СКРИПАЧ - РОМАНТИК

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 5096
9 и 10 мая в Москве в концертах, посвященных 60-летию Победы над фашизмом, принимал участие уроженец Дании, израильский скрипач Николай Цнайдер, заслуживший репутацию музыканта, идущего в искусстве своим собственным путем. Как справедливо отметил английский журнал Gramophone, "в мире, в котором второй сорт часто считается достаточно хорошим, цель Николая Цнайдера — продолжать стремиться к предельному совершенству, по-видимому, невозможному".
9 и 10 мая в Москве в концертах, посвященных 60-летию Победы над фашизмом, принимал участие уроженец Дании, израильский скрипач Николай Цнайдер, заслуживший репутацию музыканта, идущего в искусстве своим собственным путем. Как справедливо отметил английский журнал Gramophone, "в мире, в котором второй сорт часто считается достаточно хорошим, цель Николая Цнайдера — продолжать стремиться к предельному совершенству, по-видимому, невозможному". Цнайдер исполнил пьесы Чайковского "Размышление" и "Вальс-скерцо", вторую часть "Концертной симфонии" Моцарта для скрипки и альта (вместе с Ю. Башметом) и скрипичный концерт Брамса, написанный после поездки композитора в Италию в 1878 году. Брамс всегда восхищался скрипичным концертом своего кумира Бетховена и долгие годы мечтал создать что-нибудь похожее. Но только в 45 лет он отважился написать скрипичный концерт ре мажор (в той же тональности, что и концерт Бетховена), следуя традициям венских классиков: трехчастное сочинение с развернутой партией сольной скрипки и мощным симфоническим аккомпанементом. Обычно скрипачи подчеркивают монументальность этого сочинения и его связь с концертом Бетховена. Цнайдер, лирик по природе, как бы отталкивается в исполнении Брамса от концертов Моцарта и Гайдна и подчеркивает, что музыка Брамса — это венская музыка. В игре Цнайдера героическое и эпическое начала ушли на второй план, его скрипка поет нежно и тонко, как дивный человеческий голос, рассказывает о чем-то давно минувшем и прекрасном. Piano его почти бестелесно. Романтический флер музыки Брамса только иногда, как фон, проявлялся в оркестровой партии. Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева аккомпанировал очень чутко, улавливая и оттеняя все "движения" солиста. Третья часть брамсовского концерта у Цнайдера — это танец, но не в венгерском стиле, как задумано Брамсом и как обычно исполняют скрипачи, а веселый и шутливый, скорее напоминающий клезмерскую игру еврейских оркестров прошлого. Как нашел скрипач эти изысканно-нежные интонации — остается загадкой. Такого Брамса мы никогда раньше не слышали. Пьесы Чайковского, сыгранные Цнайдером, исполняются очень часто, они "заиграны", но скрипачу удалось "открыть" их заново. Под его смычком они прозвучали очень свежо: довольно медленные темпы в "Размышлении" и порхающие звуки скрипки в "Вальсе-скерцо" нежно лились в зал, то сливаясь с оркестром, то отдаляясь и замирая. В Andante Моцарта, исполнявшемся Цнайдером совместно с Башметом, он покорил слушателей изысканным звуком, бесподобным legato и проявил себя как чуткий ансамблист. Николай Цнайдер родился в 1975 году в польско-израильской семье. Рассказывает Николай Цайдер: "Мой отец руководил рок-ансамблем в Польше, а мать — пианистка. Они внушили мне чувство великодушия — раздели последний кусок хлеба с другом... А также чувство смирения — делай всю работу, чтобы служить музыке, не ради себя, а ради композитора. Поэтому я так долго готовлюсь к концертам..." Процесс, включающий изучение произведения, подготовку к записи, репетиции, занимает у музыканта год. Первым его педагогом музыки в Израиле была Илона Фехер, затем занятия продолжились у Милана Витека в Датской королевской академии музыки, а позже в Джульярдской школе под руководством известного педагога Дорати Дилей. В 1992 году, когда Николаю было 17 лет, он завоевал первую премию на международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена. Вскоре после этого он продолжил учебу в Венской консерватории в классе профессора Бориса Кушнира, эмигранта из России, воспитавшего многих талантливых скрипачей. Рассказывает Николай Цнайдер: "Мою учебу и выступления можно разделить на две части — до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было 18 лет и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый и удачливый парень и довольно наивный, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания". Цнайдер — очень высокий, атлетически сложенный очаровательный молодой человек, постоянно занимающийся спортом. Когда он говорит, в его речи проскальзывают спортивные сравнения: "Хороший спортсмен всегда хорошо подготовлен и знает все заранее. Поэтому я говорю, что готовлюсь к концертному выступлению подобно атлету. Когда я впервые начал заниматься с Кушниром, он сказал мне: "Что бы ни случилось, не забывайте — я не смогу забрать у вас вашу музыкальность. Надо включить ее в процесс учебы и подготовки к концертам". Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры. Мы работали над Третьим скрипичным концертом Сен-Санса около года, и я с ним выступил на международном конкурсе имени Королевы Елизаветы в Брюсселе". Это было триумфальное выступление. На этом конкурсе в 1997 году Цнайдер получил золотую медаль. Многие музыковеды и члены жюри, включая сэра Иегуди Менухина, отмечали необычность и новизну его интерпретаций, "возвращающих слушателей к величайшим скрипачам старого времени". Сам Цнайдер любит разную музыку, в том числе поп-музыку. Обожает слушать игру Артура Рубинштейна, особенно ноктюрны Шопена, записи В. Горовица, а из современных исполнителей — А. Бренделя. "Это помогает мне в моих поисках", — говорит музыкант. Цнайдер — один из самых востребованных скрипачей мира. Он выступает с лучшими оркестрами — Берлинским, Чикагским, Кливлендским, Нью-Йоркским, Лондонским филармоническим и с различными дирижерами — Баренбоймом, Маазелем, Янсонсом, Гергиевым, Ростроповичем и др. Первый его диск был выпущен на фирме EMI со скрипичными концертами Бруха и Нильсена в 2002 году. Сейчас у него эксклюзивный контракт с американской фирмой BMG, где он выпустил пока только два диска: один с концертами Глазунова и Прокофьева №2, а второй — со скрипичными миниатюрами Венявского, Сарасате, Изаи, с переложением ноктюрнов Шопена и дивной пьесой Ахрона "Еврейская мелодия". К концу 2005 года готовится запись концертов Бетховена и Мендельсона с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. Он играет на уникальной скрипке А. Страдивари ex-Liebig 1704 года. Инструмент был предоставлен Датским Королевским театром при содействии фонда Knud Hojgaard Foundation. В отличие от многих других скрипачей-солистов Цнайдер мечтает играть в струнном квартете, уделять больше внимания камерному музицированию, сочинять музыку. Такой вдумчивый подход к своей профессии заметно выделяет его среди музыкантов его поколения.
ПОДРОБНОСТИ Посланец великой музыки В рамках фестиваля "Черешневый лес" в Москве выступал Немецкий симфонический оркестр Берлина под управлением выдающегося музыканта Владимира Ашкенази. Этот оркестр был организован в 1946 году в американском секторе Берлина и назывался "Оркестр немецкого радио". В 40-80-е годы им руководили замечательные музыканты Ф. Фричай, Л. Маазель, Р. Шайи. В 1989-1999 годы оркестром руководил В. Ашкенази. В 1993 году оркестр был переименован, теперь он называется "Немецкий симфонический оркестр Берлина". В 1996 году этот первоклассный коллектив под управлением маэстро В. Ашкенази произвел большое впечатление на московскую публику, исполнив 9-ю симфонию Малера. На этот раз были исполнены виолончельный концерт ? 2 Шостаковича и оркестровое переложение двух фортепианных сонат Скарлатти для духовых инструментов и литавр, а также произведения Равеля — сюита "Гробница Куперена" и цикл "Отражения", исполняемые довольно редко. В виолончельном концерте Шостаковича солировал впервые приехавший в Москву, но хорошо известный во всем мире американский музыкант Линн Харелл. Эту музыку оркестр исполнял мощно, развернув перед слушателями настоящий трагедийный эпос. Музыка Равеля сложная, требующая от исполнителей большой виртуозности. Оркестр играл в изысканном стиле, очень точно; отдельные небольшие соло для деревянных духовых инструментов звучали нежно и трепетно. Жест маэстро — скупой и выразительный — был предельно ясен, и в целом игра оркестра была полна блеска, хотя надо заметить, что Ашкенази уже несколько лет не выступал с этим оркестром, а перед концертом была только одна часовая репетиция. Владимир Ашкенази родился в музыкальной семье. Его отец Давид Ашкенази был известным в Советском Союзе пианистом-аккомпаниатором, более полувека выступавшим с ведущими эстрадными исполнителями — И. Кобзоном, К. Шульженко и другими. В. Ашкенази окончил Московскую консерваторию у профессора Льва Оборина и очень быстро заслужил известность и любовь слушателей. В 1955 году он стал лауреатом международного конкурса имени Шопена. В конце 60-х годов, женившись на англичанке, уехал в Англию и успешно выступал там вначале как пианист, а затем и как дирижер. Многие годы он руководил Королевским филармоническим оркестром Великобритании, выступал как солист с лучшими оркестрами мира. В 80-е годы был лишен советского гражданства. В течение последних лет Ашкенази не раз приезжал в Россию с различными западными оркестрами. У него огромный репертуар, он дирижирует сочинениями различных эпох и стилей. Он желанный гость на всех континентах. И радостно было вновь услышать его в России.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции