БЛАГОСЛОВЕНИЕ БИЛАМА

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3289
Великий Рамбам в конце своего законодательного труда «Мишне Тора» (раздел «Законы царей», начало гл. 11) утверждает, что приход Мошиаха неизбежен, поскольку это непреложный закон Торы, о чем имеются свидетельства в самом тексте Торы. А в качестве подтверждения своих слов он приводит... пророчества Билама (Валаама) (см. «Бемидбар», или «Числа», 24:17). Там же Рамбам поясняет, что в одних случаях его слова следует относить к «первому Избавителю» — царю Давиду, а в других — к нашему времени, к Царю-Мошиаху из рода Давида.
«Вижу его — но не сейчас» Великий Рамбам* в конце своего законодательного труда «Мишне Тора» (раздел «Законы царей», начало гл. 11) утверждает, что приход Мошиаха неизбежен, поскольку это непреложный закон Торы, о чем имеются свидетельства в самом тексте Торы. А в качестве подтверждения своих слов он приводит... пророчества Билама (Валаама) (см. «Бемидбар», или «Числа», 24:17). Там же Рамбам поясняет, что в одних случаях его слова следует относить к «первому Избавителю» — царю Давиду, а в других — к нашему времени, к Царю-Мошиаху из рода Давида. «Вижу его — но не сейчас» — здесь речь идет о первом помазаннике — царе Давиде. «Наблюдаю его — но он не близко» — это Царь-Мошиах. «Восходит звезда от Яакова» — это царь Давид. «И восстает скипетр от Израиля» — это уже Царь-Мошиах. И далее: «И сокрушит он пределы Моава...» и т.д. Но это всего лишь слова и предсказания, притом из древних источников. А вот реальные события уже нашего времени. 18 июля в Басманный суд Москвы было подано очередное (!) заявление от г-на Назарова, в котором он выдвигает ряд обвинений в адрес «еврейской стороны» и заканчивает требованием запретить все еврейские организации (особенно ему не угодили РЕК, ФЕОР и КЕРООР и их лидеры) на основании ст. 282 УК РФ (закон «О противодействии экстремистской деятельности», 2002) и ст. 13-5 Конституции РФ («запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»). На это раз утверждается, что собрано всего 15000 (!!) подписей, а еще несколько тысяч находятся «в пути». В данном случае Назаров возвращается к своему предыдущему заявлению, так называемому письму пятисот, направленному в прокуратуру в начале года с просьбой о возбуждении уголовного дела против... свода еврейского закона «Шулхан Арух» как носителя человеконенавистнической морали. Недавно вышло постановление прокуратуры, в котором в возбуждении уголовного дела было отказано. И вот новая попытка. При этом многие задаются вопросом: почему это случилось именно сейчас? Конечно, трудно утверждать наверняка, чем руководствовались автор этого заявления и его многочисленные подписанты. Но мы-то знаем, что даже Зло в этом мире находится во власти Творца и подчиняется законам Торы. Может быть, кто-то помнит, что в тот раз выступление «группы товарищей» (тогда им удалось собрать около 500 подписей) совпало с главой, где говорилось о непримиримой вражде одного из наших древних ненавистников — Амалека, которого по праву можно считать родоначальником антисемитизма как явления. На этот раз заявление было сделано 18 июля (11 Тамуза), то есть спустя всего два дня после того, как мы закончили читать главу «Балак» («Валак»), на которую ссылается Рамбам. И одновременно накануне праздника Освобождения предыдущего Ребе, который отмечался на следующий день — 12 Тамуза. Поэтому попробуем взглянуть на эту историю глазами Торы и проанализируем ее в свете нашей недельной главы и событий той недели. «Пойди, прокляни мне народ Израиля, ибо он сильней меня» Начинается она с того, что «увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль с эмореями (аммореями) («Бемидбар», или «Числа», 22:2). Как известно, вначале Израиль отправил к Сихону (Сигону), царю эмореев, послов с вежливой просьбой пройти через его страну, не причиняя никакого вреда земле и ее ресурсам, о чем подробно говорится в предыдущей главе (21:21). Но когда Сихон ответил категорическим отказом, а потом еще собрал весь народ свой и выступил против Израиля, он был разбит, а его страна покорена. Вот тогда «и затрепетал Моав (моавитяне) перед народом Израиля, потому что он был многочисленный, и устрашился Моав сынов Израиля» («Бемидбар», или «Числа», 22:3). Другими словами, Балак испугался вторжения израильтян на «его территорию». Вот как описывает он последствия этого (22:4): «Теперь слижет это собрание все вокруг, как слизывает вол траву полевую». Хотя и на этот раз у евреев не было никаких дурных намерений, ведь, как известно, Всевышний запретил им трогать моавитян. Но это не успокоило Балака, который, согласно традиции, ненавидел еврейский народ лютой ненавистью. Балак-Назаров тоже ненавидит евреев (хотя и отрицает это) и тоже боится нашествия евреев на бедную Россию. Печальные последствия этого «нашествия» он описывает не менее образно, чем его библейский предшественник, поэтому пишет в своем заявлении о «их присутствии во властных структурах», «разрушительных последствиях их деятельности», «зарубежном вмешательстве во внутренние дела РФ» и т.д. Далее, не веря в собственные силы, Балак обращается к великому магу и прорицателю Биламу, который обладает особыми духовными полномочиями. Согласно устному преданию, он вначале поинтересовался у мидьян: «В чем сила их лидера — Моше?» И когда услышал, что «сила его в устах», которыми Моше обращается к Всевышнему, то решил обратиться к тому, кто тоже «силен своими устами» — провидцу Биламу (22:6): «Приди, прокляни мне Израиль!..» И наш «Балак», панически боясь засилья евреев, последовал примеру своего древнего предшественника и обратился к современному могущественному покровителю, «сила которого в устах его» — в Генеральную прокуратуру к Устинову: «Приди, прокляни мне Израиль...» В современной трактовке: «Возбуди уголовное дело против еврейских общин». А то, что наш «Билам» действительно обладает серьезной силой, мы видим на примере недавнего «дела Ходорковского». Надо сказать, что библейский Билам ненавидел еврейский народ не меньше, чем сам Балак. И когда он с готовностью откликнулся на просьбу Балака проклясть Израиль, то сделал это вовсе не потому, что Балак пообещал ему большое вознаграждение, а из «идейных соображений». Хотя лично ему евреи ничем не угрожали. Но всей душой желая проклясть еврейский народ, Билам в результате его... благословил. Более того, самые великие благословения прозвучали из уст нашего ненавистника Билама! Поскольку именно эти слова вложил в его уста Всевышний, который и является истинным источником всех благословений. И наша Генпрокуратура, которую трудно заподозрить в особых симпатиях к евреям, послушно (точнее, по воле «свыше», как и Билам) «благословляет» (то есть оправдывает) еврейский народ, отказав в возбуждении уголовного дела. Столь же бесславно, как для древнего Балака, закончилось это дело и для Назарова. «И обратит Всевышний тебе эти проклятия в благословения» Но Балак все же оставил свой след в истории еврейского народа. Его потомком является... моавитянка Рут (Руфь), от которой происходят царская династия и ее родоначальник — царь Давид! Поразительный факт: один антисемит всем сердцем хотел проклясть еврейский народ, а в результате дал ему самые великие благословения. Другой хотел его уничтожить — и дал ему великого царя, основателя царской династии, которая приведет нас к Мошиаху! Мы не сомневаемся, что все усилия современных «балаков» и «биламов», чем бы они ни руководствовались в своих действиях, в результате пойдут только на пользу еврейскому народу. Какие бы черные планы они ни вынашивали, в конечном итоге из этого выйдут одни лишь благословения. И наша святая Тора и упомянутая недельная глава тому гарантией. И еще сказали наши мудрецы по этому поводу: «Злодеи находятся во власти своих страхов». Эти люди не просто боятся еврейского народа, от страха они теряют голову и даже не понимают, как смешны и жалки они в своем невежестве и своей бессильной злобе. «И ночь воссияет, как день» («Псалмы», 139:12) Действительно, неожиданный вывод! Но не для того, кто изучает хасидскую философию. Там это явление получило название (см. «Тания», гл. 12): «Преимущество света, извлеченного из тьмы» — святые благословения из нечистых уст! Этот свет обладает особой силой и способен противостоять духовной тьме. Неслучайно именно слова Билама, приведенные нами выше, Рамбам приводит в качестве цитаты из Торы, в которой говорится о временах Мошиаха. А сегодня мы видим подтверждение этого в реальных событиях, происходящих вокруг нас. Символичен и еще один факт — это заявление было подано накануне праздника Освобождения Ребе Иосифа-Ицхака Шнеерсона, о котором мы не раз писали на страницах «Алефа». Ребе неоднократно подчеркивал чудесный ход тех событий (лето 1927 года), когда благодаря тем же самым силам, по указанию и посредством которых Ребе был арестован, в конце концов он был полностью оправдан и выпущен на свободу. И этому освобождению способствовала советская власть! Воистину: «И обратит Всевышний тебе эти проклятия в благословения» («Дварим», 23:6). «Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным» Пусть же сбудутся все «пророчества» нашего «Билама»-Назарова и пусть все то, что он выдумал и что ему привиделось со страху относительно влияния еврейской общины на общественную, духовную и политическую жизнь страны, станет реальностью. А закончим мы словами из той же книги Рамбама (конец гл. 12): «Не для того страстно желали наши Мудрецы и Пророки прихода Мошиаха, чтобы властвовать над миром и подчинить себе другие народы. И вовсе не для того, чтобы их превозносили и прославляли за их мудрость и добродетели. И уж точно не ради тех всевозможных благ, которые обещаны нам в будущем и которых будет тогда в избытке. А ради только одной цели стремились они к временам Мошиаха: чтобы быть наконец полностью свободными от повседневных обязанностей и иметь возможность посвятить себя целиком изучению Торы и мудрости». И чтобы больше ни один антисемит и скинхед не мешал и не отвлекал нас от этого святого занятия. Поскольку в те времена уже не будет никаких антисемитов, хотя в это и верится с трудом. Напротив, все человечество будет служить единому Творцу в едином порыве, как сказано («Цефанья», или «Софония», 3:9): «Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным, чтобы все призывали Имя Г-спода и служили ему сообща». Вскоре, уже в наши дни!
* Рамбам (Маймонид) (1135 — 1204) — рабби Моше бен Маймун, один из величайших еврейских мудрецов, философов и законодателей. Родился в Испании (Кордова), долгое время жил в Каире, был главой еврейской диаспоры в Египте и личным врачом султана. Похоронен в Израиле (Тверия). Главный труд: «Мишне Тора» («Повторение Торы»), «Яд-га-Хазака» («Мощная десница») — первый полный 14-томный свод еврейского Закона.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции