дениса Мацуева (рояль), Александра Рамма (виолончель), а также Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. В программе прозвучали произведения особо почитаемых поэтом композиторов Гайдна, Моцарта, Рахманинова. А еще (в записи) — стихи Юрия Левитанского в авторском исполнении. Форма концерта-посвящения была выбрана не случайно: музыка часто бывала не просто фоном, но и героем стихотворений Юрий Левитанского…
Вспомним, например:
«Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком,
что ли, грубы
для той безмерной
скорби неземной…»
Тем же вечером 22 января на сцене театра «Современник» был показан спектакль «УтроВечер» с участием актрисы Чулпан Хаматовой (хореограф и режиссер Владимир Варнава) — блестящее пластическое воплощение стихов поэта на театральных подмостках. Уже второй сезон этот спектакль идет на российской сцене и за рубежом, пользуясь неизменным успехом у зрителей и театральных критиков. В центре спектакля наш молодой современник, обреченный на мучительные поиски своего предназначения, выраженные словом, пластикой и музыкой. Диалог двух героев в изломанном стихией пространстве в исполнении Чулпан Хаматовой и Владимира Варнавы — лишь бесконечные попытки услышать и понять друг друга без особой надежды на успокоение и успех.
В феврале в «Гоголь-центре» состоялась премьера спектакля «Я не участвую в войне» (режиссер Алексей Агранович), в основе которого лежит поэтическая книга Юрия Левитанского «Кинематограф». Декорации скупо изображают место действия: некий видео-архив с многочисленными коробками и бобинами с кинопленкой, сохраняющих память о минувшем, в котором жил поэт Левитанский. Звучащие стихи дополняют фрагменты из кинофильмов, протягивая связующую нить между условностью поэзии и иллюзорной реальностью кинематографа.
Жанр спектакля можно определить как «поэтическое представление». Помните, в далекие 60-е годы прошлого века в Театре на Таганке поэтические спектакли в постановке Юрия Петровича Любимова («Антимиры», «Павшие и живые» и др.) вызывали у публики настоящее потрясение, часто не избытое до сих пор? Но то было НАШЕ поколение. Теперь в Гоголь-центре мы увидели спектакль поколения иного, молодого, о котором Левитанский писал: «Годы двухтысячные и дале — не различимые мною дали...» И хотя среди актеров были и мастера старшего поколения (Юрий Стоянов и Александр Филиппенко), в целом это был другой Левитанский — не совсем наш, не прежний! Он продолжил свою творческую биографию в «двухтысячных и дале»... Правда, оказалось, что ребята XXI столетия понимают поэта по-своему. И все-таки чудо узнавания свершилось! И неважно, что они подчас поют песни на стихи Левитанского в стиле «рэп» или как там это у них называется, — в общем, совсем не так, как Камбурова или Никитин. Читают, не так, как Михаил Козаков — часто на крике, с надрывом, или наоборот монотонно, демонстративно отстранено... Но поют же, читают, выуживают какой-то особенный, понятный им смысл... И это прекрасно!
Теперь о книгах. Одно из самых значительных культурных событий юбилейного года — выход новой книги Юрия Левитанского «Стихотворения» (Изд. Пушкинского дома, «Вита Нова», С-Пб., 2021). В последнее время стихи поэта стали выходить регулярно. Только издательство АСТ выпустило три сборника в разных сериях. Однако питерская книга в «Новой библиотеке поэта» отличается от всего, что выходило до сих пор, как полнотой содержания, так и необходимыми атрибутами академического издания. Ее составителем, автором вступительной статьи и подробных комментариев стал известный питерский литературовед Никита Елисеев. Он предложил совершенно новую концепцию всего содержания творчества поэта.
Любители поэзии и специалисты-литературоведы знают, что Левитанский НИКОГДА не печатал своих ранних стихов, не только потому что считал их литературно слабыми, но, главным образом, потому что его не устраивала их социальная направленность: поэт в своем творчестве проделал огромных путь во взаимоотношениях с правящей властью в стране — от восторженного адепта до сурового критика. В 1982 году в юбилейном издании «Избранного» Левитанский сам определил состав основного корпуса своих сочинений. В него были включены сборники, вышедшие в московских издательствах в 60-е — 80- е годы, потом добавилась лишь книга «Белые стихи» (1991), за которую поэт был удостоен Государственной премии России. Это содержание практически не менялось в течение многих лет, как при жизни, так и после смерти поэта. Разве что в сборниках время от времени появлялись отдельные стихотворения, прежде не входившие в «канонические» книги поэта.
Елисеев сформулировал свою задачу следующим образом: «проследить реальную эволюцию поэзии Левитанского, а не представление об этой эволюции, которое сложилось у самого поэта к 1982 году и которое он хотел зафиксировать в “Избранном”».
Что это означает практически?
Составитель, кажется, впервые ввел в «основной корпус» книгу «Листья летят» (1956) в полном объеме. При этом все книги поэта опубликованы в том виде, в каком они печатались в первых раз — в том же составе и в той же редакции. Понятно, что Елисеев не имел возможности разместить в новом издании все шесть ранних книг Левитанского, написанных им до 1956 года; однако же, включил две самые значительные из них — «Солдатская дорога» (1948) и «Встреча с Москвой» (1952). Правда, в книгу «Стихотворения» не вошли пародии и переводы Левитанского, зато включено самое первое из известных нам стихотворений — «Вечер» (1937), а также «Песни городской рекламы» и некоторые другие сочинения. Особого внимания заслуживают подробный комментарий Елисеева и его предисловие.
Книга, как говорится, «рождалась в муках». И если бы не упорство вдовы поэта Ирины Машковской, вряд ли она увидела бы свет.
«Год Левитанского» продолжается. Готовятся к выходу новые книги поэта и о поэте; с 16 мая по 26 июня в Архитектурном музее имени Щусева в Москве пройдет выставка, посвященная жизни и творчеству поэта - «Человек иронический».
Леонид ГОМБЕРГ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!