ЧЕЛОВЕК МИРА ГАРРИ БЕРТИНИ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 3421
25 января в Москве, в Концертном зале имени П.И. Чайковского Российским национальным оркестром (РНО) дирижировал выдающийся музыкант Гарри Бертини. Он выступил с Пятой симфонией Густава Малера.
25 января в Москве, в Концертном зале имени П.И. Чайковского Российским национальным оркестром (РНО) дирижировал выдающийся музыкант Гарри Бертини. Он выступил с Пятой симфонией Густава Малера. Вот что писал Малер об этой симфонии: «В ней все так тщательно перемешано, что в этой общей массе нет ни одной крупицы, не слитой воедино и не претерпевшей изменений. Каждая нота является носителем высшей жизни, и все крутится здесь, как в водовороте или хвосте кометы… Я понимаю, что ее ждет масса неприятностей! Следующие пятьдесят лет дирижеры будут исполнять ее слишком быстро и превратят в абсурд, а слушатели… Б-же мой, как им разобраться в хаосе, из которого во все времена рождаются новые миры?.. Что сказать им об этой первозданной музыке, этом пенящемся, ревущем, бушующем мире звуков?» Симфония создавалась Малером в 1901–1902 гг. Премьера прошла в 1904 г. в Кельне под управлением автора и была встречена довольно прохладно. «Моя пятая очень и очень трудна» — писал композитор. После премьеры Малер внес много изменений в партитуру, и с 1905 года симфония стала исполняться все чаще, ее успех у публики и критики нарастал. В наши дни это одно из самых популярных и любимых сочинений Малера. Симфония построена на резком противостоянии образов: она начинается с картины погребального шествия, выдержанной в ритме траурного марша, а завершается ликованием и безудержной радостью. Сначала раздаются звуки фанфар, затем скандированный ритм шагов, назойливое звучание духовых и ударных инструментов, как бы имитирующих похоронный оркестр, — все это создает особое напряжение. Вторая часть — беспредельное отчаяние, «разгул» стихий, исступленное движение, увлекающее все за собой в какой-то мрачный хаос. Затем идет центральное скерцо, поражающее богатством различных образов. «Эта часть невероятно трудная по своему построению и требует во всех отношениях и во всех деталях величайшего художественного мастерства» — писал Малер. По его словам, «мнимый беспорядок здесь должен разрешаться в высший порядок и гармонию». В музыкальном развитии симфонии происходит перелом и через скерцо поворот к четвертой части, к Adagietto. Светлая мелодия этой части, которую исполняют струнные инструменты и арфа, за последние годы стала культовой среди любителей музыки. В этом отчасти «виноват» кинорежиссер Лукино Висконти, который использовал эту музыку в фильме «Смерть в Венеции» по новелле Томаса Манна (Малер — один из прототипов Ашенбаха, главного героя новеллы). Музыка Adagietto придала фильму изысканный колорит. На эту же музыку французским хореографом Р. Пети был создан небольшой балет для Майи Плисецкой, с которым она объездила весь мир. Эта часть, следующая за скерцо, дает передышку, полный душевный покой, отстранение от тягот и борьбы. Adagietto — это образ идеального мира художника-творца, который своей духовной силой противостоит трагическим коллизиям окружающей жизни. После освобождения от конфликтов и противоречий звучит финальное рондо, энергичное, наивно-радостное с нарочитыми имитациями музыкальных тем XVIII в. В этой части доминирует радость человека, одержавшего духовную победу над злом и вернувшегося к жизни. Для Гарри Бертини симфония Малера — что-то близкое и родное. Он знает эту музыку досконально и глубоко ее чувствует. РНО под его управлением играл мощно, с большим подъемом. Давно за пультом этого оркестра не было такого блистательного музыканта. При исполнении Adagietto казалось, что играет одна скрипка. А духовые, роль которых в этой симфонии очень велика, играли слаженно, точно передавая нервные всплески музыки. От дирижера исходила какая-то магия, а оркестр чутко улавливал и передавал слушателям «послание» великого композитора. Гарри Бертини поистине можно назвать человеком мира. Он родился, согласно словарю «Groves», в 1927 г. в Бессарабии, в городе Бричеве. В конце 40-х гг. репатриировался в Израиль, где получил первоначальное музыкальное образование. Затем была учеба в Парижской и Миланской консерваториях, где он изучал дирижирование и композицию. Его учителями были выдающиеся французские педагоги и композиторы Надя Буланже, Артюр Онеггер, Оливье Мессиан. Дебют Бертини как дирижера состоялся в 1955 г. с Израильским филармоническим оркестром. Бертини создал два музыкальных коллектива: в 1965 г. Израильский камерный оркестр, которым он руководил до 1975 г., и национальный хор «Ринат». В годы работы с этими коллективами к нему пришло мировое признание. В 1978-1986 гг. он был главным дирижером Иерусалимского симфонического оркестра и параллельно в 1981–1983 гг. работал с Детройтским симфоническим оркестром, а с 1983 по 1991 гг. возглавлял оркестр Кельнского радио, с которым объездил весь мир, в том числе более 15 лет назад был в России. С 1998 по 2005 гг. Бертини являлся музыкальным директором оркестра «Tokyo-Metropolitan». Одна из важнейших сфер деятельности дирижера — опера. В 1987 г. он возглавил Франкфуртскую оперу и до 1997 г. руководил Новой израильской оперой в Тель-Авиве. В 2002 г. поставил оперу Сен-Санса «Самсон и Далила» в театре «Ла Скала» с Пласидо Доминго в главной роли. До недавнего времени Бертини возглавлял один из ведущих оперных театров Италии — «Сан Карло» в Неаполе. За годы концертной деятельности маэстро записал много дисков на фирмах RCA, Harmonia Mundi, Orfeo, на EMI были записаны симфонии Малера и Реквием Берлиоза. Итальянские музыкальные критики дважды присуждали Бертини призы: в 1995 г. как лучшему дирижеру и в 1998 г. за лучшую оперную постановку («Воццек» А. Берга). В 1997 г. он получил Гран-при французской музыкальной критики за постановки оперы Б. Бриттена «Билли Бад» и в 2000 г. за оперу С. Прокофьева «Война и мир». Г. Бертини — почетный член Академии Санта-Чечилия в Риме, награжден Орденом заслуг Италии и Орденом литературы и искусств Франции. Исполнение Гарри Бертини Пятой симфонии Малера в Москве стало большим музыкальным событием в жизни российской столицы. 17 марта в Израиле на 78-м году жизни Гарри Бертини скончался.
ПОДРОБНОСТИ Густав МАЛЕР родился в Богемии (Австро-Венгрия) 7 июля 1860 г. в бедной еврейской семье. С 1875 по 1878 гг. учился в Венской консерватории как пианист, как дирижер и как композитор. В 1878–1879 гг. на правах свободного художника учился в Венском университете. Уже в эти годы его отличает напряженная внутренняя жизнь, полная душевных кризисов. С 1880 г. он работал дирижером в театрах Моравии, Пруссии, Праги, Будапешта, Гамбурга. В Гамбурге Малера слышал П.И. Чайковский, назвавший его гениальным дирижером. Слава его как музыканта и дирижера ширилась, однако его требовательность и глубокое проникновение в музыку, вмешательство в постановочную часть не всегда находили понимание исполнителей и дирекции театров. Но именно в эти годы Малер сложился как композитор. Им были написаны «Жалобная песня» — кантата для солистов, хора и оркестра (1880), циклы «Песни странствующего подмастерья» и «Волшебный рог мальчика». После шести лет работы в Гамбурге Малер возвращается в Вену и не без проблем получает там пост директора Придворной оперы. Главным препятствием служило еврейское происхождение Малера. Однако, несмотря на интриги, годы работы в Вене (1897–1907) были очень плодотворными: он написал шесть симфоний и два вокальных цикла. В Вене Малер встретил свою будущую жену. Это была одна из красивейших женщин Вены — 23-летняя Альма Шиндлер, дочь австрийского художника Эмиля Шиндлера. Они поженились в 1902 г. и медовый месяц провели в России — Малер дал в Петербурге три концерта. Успех был огромный. В эти годы слава Малера приняла европейские масштабы. В 1906 г. композитор написал грандиозную Восьмую симфонию — «Симфонию тысячи участников», одно из самых великих сочинений XX века. К 1907 г. интриги в Венской опере достигли апогея, усилились антисемитские выпады, и Малеру пришлось покинуть свой пост. Врачи диагностировали у него серьезное сердечное заболевание и требовали отдыха. В июне того же года в возрасте четырех с половиной лет умерла от скарлатины его старшая дочь. Покинув Вену, Малер отправился на гастроли в Россию. Он дал два концерта в Петербурге. Присутствовавший на них молодой Игорь Стравинский всю жизнь вспоминал об этом событии. Малер принял предложение из Нью-Йорка возглавить «Метрополитен-оперу», но проработал там всего два года. В 1909 г. он возглавил оркестр Нью-Йоркского филармонического общества. В последние годы жизни композитор написал «Песнь о Земле» на тексты китайских поэтов VIII в. и симфонию ? 9. Здесь уже нет волевых порывов, нет борьбы, в ее основе лежит идея слияния с природой, в которой беспредельно растворяется человек. Последнее сочинение Малера — симфония ? 10 дошла до нас в виде черновых набросков, композитор успел завершить только одну часть — огромное Адажио. Он умер в Вене 18 мая 1911 г. и похоронен на Гринцингском кладбище.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции