"Я ОЩУЩАЮ СЕБЯ ПОСЛОМ РУССКОЙ МУЗЫКИ"

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4003
В 80-е годы в Москву во время горбачевской оттепели стали приезжать знаменитые западные исполнители и многие российские музыканты-эмигранты. Несколько завсегдатаев Большого зала Консерватории (в народе их называли консерваторскими старухами, хотя среди них были и мужчины) рассказали мне, что на классных вечерах студентов консерватории появился исключительно одаренный студент из класса профессора Михаила Воскресенского — Яша Касман.
В 80-е годы в Москву во время горбачевской оттепели стали приезжать знаменитые западные исполнители и многие российские музыканты-эмигранты. Несколько завсегдатаев Большого зала Консерватории (в народе их называли консерваторскими старухами, хотя среди них были и мужчины) рассказали мне, что на классных вечерах студентов консерватории появился исключительно одаренный студент из класса профессора Михаила Воскресенского — Яша Касман. Когда я увидел его — маленького, очень молодого и скромного, с огромной шевелюрой, то подумал: как он будет играть сложнейшую программу? Но с первых звуков «Петрушки» Стравинского стало ясно — на российском (тогда советском) фортепианном небосклоне появилась яркая звезда. С тех пор прошло 18 лет, Яша живет в США и периодически приезжает в Москву. Наша беседа началась летом прошлого года во время Третьего конкурса имени Скрябина и продолжилась осенью, когда он через Москву летел в Прагу записывать новый CD для французской фирмы Calliope с «Временами года» и Большой сонатой соль-минор Чайковского. О детстве и о родителях — Я родился в 1967 году в Орле. Мой отец Арон Янкелевич Касман окончил Ленинградский политехнический институт. Автор многочисленных изобретений. Тончайший знаток литературы. Помнил все, что читал, в деталях. Любил народные и советские песни своего времени, помнил их со словами всех куплетов. От него эта любовь передалась мне — очень люблю и хорошо знаю огромное множество наших песен и киномузыки с 30-х годов по 80–90-е. Мама, Мария Григорьевна, до недавнего времени была директором предприятия, на котором работали умственно отсталые люди. После вспомогательной школы, где завучем был ее брат, мой дядя Яков Григорьевич Юдилевич, дети шли работать к маме. Там они делали разные полезные вещи, были заняты трудом и становились членами общества, несмотря на свои болезни. Мама проработала на этой ниве 30 лет, сейчас вышла на пенсию и живет в Орле. О начале творческого пути и об учителях — Я начал учиться музыке, когда мне было пять лет, у Елены Михайловны Комиссаровой в школе имени Калинникова в Орле. В общеобразовательной школе был отличником, был силен в точных науках, побеждал на городских и областных олимпиадах по химии. Музыку всегда обожал. Самые сильные музыкальные впечатления детства — Рихтер исполняет по телевизору 1-ю и 7-ю сонаты Бетховена. Большую роль в моей судьбе сыграл Зиновий Ефимович Вайнштейн. В те годы он работал в Орловской филармонии, позднее стал ее директором, сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Его подарок на мое 14-летие — комплект записей всех концертов Рахманинова в авторском исполнении — стал самым сильным и значительным переживанием жизни и заставил окончательно выбрать музыку профессией. Вайнштейн подготовил меня к поступлению в училище при Московской консерватории (Мерзляковку — по названию переулка, где находится училище. — Ред.) и уговорил родителей отпустить меня 15-летнего в Москву одного. Моим педагогом в Мерзляковке был Ю.И. Батуев, ученик известного пианиста С.Е. Файнберга. Под его началом я выучил довольно много музыки, которую играю и по сей день. Теоретическим предметам мне довелось учиться у великого учителя и потрясающего человека Д.А. Блюма. Главным же моим учителем в то время была Москва. Почти каждый вечер — концерт в консерватории, театры — драматические и музыкальные, архитектура, воздух — все это было школой. В консерваторию я поступил в класс Михаила Воскресенского в 1986 году. Сочетание потрясающего педагога и концертирующего, прекрасно играющего пианиста было для меня бесценным. Я думаю, что больше перенял от него в преподавании, но, несомненно, он научил меня многому и в игре на рояле, в понимании музыки и отношении к профессии. В 93-м я окончил консерваторию, в 96-м — аспирантуру. 1987 — 1989 годы — служба в армии на Дальнем Востоке. Это была хорошая школа жизни, но пропали очень важные два года. Об участии в международных конкурсах — За время учебы в консерватории я участвовал в международных конкурсах в Лондоне, Риме, Тель-Авиве (им. Артура Рубинштейна) и Петербурге (им. Сергея Прокофьева) и стал их лауреатом. На конкурс в Лондон в 1991 году я поехал после провала на конкурсе в Лидсе в 1990-м. Я не думаю, что плохо там играл, во всяком случае не должен был «вылететь» из первого тура, однако не сомневаюсь, что советский член жюри мне в этом помог. После этого провала был уверен: страна больше никогда не пошлет меня на международный конкурс как не оправдавшего доверия. Но опять, как и в Лидс, успешно прошел отбор и поехал. Конкурс в Лондоне был очень сильный: лауреаты только что прошедшего конкурса Чайковского, обилие известных имен, связи учеников и членов жюри... Однако единственный из советских участников я прошел в финал. Играл 3-й концерт Рахманинова, первый раз в жизни. Получил 4-е место и кучу денег — по тем временам. Сразу с полного нуля стал состоятельным, относительно, конечно. О конкурсе в Тель-Авиве и о концертах в Израиле — После конкурса Рубинштейна в 1992 году я играл в Израиле еще дважды — в 1996 и 2000 годах. На этот конкурс меня пригласил Яков Яковлевич Быстрицкий, директор конкурса, который услышал меня в Лондоне. Советских (российских) музыкантов тогда только начали приглашать на этот конкурс. Это было заманчиво, таинственно и почетно. Я очень гордился. Больше всего запомнилась необыкновенно теплая поддержка бывших «русских». Конкурс был очень сильный. Я, по мнению многих, был фаворитом конкурса после сольных туров, но запорол финал — я играл 5-й концерт Бетховена — и стал лауреатом пятой премии. О конкурсе имени Вана Клиберна в США — На международный конкурс имени Вана Клиберна в Fort Worth (штат Техас) я попал в 1997 году после удачного отбора в Москве. Задачей-максимум было пройти на второй тур и получить за это 2000 долларов. В училище при Московской консерватории, где я в 1996 году начал преподавать фортепиано, мне платили 25 долларов в месяц, концертов было очень мало. Заодно я готовился к конкурсу имени Рахманинова летом того же года. У меня тогда в репертуаре были «Вариации на тему Корелли» и Вторая соната Рахманинова. Тогда же я решил выучить рахманиновские «Вариации на тему Шопена» и Первую сонату. Эта соната, редко играемая, получилась у меня удачно, я просто влюбился в эту музыку, и это мое исполнение на первом туре конкурса в США сразу привело меня в финал. Кстати, есть живая запись этой сонаты, и я ею очень горжусь. Это был самый трудный конкурс, ставки были весьма высоки, а для меня это был последний шанс играть на конкурсах — мне было уже 30 лет. Серебряная медаль конкурса имени Вана Клиберна полностью перевернула мою жизнь. Во всех отношениях! И в конкурсе имени Рахманинова я уже не участвовал. О записи дисков — С 1993 года я стал записываться на французской фирме Calliope. Записал 12 дисков, включая все сонаты Прокофьева, все сонаты Скрябина, Рахманинова и многое другое. Многие мои диски получали престижные награды во Франции. Сейчас совместно с чешским квартетом Talich работаем над записями всех камерных сочинений Шостаковича (с роялем). Уже вышли квинтет, виолончельная и альтовая (в виолончельной версии) сонаты. Впереди Трио и романсы на стихи Блока. О вдове Артура Рубинштейна Неле Рубинштейн — Я горжусь, что долгое время близко дружил с Нелей Рубинштейн, имел честь останавливаться и месяцами жить в ее парижском доме. Неля подарила мне перчатки Артура со словами: «Здесь его руки жили» и клавир 5-го концерта Бетховена с его автографом и аппликатурой — на память о моем провале с этим концертом на конкурсе имени Артура Рубинштейна. Она была очень одаренной и тонкой женщиной, свободно говорила на шести языках, в том числе на русском. Ее отец — знаменитый польский дирижер Эмиль Млынарский. Она тонко понимала музыку, я ей много играл. Совместные трапезы в ее доме — это всегда был праздник, готовил польский повар, живший при доме. Последний раз я виделся с ней в ее нью-йоркской квартире в 1998 году, ей было 89 лет. На Новый 2002 год я был с семьей в Москве, когда раздался телефонный звонок: «Яша? Это Ева Рубинштейн». Я сразу понял, какой будет следующая фраза. Ева — дочь Нели и Артура Рубинштейна, сказала, что Неля скончалась 1 января в Париже в возрасте 93 лет. О сегодняшней жизни в Америке — Я с семьей — у меня жена Татьяна и две дочки, Саша и Дина, — живу в городе Бирмингеме, штат Алабама, и преподаю в Университете Алабамы. Есть очень приличные ученики, побеждавшие на конкурсах штата и не только. Достаточно много играю. И в Америке, и в других странах. В прошлом сезоне играл в Корее, Бразилии, Франции, Чехии и Испании. Основа репертуара — русская музыка. Я вообще ощущаю себя послом русской музыки, у нас с ней большая и взаимная любовь навсегда.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции