ПИАНИСТ ДЛЯ ПИАНИСТОВ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 5139
Леопольд Годовский — пианист-виртуоз мирового класса, по существу, не имевший музыкального образования, почти самоучка, родился в городке Созли близ Вильнюса в феврале 1870 года. Его отец Матвей Годовский был врач и через год после рождения единственного сына умер во время эпидемии холеры. Мать с сыном уехала в Вильнюс к друзьям семьи Луи и Минне Пассинок. Эти люди были музыкантами-любителями, они способствовали музыкальному воспитанию маленького Леопольда. В пять лет мальчик уже аккомпанировал на фортепиано Л. Пассинку, исполнявшему скрипичный концерт Мендельсона. Через год он сочинил пьесу в форме канона, хотя до этого ничего не слышал об этой музыкальной форме. (Спустя 23 года он использовал эту форму в другой композиции.) Первое публичное выступление Леопольда состоялось, когда ему было 9 лет.
Леопольд Годовский — пианист-виртуоз мирового класса, по существу, не имевший музыкального образования, почти самоучка, родился в городке Созли близ Вильнюса в феврале 1870 года. Его отец Матвей Годовский был врач и через год после рождения единственного сына умер во время эпидемии холеры. Мать с сыном уехала в Вильнюс к друзьям семьи Луи и Минне Пассинок. Эти люди были музыкантами-любителями, они способствовали музыкальному воспитанию маленького Леопольда. В пять лет мальчик уже аккомпанировал на фортепиано Л. Пассинку, исполнявшему скрипичный концерт Мендельсона. Через год он сочинил пьесу в форме канона, хотя до этого ничего не слышал об этой музыкальной форме. (Спустя 23 года он использовал эту форму в другой композиции.) Первое публичное выступление Леопольда состоялось, когда ему было 9 лет. Необходимы были систематические занятия, но средств на это не было. Неожиданно пришла помощь от банкира Фейнберга из Кенигсберга. Фейнберг организовал Леопольду поездку на учебу в Высшую школу музыки в Берлин. Эти трехмесячные занятия оказались единственными в его жизни. Но они не удовлетворяли подростка. Однокурсник Леопольда позже вспоминал, что природное дарование Годовского делало его на голову выше его учителей. Через три месяца деньги, подаренные банкиром Фейнбергом, закончились и в 1884 году Леопольд с матерью отправились на поиски счастья в Америку. В декабре того же года состоялся дебют молодого пианиста. Годовскому повезло. Его игрой заинтересовался богатый бизнесмен, владелец сигарных магазинов на Уолл-стрит и Бродвее Леон Саше (Сакс). Он ввел Леопольда в свою семью и относился к нему как к сыну, хотя у него было пятеро своих детей. Особенно Леопольд подружился с одной из дочерей Саше, своей ровесницей Фредерикой (Фридой), которая позже стала его женой. Леон Саше решил поехать с Леопольдом в Европу, чтобы тот мог серьезно заниматься музыкой. В Париже он обратился с просьбой о занятиях с Леопольдом к Сен-Сансу. Мэтр был настолько покорен талантом юноши, что захотел его усыновить и, как позже вспоминал Годовский, «поставил условие, чтобы я носил его имя. Но я отказался, и он был очень сердит на меня». Серьезных занятий с Сен-Сансом было мало. Годовский вспоминал: «Я много играл Сен-Сансу, хотя занятий со мной он не проводил. Когда я играл ему — даже мои собственные сочинения, — он неизменно повторял: «Очаровательно!», «Восхитительно!», «Сногсшибательно, мой дорогой» или что-нибудь в этом роде, и хотя слова эти говорились искренне, их нельзя было считать конструктивной критикой». Общение с Сен-Сансом продолжалось три года. В 1891 году Саше умер, и это заставило Леопольда вернуться в Америку. Больше он уже никогда ни у кого не учился. В апреле 1892 года он дает свой первый концерт в только что открывшемся Карнеги-холле, а 30 апреля женится на Фриде и вскоре становится американским гражданином. Он много концертирует по США и Канаде и начинает преподавать. В 23 года он был назначен главой фортепианного департамента Чикагской консерватории. В это время он делает фортепианные аранжировки сочинений разных композиторов: очень изощренные, трудные и блестящие, насыщенные полифонией. В 1900 году он берет отпуск в консерватории и едет завоевывать Европу. В июле он отплывает во Францию с женой, двумя дочерьми — шестилетней Ванитой и четырехлетней Дагмарой — и только что родившимся сыном Леопольдом. 6 декабря 1900 года Годовский дал первый концерт в Берлине. О своем дебюте он написал американскому критику У. Мэтьюзу: «Я был чрезвычайно удивлен, что в Берлине меня хорошо знают педагоги и пианисты... Некоторые артисты добиваются успеха у публики, но критики их уничтожают… Здесь существует клака, поддерживающая того или иного артиста. Кроме того, здесь есть антисемитские настроения, как среди публики, так и в прессе… Мой концерт с нетерпением ожидался всеми музыкантами… Бетховенский зал был переполнен музыкальной публикой… После первой части концерта Брамса аплодисменты меня даже напугали. После финала меня вызывали, не знаю сколько раз. Потом я вышел играть мои семь транскрипций этюдов Шопена и «Приглашение» Вебера. Было всеобщее волнение… воздух словно наэлектризован. Поднялся такой шум, что и описать невозможно… Чайковского я играл с большим подъемом… Мой успех был самым сенсационным из всех, что помнят музыканты…» Годовский покорил Берлин, а за ним и всю Европу. В течение тридцати лет он очень много концертирует и считается одним из самых выдающихся виртуозов своего времени. В эти же годы он много сочиняет оригинальных произведений и создает фортепианные транскрипции музыки Рамо, Люлли, Альбениса, Шуберта, И. Штрауса. Современники не без иронии называли штраусовские транскрипции «Иоганн Штраус, вальсирующий с Иоганном Бахом». В предисловии к изданию своих сочинений Годовский пишет: «53 упражнения, основанных на 26 этюдах Шопена, преследуют различные цели. Они предназначены для развития механических, технических и музыкальных возможностей фортепианной игры, особенно в области полифонии, полиритмии, полидинамики и колористики». Еще при жизни Годовского раздавались возмущенные голоса, протестующие против такого обращения с сочинениями Шопена. Однако защитники сочинений и транскрипций Годовского указывают на его «дьявольскую» изобретательность, полифоническое искусство, на совершенно оригинальные технические идеи, на необычайное использование тональностей. В защиту метода и сочинений Годовского в прессе выступили такие столпы пианизма, как Рахманинов, Гофман, Падеревский. В 1909 году Годовского пригласили возглавить высшую фортепианную школу в Императорской академии музыки в Вене. Это было беспрецедентно — еврей возглавил одну из лучших школ в мире. Годовский заключил очень выгодный для себя контракт. К нему стекались ученики со всего мира. У него учились многие русские музыканты — Исай Добровейн, Иосиф и Розина Левины, Генрих Нейгауз. В своих воспоминаниях Г. Нейгауз писал: «Леопольд Годовский был моим лучшим учителем и другом. Он мало беседовал с учеником на уроках и почти никогда — о технике. Он на уроках говорил только о музыке, но советы касались лишь художественной интерпретации произведения… В игре Годовского пленяли безупречный вкус, филигранная отделка деталей. Он обладал таким изощренным слухом, что, казалось, «взвешивал звуки» на каких-то особо чувствительных весах. Как живописец — светотенью, Годовский создавал своей игрой глубокую звуковую перспективу. Пианистические достижения его, несомненно, являются целой эпохой в истории фортепианного исполнительства». В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Годовский вернулся в США. Он много концертирует по Америке и начинает записываться на пластинки на фирмах «Brunswick» и «Columbia». Где бы ни жил Годовский, вокруг него возникало что-то напоминающее салон, притягивающий культурных людей. Американский пианист А. Чейсинс писал о нем в своей книге «Говоря о пианистах»: «Он был человеком энциклопедических знаний и веселого, ненасытного любопытного ума. Он любил фейерверк интеллекта, и его сияющие голубые глаза блестели, а большой живот колыхался в дыму словесных боев… Днем и ночью здесь была толчея, шум и гам на четырех языках. Всех и каждого ждал радушный прием… Стол был всегда накрыт и ломился от еды и питья… Попси (так называли Годовского близкие и друзья. — Авт.) любил людей и любил быть окруженным ими… Вы могли застать у него десятка два людей… и не только музыкантов, но и Попсиного портного или мясника — любителей музыки, Альберта Эйнштейна или Чарли Чаплина...» Старшая дочь Годовского Ванита вышла замуж за Давида Сапертона, пианиста и педагога Кертис-института в Филадельфии. Он был страстным пропагандистом музыки Годовского и сделал несколько записей его сочинений. Младшая дочь Дагмара в молодости была актрисой немого кино в Голливуде. Она написала воспоминания о своем отце. Сын Леопольд стал скрипачом и играл в симфоническом оркестре Сан-Франциско. Он увлекался фотографией и вместе со своим другом Л. Маннесом изобрел процесс цветной фотографии. В 1935 году фирма «Кодак» купила у них это изобретение за несколько миллионов долларов. В 1930 году он женился на младшей сестре Гершвина Франческе, их сын Леопольд тоже стал композитором и пианистом. В том же году во время записей в Лондоне с Годовским случился удар, который поразил правую руку. Больше он публично не выступал. В 1933 году умерла Фрида, и он поселился с дочерью Дагмарой в Нью-Йорке. Маэстро играл дома и иногда давал импровизированные концерты для друзей. В ноябре 1938 года он скончался. За несколько лет до смерти Годовский написал самоэпитафию: «Я честно работал ради высших идеалов для выбранного мною искусства и любимого инструмента. Немногие осознают важность того, что я жил. Когда от меня останется только память, мои работы и мое влияние начнут жить». Время Годовского пришло.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции