АМПЛУА — СМЕШНОЙ ЕВРЕЙ

 Иосиф Дмитриев
 24 июля 2007
 4550
Глядя на него, сердобольные тетеньки у экрана невольно смахивают скупую слезу. Неуклюжий смешной человечек, интеллигентный очкарик, безнадежный романтик — именно таким его запомнили по всенародно любимым "Покровским воротам".
Анатолий Равикович: "В "Покровских воротах" я не играл, а мучился" Глядя на него, сердобольные тетеньки у экрана невольно смахивают скупую слезу. Неуклюжий смешной человечек, интеллигентный очкарик, безнадежный романтик — именно таким его запомнили по всенародно любимым "Покровским воротам". С такой внешностью, кажется, ему на роду было написано ходить в вечных неудачниках. А между тем Анатолий Равикович хоть и не избалован лучами вселенской славы, на судьбу не в обиде. Он счастливый отец семейства, обладатель молодой красавицы-жены — известной актрисы Ирины Мазуркевич, не забыт кинорежиссерами, является ведущим актером питерского Театра комедии. Хотя началась его актерская жизнь именно с курьеза. Юного Толю Равиковича никак не хотели принимать в Ленинградский театральный институт и сжалились над бедолагой лишь благодаря тому, что он до слез насмешил приемную комиссию пением патриотических песен. Поначалу Равикович пытался играть героев, к чему его вынуждала, как он сам вспоминает, его "смазливая внешность". Но после того как в одном из студенческих этюдов он изобразил мышку (сидел за сценой и "скребся" на все лады), всем стало ясно: его призвание — комедия. — Я пришел в Театр Ленсовета в 26 лет, после окончания Ленинградского театрального института, отпахав свое в провинциальных театрах. И поступил с первого раза, потому как решил для себя: дважды поступать туда не стану. Стыдно с ходу не поступить в театральный вуз. — Почему? Ведь многие из ныне популярных актеров штурмовали "Щепки" и ГИТИСы по несколько раз! — Ну, разные люди — разные характеры... Многие себя не мыслят вне театра, испытывают настоящую страсть быть артистом. Но это не про меня — мне было совершенно наплевать. Передо мной стояла задача: обязательно устроиться в институт, причем абсолютно неважно в какой. — В общем, на актерстве не зацикливались. Но придя в Театр Ленсовета и отыграв в нем много лет, вы затем ушли искать актерского счастья в Театр комедии. С чем это было связано? — Ну, вы же знаете: всему на свете приходит конец. И пришел конец тому счастливому периоду в жизни, который был связан с именем Игоря Владимирова. Расцвет театра пришелся на период с 68-го по 75-й годы, когда у нас работали Алиса Фрейндлих, Миша Боярский, Алексей Петренко, Лариса Малеванная, Анатолий Солоницын одно время... Но Владимиров постарел, и ему надоело все. Начался полнейший застой: не появлялись новые спектакли, стало просто скучно. А наблюдать, как театр разваливается, было невыносимо. Театр, куда раньше попасть было невозможно: чтобы достать билет, люди по полночи выстаивали в очередях! — Однако популярность вы обрели благодаря не театру, а кино. Точнее — "Покровским воротам". И к тому времени вам исполнилось уже 46. Не обидно, что слава пришла так поздно? — К тому времени я очень много сыграл, был ведущим артистом труппы. И известность ко мне пришла гораздо раньше — естественно, питерского масштаба. А до "Покровских ворот" я играл роли второго плана, какие-то эпизоды: у Климова в "Агонии", еще где-то. Собственно, я и не мог ничего играть в те годы, когда главным героем являлся колхозник или рабочий. Просто с моей фамилией и лицом желательно было не показываться советскому зрителю. Меня же и в "Покровские ворота" взяли с определенными трудностями: фамилия у меня, дескать, неправильная. — Но у нас же было много звезд с "неправильными" фамилиями — Гердт, Ширвиндт, Гафт... — Существовала квота — на поступление в театр, институт, на работу, в том числе на съемки в кино. Евреи с русскими фамилиями еще как-то проскакивали. А с моей фамилией и рожей на что можно было рассчитывать?.. Поэтому на обсуждении моей кандидатуры на "Мосфильме", как мне рассказывал сам Козаков, был начальник актерского отдела Адольф Гуревич, который выполнял роль самого настоящего провокатора — он задавал вопросы типа: "А почему Равикович? Это имеет какое-то отношение к национальности персонажа?" Козаков как-то ушел от ответа. Он снова: "А что, Михал Михалыч, мы снимаем еврейское кино?.." — Многие актеры не любят свои коронные роли, потому что их потом в другом образе и не представляют. А уж своего Хоботова вы, наверное, должны просто ненавидеть. — Ну почему же? У меня двоякое отношение к Хоботову. Во-первых, я очень благодарен ему за то, что он избавил меня от комплекса неполноценности. Во-вторых, я стал известен режиссерам, и они обратили на меня внимание. А двойственное — потому, что я до сих пор не избавился от ощущения (наверное, ложного), что в "Покровских воротах" сыграл не я, а кто-то другой. Ведь я давным-давно привык, что в театре являюсь полноценным сотворцом режиссера: он говорит стратегические вещи, а я уже их воплощаю. А здесь все подчинялось Козакову, вплоть до мимики, поворота головы, интонации. Михал Михалыч говорил: "Здесь ты смотришь сюда, а тут — сюда. Здесь ты говоришь тихо, а тут — громче". И мне это казалось странным, обидным, что я не как артист выступаю, а как натурщик, кукла, заяц, которого научили стучать лапками по барабану. Поэтому я не могу спокойно смотреть "Покровские ворота". Это был не я: я не играл, а мучился. — Странно: от фильма веет легкостью, изяществом. Такое ощущение, что на площадке царила сплошная импровизация. — Ложное ощущение. Ничего подобного. Очень тяжелая, нудная работа, да еще в изнуряющий летний зной. Ничего в той картине не было сверхординарного, из-за чего следовало бы ожидать такого грандиозного успеха. — Сейчас с партнерами по "Покровским воротам" как-то общаетесь? — Только если по работе. Не так давно мы с Инной Ульяновой снялись вместе в фильме у Астрахана, а с Виктором Борцовым закончили картину "Свадьба Кречинского". С Меньшиковым виделись лет пять назад: он приезжал со спектаклем про Нижинского. Пришел к нам домой, всю ночь сидели разговаривали, вспоминали былое. Очень славный человек, большая умница. — Вы никогда не жалели, что ваша карьера в кино сложилась не так, как бы вам хотелось? — Конечно, можно было сделать и больше. Но я стал реалистом, научился смотреть на события, так сказать, немножко с другой стороны. Я считаю: то, что я снялся в "Покровских воротах", — несомненная удача. Пусть это будет всего одна такая роль, но в фильме, который известен всем и всеми любим. — Анатолий Юрьевич, у вас никогда не было желания переехать из Питера в столицу, где все на виду? — Нет, как ни странно, а вот предложения поступали. Меня и сейчас зовут в Москву, даже с жильем обещают помочь. Сначала я не переезжал, потому что очень любил свой "Ленсовет", который для меня всегда был самым настоящим домом, именно тем, о чем мечтают все артисты. Мне ведь и Товстоногов когда-то предлагал в БДТ перейти — было очень лестно, но я все же отказался. Потом меня звал Хейфец в Театр Советской армии, Плучек — в Театр сатиры. А сейчас уже поздно, не хочу. Я вообще питерский человек. — Вы познакомились со своей нынешней женой, актрисой Ириной Мазуркевич, уже в довольно солидном возрасте и бросили ради нее семью... — Да, так получилось. Ира приехала из Горьковского училища. Снялась в фильме "Арап Петра Великого" и еще в "Чуде с косичками" — про гимнастку Ольгу Корбут, и Владимиров пригласил ее к нам в театр. Ей было тогда 19, мне — 41. Мы стали репетировать, и такое случилось: я влюбился. Проклинал, ругал себя. Мне даже в голову не приходило, что между нами что-то может быть. Ведь у меня была семья: дочь, которую я любил и люблю, жена очень хорошая... Помню, у нас в театре Старый Новый год отмечали, 78-й год: банкет, танцы-шманцы... Мы с ней танцевали и, будучи выпивши, как-то незаметно объяснились. И у нас сразу начался роман, который длился около года. Причем она стала инициатором. Всем было непросто: и мне, и моей бывшей жене, да и Ире — у нее самой был муж. — А разница в возрасте в 21 год вас не пугала? — Нет. Тут такое счастливое стечение обстоятельств. У меня все время присутствовало ощущение, что мне очень повезло в жизни, раз я неизвестно за что получил подарок в виде женщины, которую я очень люблю, которая мне подарила свою молодость и красоту. Я поражаюсь тому, что Ира выбрала меня. Я ведь не очень здоровый человек: инфаркт, шунтирование, артроз... Да и кто я такой, чтобы за меня держаться: у меня нет каких-то безумных денег. Мы жили в коммуналке, в девятиметровой комнатушке, там у нас и родилась дочь. Это был старый питерский дом, высота потолка 4,5 метра. И мы, сделав наверху антресоль, забрасывали туда дочку на ночь спать. Так продолжалось два года. — После рязановского фильма "О бедном гусаре замолвите слово" в Ирину, красивую хрупкую девушку, влюбилось чуть ли не полстраны. С ума не сходили от ревности? — Я считаю, у Иры существует право на свою личную жизнь. Есть две категории мужей — одни из командировки специально возвращаются пораньше на день, чтобы жену застукать, а другие звонят заранее с вокзала и говорят: я приехал. Я — из вторых. — А Ирина вообще по жизни жесткий человек? — Не могу так сказать. Я поймал себя как-то на мысли, что мне не страшно ее оставлять одну после своей смерти: она не пропадет. У нее есть воля, хватка, умение. Если вдруг не театр — будет что-то другое. — Вы не ощущаете, что в семье она — глава? — Да, а что в этом особенного? Она все помнит: когда гастроли, где что лежит. У меня сейчас два проекта — она разговаривает с обеими киногруппами, сроки им назначает за меня. А я с удовольствием подчиняюсь, потому что я человек довольно неряшливый — в том смысле, что могу что-то и подзабыть, увлекшись книжкой или просто мечтая на диване. И мне, например, совершенно наплевать, как я одет. Было бы чисто. А она начинает: "Надень это, надень то..." Единственное, что я сам выбираю, — галстуки. — А ваша дочь в кого пошла? — Лиза совершенно не похожа ни на меня, ни на Иру. Когда мы принесли ее из роддома, соседка сказала: "О, видать, отец вьетнамец!" — черные волосы, густые, какие у новорожденных редко бывают, и немножко раскосые темные глаза. Сейчас ей уже 21 год, учится на четвертом курсе Института сервиса и экономики. Будет менеджером по туризму, гостиничному бизнесу. Она из другого поколения — совершенно нормальная современная девушка. — Вы, наверное, не строгий отец? Балуете дочурку? — Конечно, воспитанием ее занимается только Ира. — Говорят, возраст мужчины определяется возрастом его женщины. Согласны? — Может быть. Молодая жена — невольно приходится быть молодым, подтянутым внутренне. Я стараюсь быть лучше, но ничего своего не прячу. Конечно, хочется нравиться и жене, да и вообще женщинам. — Леность, забывчивость, главенство жены... Что-то уж больно вы напоминаете вашего Хоботова... — Ну уж нет. Я никогда бы не позволил манипулировать собой. Во мне есть жесткость, и я всю жизнь принимаю решения сам. И то, что жена мною, можно сказать, командует, — тоже мое решение. В этом для меня в конечном счете высшее проявление ее любви и заботы. И это мне нравится.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции