Далеко ли до Таллинна?..

 Виктор КУЗНЕЦОВ, Россия
 23 июня 2007
 4156
Эстония не входила в черту оседлости, но евреи жили там с незапамятных времен. Община в Ревеле (так назывался Таллинн до 1917 г.) оформилась только в 1830-х, с открытием школы кантонистов. В 1844-м ревельские евреи получили уголок на кладбище, еще через два года открылась синагога, а в 1856-м погребальная служба (хевра каддиша). И все это стараниями лидера общины Янкеля Куклинского, мастера по изготовлению корсетов (редкое и весьма востребованное по тем временам ремесло!). Он первым получил вид на жительство, и он же сопротивлялся обращению в христианство: число выкрестов сократилось за 1844-1853 гг. до 9. Власти – и военные, и церковные – неоднократно привлекали неугомонного еврея к суду. Однажды Куклинского вынудили покинуть город, но сломить его так и не сумели.
…В 1897-м в Ревеле проживало 1193 еврея, не менее трети уехало в США, но численность их непрерывно возрастала за счет переселенцев из Литвы и Белоруссии. Среди эстонских евреев преобладали ремесленники (кузнецы, сапожники, портные, кровельщики, часовщики, стекольщики), мелкие торговцы и отставные солдаты… Почти сразу же возникло городское общество Ховевей Цион, влившееся во всемирную Сионистскую организацию. Молодежь, правда, больше увлекалась социалистическими идеями и косяком шла в Бунд, РСДРП или общество Лихт…

Трагедии ХХ века

В ноябре 1918-го власть перешла к временному правительству Эстонской республики. Немало евреев призвали во вновь созданную эстонскую национальную армию.

После Первой мировой войны общественная жизнь таллиннских евреев заметно активизировалась. В 1926-м учреждена еврейская национально-культурная автономия – Эстония оказалась первым государством, где иноверческое меньшинство получило такое право. Активно заработали просветительское общество, спортивные клубы, культурный совет. Но уже в середине 1930-х под действием гитлеровской пропаганды в Эстонии зазвучали призывы к изгнанию евреев из экономики и вообще из страны.

19 июня 1940-го в Таллинн вошла Красная Армия. Члены компартии приветствовали ее, эстонский флаг с башни Вышгородского замка сорвал молодой коммунист Гуткин – сын главы Еврейского кооперативного банка и Объединения еврейских коммерсантов, промышленников и ремесленников.

Национально-культурная автономия была немедленно ликвидирована, общинные учреждения распущены, уроки иврита и истории еврейского народа запрещены. Частная собственность отменялась. Советская власть национализировала землю, дома, банки, все промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, принадлежавшие и евреям, и русским, и эстонцам... В середине июня 1941-го из Таллинна были высланы представители имущих классов, видные общественные деятели и члены их семей; среди них несколько сотен евреев. Мужчин отправили в исправительно-трудовые лагеря, женщин и детей – в ссылку.

С 7 по 28 августа город находился в осаде. Многие таллиннские евреи, как и беженцы из Литвы и Латвии, сражались в народном ополчении, в Эстонском корпусе и Красной Армии.

В лапы гитлеровцев попала примерно половина таллиннских евреев, т.е. около 1000, столько же не смогли эвакуироваться из Тарту, Нарвы и Пярну. Немало евреев погибло при попытке спастись из осажденных городов морским путем…

Оккупационные власти конфисковали имущество уцелевших, приказали носить на одежде желтый магендовид, запретили менять место жительства, заниматься медицинской практикой и каким-либо промыслом, посещать общественные места, включая школы. Не позволялось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом. Начались массовые аресты и казни. На территории Эстонии было больше двух десятков концлагерей. К середине декабря эсэсовцы и их эстонские пособники уничтожили более 600 евреев, в феврале 1942-го оставшихся детей и женщин перевезли в Псков и там поголовно расстреляли. В окрестностях Таллинна, в Калеви-Лийва, на берегу залива Кабернеэме, шли беспрерывные казни евреев, привозимых из Германии, Польши, Латвии, Литвы… Всего же в немецких концлагерях на территории Эстонии погибло более 15.000 советских военнопленных, более 6.000 евреев Западной Европы, несколько тысяч эстонцев, цыган и представителей других национальностей. Полуживых недобитых узников гитлеровцы при приближении советских войск в начале осени 1944-го утопили в Балтийском море.

Случаи спасения евреев коренным населением Эстонии в годы войны не отмечены. Зато известно, например, что тартуский профессор-лингвист Пауль Аристе сумел сохранить несколько свитков Торы из местной синагоги и потом передал их в библиотеку университета. А смотритель старого городского кладбища наотрез отказался выполнить указание оккупационных властей – не отдал надгробные камни с еврейских могил для мощения улиц…

После войны в Таллинн стали возвращаться эвакуированные. Появились и переселенцы из других регионов Советского Союза. Еврейское население Таллинна быстро достигло полутора тысяч.

В 1959-м, согласно данным Всесоюзной переписи, только пятая часть таллиннских евреев назвала идиш родным языком. При этом половина как родным владела эстонским. Еврейской жизни в Эстонии в те годы практически не было, даже мацу привозили из Риги. В середине 1960-х возникли еврейский оркестр и драматическая труппа, но они вскоре распались…

Сегодня

Моим экскурсоводом по еврейским уголкам этого пленительного города стала известная таллиннская писательница и поэтесса Елена Скульская. Здесь она родилась и свободно говорит по-эстонски; на эстонском вышли у нее две книги. Отец Елены, писатель-фронтовик Григорий Михайлович Скульский, основал русскую секцию Эстонского союза писателей; почти все его книги – о войне и переведены на эстонский язык.

В разговоре со мной Елена подчеркнула, что никогда в родном городе не сталкивалась с антисемитизмом.

И я тут же вспомнил, что один из выдающихся эстонских дирижеров, прославленный на весь мир Эри Класс — еврей. Но это не мешает ему быть гордостью эстонской музыкальной культуры… Широко известен таллиннский драматический театр «У старого Баскина». И его знаменитый режиссер Эйно Баскин тоже еврей…

Елена заведует литературной частью в Русском драматическом театре. И рассказывает, как три или четыре года назад там ставили пьесу Исаака Зингера «Тойбеле и ее демон»:

— Пригласили в качестве консультанта Льва Кемпа, преподавателя предмета «Еврейские традиции» из существующей при общине школы, и он объяснял режиссеру детали и суть еврейских обычаев… А примерно через год в роли ведущего на одном из праздников в еврейской общине выступил наш актер и режиссер Эдуард Томан – хотя сам он этнический эстонец…

Елена читала старшеклассникам еврейской школы лекции о Булгакове. И узнала тогда, что многие русские родители стремятся отдавать туда своих детей: там нет хулиганства, а уровень преподавания чрезвычайно высок.

Школой бессменно руководит Михаил Бейлинсон. По счастливой случайности мы ехали в Таллинн в одном купе, и Михаил охотно пригласил меня к себе. «Мы, — сообщил, — единственная средняя еврейская школа в республике. Наше отличие от других русскоязычных школ Таллинна (украинской и армянской) в том, что программа разработана министерством образования Израиля. Ну и, конечно, необычная внеклассная работа, она у нас строится с учетом эстонских и еврейских праздников и памятных дат. Трудно. Но интересно!»

Многие из приезжающих в Таллинн российских артистов (из числа ощущающих родство с народом Книги) устраивают в общине бесплатные концерты. Одной из самых ярких и запоминающихся оказалась встреча с Константином Райкиным…

Функционирует в Таллинне и воскресная школа идиша, где преподает известный музыкант Тимур Фишель, знаток и пропагандист еврейской культуры, участник ежегодных международных песенных фестивалей-слетов на идиш.

Еврейскую общину Таллинна, возрожденную в 1988-м, сегодня возглавляет адвокат Алла Якобсон, прославившаяся успешной защитой казалось бы полностью безнадежных дел. Она развернула на этом посту активную и созидательную деятельность, и теперь по соседству со зданиями общины и школы возведена новая синагога.

В течение довольно длительного времени общину возглавляла Циля Лауд – библиотекарь и активный политический деятель. Несколько лет назад она сложила с себя полномочия главы общины, и на короткое время (буквально – на несколько дней) пост занял Илья Зунделевич, в 1977-1996-ых живший в Израиле и занимавшийся для удовольствия искусствами и литературой. Богатство его объясняется эстонскими законами, вернувшими собственность владевшим ею до 1940-го (потомки некоторых евреев тогда разбогатели). Едва заняв кресло председателя, И. Зунделевич заявил в одном из интервью, что готов по-человечески понять эстонцев, служивших в войсках СС. Тут же, естественно, разразился скандал, и его сместили с поста…

Однако тенденция во всем хвалить эстонцев и заигрывать с ними по любому поводу – явление отнюдь не редкое. Как не редко и сопротивление антироссийскому экстремизму.

— Вас первого поведут к газовым печам те, с кем вы сейчас объединяетесь! – такой ответ получил на теледебатах Михаил Лотман, старший сын знаменитого профессора-литературоведа из Тартуского университета, ратовавший за снос памятника Бронзовому солдату-освободителю.

Известная уже нам Циля Лауд в одном из выступлений отметила, что считает неправомерным ставить на одну доску Холокост и преступления, совершенные коммунистическим режимом (с таким предложением на страницах газеты «Постимеэс» выступил министр образования Эстонии Тойво Майметс).

«Депортации 1941 и 1949 годов, — сказала она, — коснулись всех граждан, проживавших в Эстонии, независимо от национальности. Так, 14 июня 1941 года в числе 10 000 высланных из республики граждан было 414 евреев. На еврейском кладбище в Таллинне установлен памятник евреям, погибшим в результате депортаций. В День скорби, который отмечает вся Эстония, мы поминаем и их».



Комментарии:

  • 2 сентября 2007

    Гость Павел Аркадьев, литератор

    Интересная,очень содержательная статья Виктора Кузнецова,в которой много нового,по крайней мере для меня,материала из жизни еврейской общины Таллина и Эстонии.Статья изобилует фактами,которые заставляют размышлять о тенденциях в национальной политике Эстонии ,да и Европы в целом."Нет мира под оливами".Не дают евреям передышки,держат их под прицелом политические мерзавцы всех мастей и просто оголтелые идиоты.Автор хорошо показал непростую,неоднозначную атмосферу в Эстонии в отношении еврееев и отношение самих евреев к событиям,происходящим в республике.Чего стоят заяления некоторых "умных"еврейских голов,которые солидаризировались со сносом Бронзового солдата.Это знаковые заявления,которые показывают,что сегодня происходит в Эстонии и чего должны опасаться евреи.Пока Таллинн не очень далеко,но может стать очень далеким.Буду ждать от автора новых статей.



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции