ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА И А. КАПЛАНА — ОТВЕРЖЕННЫЕ — ПОРТРЕТ ЮНОГО МУЗЫКАНТА НА ФОНЕ ВЕКА

 Ирина Любавина
 24 июля 2007
 3274
Обзор книжных новинок
Песнь песней Шолом-Алейхема и А. Каплана Шолом-Алейхем Песнь песней. Москва; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2005 В серии "Детская еврейская книга" в российско-израильском издательстве "Мосты культуры — Гешарим" вышел роман Шолом-Алейхема "Песнь песней" в переводе Д. Волкенштейна с иллюстрациями А. Каплана — одного из лучших графиков XX века, замечательного живописца и керамиста. Юношеский роман "Песнь песней" относится к одной из вершин творчества Шолом-Алейхема — не только самого популярного в мире еврейского писателя, но и одного из создателей литературы на языке идиш. Иллюстрации Каплана относятся к лучшим образцам графики художника. В них он использует прием столкновения психологической иллюстрации с орнаментальной рамкой. Герои Шолом-Алейхема нашли в иллюстрациях Каплана свое идеальной воплощение. В книге также приводится (в переводе А. Эфроса) "Песнь песней" — первая из пяти книг Танаха, помещенных в третьей, последней части еврейского канона, которая называется Священные Писания, и рассказывается о том особом месте, которое "Песнь песней" занимает в еврейской традиции. Отдельные материалы посвящены портрету Шолом-Алейхема работы Каплана и краткой биографии писателя "Смех сквозь слезы Шолом-Алейхема". Отверженные А. Шпеер Плен. Советские военнопленные в Германии, 1941-1945. Москва; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2005 Плен — неотъемлемая часть любой войны. Плен — это трагедия человека, лишенного свободы, подвергаемого унижению. Плен — это испытание не только физическое, но и духовное, которое сопровождается как разрушением личности, так и ее становлением. Вряд ли в военной истории можно найти аналоги трагедии советских военнопленных во Второй мировой войне. Чтобы была понятна глубина трагедии советских военнопленных, брошенных на произвол судьбы своим государством, большой раздел книги посвящен истории пребывания в немецком плену солдат стран антигитлеровской коалиции. Значительная часть книги рассказывает о евреях-военнопленных, чья судьба была еще более горькой, чем судьба их товарищей по плену, тем более что вообще участие в войне евреев-воинов в советское время сознательно скрывалось или фальсифицировалось. В основу работы положены документы, хранящиеся в архиве Национального института Холокоста и героев сопротивления "Яд ва-Шем" в Иерусалиме, а также свидетельства, беседы, воспоминания, письма военнопленных и их родственников из архива автора. Портрет юного музыканта на фоне века Г. Копытова Яша Хейфец в России. Из истории музыкальной культуры Серебряного века. СПб.: Композитор, 2004 Великий скрипач Яша Хейфец (1901-1987) прожил большую и яркую жизнь, границы которой охватывают почти весь XX век. Волею судьбы его биография оказалась поделенной на две части: первые шестнадцать с половиной лет он прожил в России, остальные семьдесят — в США. Несмотря на несопоставимость по времени, оба жизненных периода одинаково важны. Российские годы — детство и ранняя юность, этапы роста и взросления, годы формирования исполнительского стиля. Американский период — время прорыва к зрелому исполнительскому мастерству, оказавшему воздействие на скрипичное искусство XX века, время триумфа и мировой славы. Но начало начал все-таки — в России. Книга Галины Копытовой — первая масштабная книга о величайшем скрипаче XX века — посвящена российскому периоду жизни Хейфеца — от рождения до отъезда в 1917 году в Америку, а также единственным его гастролям в СССР в апреле 1934 года. В книге использованы основные источники отечественной и западной хейфецианы как исследовательского, так и мемуарного характера. Но сама тема — российские годы Хейфеца — предопределила опору преимущественно на документальные материалы и главным образом на документы российского периода. Увлекательное повествование о годах становления великого скрипача, о людях, которые влияли на него и на которых оказывал воздействие он сам, основано на письменных и устных воспоминаниях потомков и родственников Хейфеца с привлечением сотен рецензий, выявленных в отечественной и зарубежной прессе начала XX века.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!