ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3128
Недельные главы
Глава «Корах» — «И взялся Корах» «И поглотила земля их самих… и все их имущество» («Бемидбар», или «Числа», 16:32) Можно понять, почему Корах (Корей) и все, кто был с ним заодно, заслужили самую суровую кару. Но зачем нужно было уничтожать их имущество? Корах вел себя в соответствии с известным высказыванием («Мишлей» или «Притчи», 18:23): «Нищий говорит с мольбой, а богач отвечает с дерзостью». Именно, богатство и власть, а также непомерные амбиции побудили Кораха дерзнуть и выступить против Моше, который, напротив, отличался исключительной скромностью. Выходит, что имущество Кораха частично послужило причиной его роковой ошибки, поэтому оно было уничтожено вместе с ним. Глава «Хукат» — «Вот закон Торы» «Изготовь себе (медного) змея, и установи его как знамение (нес)» (21:8) Знаменитый «медный змий» — всеобщий символ Зла. Но в то же самое время он служил исцелению и со временем стал даже международным медицинским символом. И это неслучайно. Еврейская традиция утверждает: «Никакое Зло не нисходит свыше». Даже когда Всевышний посылает нам испытания, в своей основе они есть только благо, хотя и скрытое до поры до времени от человеческого глаза. Поэтому надо любую неприятность установить в качестве «чуда и знамения» — «нес», чтобы понять истинный смысл событий, которые происходят с человеком, и разглядеть в них скрытое добро (Алтер Ребе, сборник «Ликутей Тора»). Глава «Балак» — «И увидел Балак, царь Моава» «Что сделает этот народ твоему народу в конце времен» (24:17) Так начинается последнее пророчество злодея Билама (Валаама), обращенное к Балаку, царю Моава. Но коль скоро эти слова вошли в текст Торы, значит, они имеют прямое отношение и к нам тоже. И действительно, в «конце времен», в эпоху Мошиаха, которую мы сейчас переживаем, наверняка найдутся многие, кто захочет превратить «этот народ» — народ Израиля в «твой народ», то есть сделать его похожим на окружающие народы, какими были в те далекие времена моавитяне. Глава «Пинхас» «И говорил Всевышний, обращаясь к Моше: «Для этих будет разделена земля в удел по числу имен»» (26:53) «Пусти хлеб свой по водам», или Авраам, сын Авраама Сколько уже рассказано житейских историй, подтверждающих великий духовный принцип: добро, сделанное тобой, всегда, рано или поздно, вернется к тебе. Мудрейший царь Шломо (Соломон) выразил это мысль более метафорично («Когелет», или «Экклезиаст», 11:1): «Пусти хлеб твой по водам — ибо по прошествии многих дней вновь найдешь его»… В субботу в синагогу в Отрадном пришла незнакомая пожилая женщина. Каюсь, по ее внешнему виду я вначале было решил, что это очередной проситель, и уже мысленно стал подбирать нужные слова. Но, несмотря на свой опыт в этих вопросах, на этот раз я ошибся. Как потом выяснилось, она была мусульманкой. Само по себе это не было особой новостью. К нам захаживают и мусульмане, и христиане, и, как говорится, «люди разных национальностей». Причем, как правило, не от хорошей жизни. Но тут другое дело. Как выяснилось, ее привело в синагогу чувство… благодарности и вместе с тем вины. Согласно семейному преданию, когда-то еще во время войны ее мать (которой, к слову сказать, много лет уже нет в живых) и ее самоё — на тот момент крохотного ребенка — спас от голодной смерти один иудей. Она его называла именно так: иудей, а не просто еврей. Когда она выросла, мама постоянно рассказывала ей об этом человеке. И вот теперь, спустя много лет, она пришла в ближайшую синагогу, чтобы вернуть долг благодарности своему спасителю. Она попросила, чтобы мы за него помолились, но, к сожалению, ни фамилии, ни даже имени его она уже не помнила. Короче, Авраам, сын Авраама — дежурная синагогальная шутка именно на такой случай. Но мне вовсе не хотелось шутить. Признаться, я был немного смущен и даже растроган, когда, постоянно извиняясь, что не пришла раньше, она вручила мне свой скромный дар: пачку индийского чая и вафельное полотенце. Судя по всему, она купила все это напротив здания синагоги, в магазинчике при мечети. Такая вот дружба народов. Мы тепло попрощались, пригласить ее на молитву мне показалось не вполне уместным. И тут я вспомнил нашу главу «Пинхас», которую мы читали в субботу, где рассказывается, как Моше делил родовые наделы в Земле Израиля между коленами: («Бемидбар», или «Числа», 26:53): «Между этими будет поделена земля в удел по числу имен», и далее (26:55): «По жребию пусть будет поделена земля…» «Между этими будет поделена Земля» Казалось бы, этот древний раздел давно уже утратил свою актуальность. Почти никто из нас не знает своего колена, а больша‘я, если не бо‘льшая часть Святой земли, которая была дарована в вечное владение еврейскому народу, к нашему стыду, давно продана и роздана безответственными политиками, и вовсе не евреям «по семействам их», а арабам и православной церкви. Но Тора и слова ее вечны, поэтому в хасидской традиции это деление принято толковать, как «зону духовной ответственности» каждого из нас. И не только земля Израиля, но весь мир разделен невидимыми границами, и каждый имеет свой «надел», за который он отвечает перед Творцом и который он должен возделывать, духовно исправляя и возвышая его. Каждый кусочек такого жизненного пространства закреплен за одной еврейской душой. Я попытался представить себе того «иудея». Сейчас его наверняка уже нет в живых. Но в то время он, наверное, был еще молодым человеком. Для простой мусульманской женщины (судя по всему, татарки) национальность и вера были неразделимы, составляли одно понятие. Эх, если бы нам хоть малую толику этой простой и бесхитростной веры. Волею небес, эта пожилая женщина пришла именно в общину «Даркей шалом», исповедующую мирные и добрососедские отношения с окружающими народами. Можно сто раз перекроить карту мира, поменять границы государств, чем и занимаются многие политики, но та духовная территория, за которую каждый из нас в ответе, остается незыблемой. И никакие войны, никакие катаклизмы не страшны этим невидимым духовным границам, которые проходят по сердцам и судьбам. И все, что происходит на этой «подотчетной» каждому из нас духовной территории, вверенной нам самим Творцом, должно быть наполнено святостью и служением. И еще я подумал, простившись со старой татаркой, что надо вести себя так, чтобы всюду и всегда тебя принимали за иудея — человека, преданного своей вере и способного откликаться на чужое горе. А ведь, казалось бы, всего один добрый поступок, который навсегда оставил след в душе и чувство благодарности в сердце. «Пусти хлеб свой по водам…» Глава «Матот» — «И говорил Моше главам колен» «И будет эта земля вам в удел пред Всевышним» («Бемидбар», 32:22) С этими словами Моше обратился к израильскому народу после войны с мидьянами. И хотя речь шла о территориях на восточном берегу Иордана, на которые на тот момент не распространялась святость земли Израиля, тем не менее, поскольку евреи захватили эти земли благодаря своей самоотверженности и мужеству, их героизм дал повод присоединить и «эту землю» к Святой земле — получить ее «в удел пред Всевышним». (Из комментариев) Глава «Масей» — «Вот странствия» «И отдали левитам в удел города для проживания» («Бемидбар», 35:2) Только города, но не земельные наделы, как другие колена. Почему же левиты — привилегированное колено — не получили своего собственного удела в Святой земле? Традиция видит причину в том, что колено левитов было освобождено от рабства, а кто не испытал тягот рабства, тот не заслуживает удела в земле Израиля.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции