ОСЕННЯЯ ЗВЕЗДА ЛАРИСЫ РУБАЛЬСКОЙ

 Борис Штрих
 24 июля 2007
 5894
В год Победы, в сентябрьский день, в Москве родилась девочка. Рифмы типа «кошка — ложка» и «книжка — шишка» она освоила еще в колыбели. Даже тем, кто не читал ее книг — таких, как «Напрасные слова», «Пока любовь жива», — песни на стихи Ларисы Рубальской знакомы наверняка.
В год Победы, в сентябрьский день, в Москве родилась девочка. Рифмы типа «кошка — ложка» и «книжка — шишка» она освоила еще в колыбели. Даже тем, кто не читал ее книг — таких, как «Напрасные слова», «Пока любовь жива», — песни на стихи Ларисы Рубальской знакомы наверняка. Автор этих строк, как выяснилось уже на месте, напросился на интервью не в самый подходящий момент, а Лариса по доброте душевной не отказала. В то время ее супруг Давид, опора и поддержка (а еще и муза — в данном случае омонимическое сходство слов «муж» и «муза» как нельзя более кстати), только-только высвобождался из цепких лап инсульта. Напоминающий микеланджелова Моше Рабейну библейской монуменальностью черт и фигуры, он, присев к столу, возвышался над нашей беседой подобно живой горе, время от времени глубоко вздыхая и подавая то грустные, то полемичные реплики. Лариса же являла собой само радушие и внимание — такой я ее и представлял, — только вид у нее был усталый и безмакияжный. Но очарование добра и простоты, оттененное заботами, в домашней обстановке, стоит магии экранной красоты… — Откуда вы родом? Кто ваши родители? — Мой отец Айзик Давидович Рубальский родился в местечке Вчерайшее Попельнянского района Житомирской области. Когда отец в 20 лет поступал в Москве в военную академию, его имя в документах уже было изменено на Алексей — поэтому я Лариса Алексеевна. А мама Александра Яковлевна — москвичка. В столице они встретились и поженились. Я родилась в Грохольском переулке и прожила там 30 лет. А потом переселилась сюда, на Кутузовский проспект. — Пожалуйста, еще несколько слов о детстве. Согласны ли вы с тем, что практически все, что пригодится человеку в будущем, сформирует его как личность, закладывается в дошкольном возрасте? — Полностью противоречить этому нельзя — конечно, я была ребенком неординарным. Не то чтобы образцовым — я не очень хорошо училась и была достаточно неуправляемой. Но, сколько себя помню, бабушка по маме Мария Васильевна всегда читала мне сказки, рассказы, стихи, которые я, как и подобает вундеркинду, запоминала быстро и в огромном количестве. Стихотворения Маршака, Барто, Заходера я до сих пор помню наизусть, что ни открой. А когда пишу сама, то обычно прошу мужа прочесть написанное вслух, чтобы ощутить звучание. У меня слуховая память превалирует над зрительной, поэтому я научилась бегло говорить по-японски и свыше десяти лет проработала переводчиком, так и не умея ни читать, ни писать, как это ни парадоксально... А еще бабушка водила меня в кружок художественного слова и в театральный. Я занималась художественным словом вплоть до окончания школы, и это проросло во мне любовью к поэзии, литературе, воспитало способность правильно говорить и составлять из слов рифмующиеся строки. Но в целом жизнь складывалась по-разному, какими-то слоями, и теперь кажется, что произошедшее в прежних слоях было не со мной. Я совсем не такая, какой была 10, 20, тем более 40 лет назад. — Кто ваши любимые поэты? — Наверно, для человека, пишущего стихи, естественным был бы ответ, к примеру, — Пастернак. Однако мой вкус может показаться довольно странным — при том, что я люблю всю поэзию, особенно близки мне Евгений Евтушенко, песенная поэзия Юрия Визбора и женская поэзия Вероники Тушновой. — Присутствовала ли в вашем детстве музыка? — Нет — кроме той, что доносилась из тарелки репродуктора: концерт по заявкам или передача «Запомните песню». Мне кажется, мой музыкальный слух был далек от абсолютного. Вот брата, который на четыре года моложе меня, родители заставили учиться играть на аккордеоне. А я слушала то, что он играет, подпевала разные песенки… и по сей день мы их поем, собираясь вместе. — Из хорошо осведомленных источников известно, что новая жизнь началась для вас с 1984 года — именно тогда вы стали заниматься тем, чем продолжаете и по сей день. А до этого? — Моя трудовая книжка — целый трехтомник: и в библиотеке работала, и машинисткой, и… Потом стала изучать японский язык, и он открыл достаточно интересную главу моей книги жизни, но не самую важную. А поэтический талант разглядел муж — в моих стихах, которые я, как и многие, писала для ближнего круга — к дням рождения или другим семейным и иным праздникам. Мостик же к сцене пролег через… зубоврачебное кресло, в котором Давид как доктор принимал композитора Владимира Мигулю. Давид считал, что мои стихи вполне могут стать песнями и, желая результата, как-то показал их знаменитому пациенту. Тот подтвердил: «Да, есть песенный дар», и с тех пор пошло… — С кем еще вы сотрудничали? — С Сергеем Березиным — с ним работаем до сих пор; с Борисом Савельевым, который писал совершенно необыкновенные детские песни, — к сожалению, его, как и Мигули, уже нет в живых. Он научил меня выступать на сцене, и с той поры началась моя концертная деятельность. Добрые отношения сложились с Сашей Ружицким, Андреем Савченко, который написал песню «Доченька», ее поет Пугачева. Среди моих приятелей — Саша Клевицкий, с которым тоже есть песенные удачи. С Давидом Тухмановым нас связывают не только творческие отношения, мы дружим семьями, вместе ездим на гастроли. — А с кем-нибудь из известных исполнителей? — Только с Ириной Аллегровой, которой я искренне восхищаюсь — как певицей и как женщиной, ей я посвятила стихотворение «Моя любимая певица». Наши встречи — источник обоюдной радости. — Вы ездите с концертами по всей стране? — И за ее пределы. Бывала и в Америке, и в Израиле. В нынешнем году вновь собираюсь побывать на Земле обетованной. — Какого вы мнения о публике? Есть ли различие в том, как вас воспринимают здесь и за рубежом? — Может, это и не очень хорошо с моей стороны, но скажу честно: различие есть. Когда наши артисты, возвратившись с гастролей, говорят: «Как принимали! Какой успех!», то цену успеха уже знаю сама. И я вас уверяю, что живые южные цветы в знак признательности в Северодвинске или в забытом артистами и Б-гом городке Мухтыле, что в 300 километрах от Ухты, — это гораздо более высокая удача, чем в Америке. Там это образ жизни — когда люди, живущие на Брайтоне, не могут забыть родину — Россию ли, Украину или Белоруссию, — они ходят на все концерты, чтобы еще и пообщаться, и друг на друга посмотреть, кто с кем, кто в чем, не в обиду будь сказано. В Израиле же мне было теплей, чем в США. Во-первых, люди там не столь благополучны и в то же время более патриотичны, как евреи, выбравшие репатриацию именно на историческую родину. В-третьих, зал на всех двенадцати концертах в разных городах был полон, вопреки буквально витавшей в воздухе террористической угрозе — шел 2003 год. Зрители говорили: «Мы боялись, что вы испугаетесь и отмените концерт». Я в ответ: «А я боялась, что вы не придете». Опасность сближала, накаляя градус взаимного патриотизма. Я вообще люблю еврейскую аудиторию, потому что это моя кровная аудитория. У меня и песня есть, написанная специально для нее, — «Как живете, дорогие?», и еще несколько песен на еврейскую тему, которые можно там пропеть. Вставляю в ткань концерта несколько слов и фраз на иврите. И людям в зале все это дорого… Но и успехом в России я очень дорожу. Например, в Сормове я сразу предложила: «Споем вместе вашу «Лирическую», и зал затянул «На Волге широкой…» В Казани обязательно приветствую публику по-татарски, в Майкопе — по-адыгейски. Такие вещи неизменно трогают. — Вы обронили слово «пропеть». Исполняете свои песни? — Конечно. По-моему, сейчас таких песен четырнадцать. Я не пою, как профессиональные певцы, но показать песню — почему бы нет? Как говорит мой товарищ, композитор Эдуард Ханок, нам, авторам, петь нельзя, но нужно обозначить душу. Вот я и обозначаю. — Здесь у вас такой же напряженный творческий график, как на заграничных гастролях? — Нет, всего три-четыре концерта в месяц. Можно было бы и больше, но это тяжело, в первую очередь эмоционально. Кроме того, должна же я что-то писать. И много внимания уделяю семье. Недавно вышла моя кулинарная книжка. Я люблю готовить, люблю быть дома. — А за городом, в «поместье»? — Моя мама, читая в журнале «7 дней» о шикарных загородных усадьбах наших звезд, интересуется: «Вот ты пишешь, пишешь, а почему у тебя нет такого дома?» Да, наше поместье скромное, но ухоженное и уютное — это просто небольшой домик, любимый двумя людьми, и сад, выращенный нами на пустом месте. Так что Павел Лобков со своей «Растительной жизнью» вряд ли туда наведается, хотя я была бы вовсе не против… — Под занавес вернемся в мир песни. Ознаменуется ли ваш юбилей концертом? — Да, и большим. Он намечен на 24 сентября в ГЦКЗ «Россия», как раз в день рождения. — Пусть вам сопутствуют удача и творческие озарения, а главное — чтоб Давид выздоровел и больше не болел!
ПОДРОБНОСТИ Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ родилась 24 сентября 1945 года. В 1970-м окончила Педагогический институт (факультет русского языка и литературы), в 1973-м — курсы японского языка. С 1983 года — референт московского представительства японской газеты «Асахи». Первый успех Л. Рубальской принесла песня «Воспоминание», созданная вместе с композитором В. Мигулей. Многие написанные ею песни стали хитами: «Напрасные слова», «Странная женщина», «Виноват я, виноват», «Доченька моя». Ее песни исполняют Пугачева, Киркоров, Аллегрова, Малинин, Лещенко, Шуфутинский и другие.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции