ДАВИД ТУХМАНОВ: «ЧАЕВЫЕ В ГЕРМАНИИ Я НЕ БРАЛ — МНЕ ИХ ДАВАЛИ»

 Дмитрий Мельман
 24 июля 2007
 5084
Давид Тухманов — человек-парадокс. 15 лет назад, когда его музыка разливалась по всем радиоточкам страны, прославленный композитор вдруг решился на отчаянный фортель. Влюбленный в него Союз он променял на чужую и холодную Германию, успех — на свободу, концертные залы — на фойе ресторана, овации — на чаевые, а легкий жанр — на громоздкий. Теперь классик советской эстрады живет на три страны, время от времени судится с музыкальными пиратами и сочиняет оперу. Недавно отметил 65-летие. В Израиле.
Давид Тухманов — человек-парадокс. 15 лет назад, когда его музыка разливалась по всем радиоточкам страны, прославленный композитор вдруг решился на отчаянный фортель. Влюбленный в него Союз он променял на чужую и холодную Германию, успех — на свободу, концертные залы — на фойе ресторана, овации — на чаевые, а легкий жанр — на громоздкий. Теперь классик советской эстрады живет на три страны, время от времени судится с музыкальными пиратами и сочиняет оперу. Недавно отметил 65-летие. В Израиле. В Берлине «День Победы» не поют — Давид Федорович, нарочно сбежали со своего юбилея так далеко? — Да нет, так происходит каждый год. Моя дата приходится на июль, а лето мы обычно проводим не в Москве. Поэтому нет, не специально. — Но это же не простая дата — надо было собрать коллег, друзей? — Мы и собрали. В Израиле у нас с женой есть несколько друзей, отметили в хорошем ресторане. — Вы по натуре компанейский человек или одиночка? Тишина или звон бокалов ваша стихия? — Профессия композитора в какой-то мере двойственная. С одной стороны, требует уединения: в кабинете, в студии. С другой — связана с большим количеством контактов. Мой характер, по-моему, с такой двойственностью совпадает идеально. «Напрасные слова» — Вопрос, который наверняка слышал каждый композитор. Как сочиняется музыка? Ну, хоть вы можете на него ответить? — Нет, этого и я не знаю. Какую работу нужно провести чисто практически, как музыку записать и аранжировать — рассказать могу. А как рождается сама мелодия — вот это объяснить довольно трудно: процесс достаточно непонятный и иногда даже мистический. — А известные исполнители не названивают, не просят сочинить какой-нибудь очередной хит? — А смысл? Они ведь знают, что это не ко мне. — То есть песня, банальный шлягер — уже не ваш уровень? — Не в этом дело. Песня — довольно большая часть моей жизни. Но она прошла. Сейчас я пишу оперу, которая называется «Екатерина Вторая». Уже около года над ней работаю, нахожусь как бы на середине пути. И надеюсь, если все будет хорошо, закончить это сочинение. — Извините, не в курсе — это ваша первая опера? — Да, как оперное произведение — первое. Хотя уже сейчас, когда показываю некоторые куски своим друзьям, начинаются споры — что это: опера или мюзикл. Мне бы хотелось, чтобы это была опера. «Как прекрасен этот мир» — Где лучше пишется: в России или за границей? — В России, там более привычный режим жизни. А за границей, особенно летом, никак нельзя отделаться от ощущений, что ты на курорте. Тем не менее я пытаюсь что-то делать и здесь. — Давид Федорович, история, конечно, давняя. Но какая главная причина того, что в 90-м году вы переехали жить в Германию? — Трудно сказать. Скорее всего, мне просто захотелось пожить там и посмотреть мир. То, чем советские люди были в достаточной мере обделены. Да и много читал про художников и композиторов прошлого, которые часто уезжали жить за границу, и это было только на пользу их творчеству. Ко всему прочему 90-й год: беспролазная рутина, режим, который порядком уже надоел. Так что в определенной мере это был и внутренний протест. Но эмигрантом себя никогда не считал. Просто был период длительного, скажем так, путешествия. — Правда, что ради хлеба насущного вам приходилось выступать в немецких ресторанах, играть там на пианино? — Ну и что. Чтобы заработать деньги, всякая работа хороша. Не говоря уж о том, что в Советском Союзе почему-то игра в ресторане считалась занятием третьего сорта. А в Кельне, когда люди узнавали, что я играю по ресторанам и отелям, мне говорили, что это очень хорошая и престижная работа. Тем более что при всей своей известности в СССР на Западе я был абсолютно неизвестен. Занимался же не классическими жанрами, которые более экспортируемы, а советской песней, которую в Европе не знали, не знают и не будут знать. Кроме разве что «Катюши» и «Подмосковных вечеров». — А зарабатывали прилично? — Достаточно для того, чтобы нормально жить. Без излишеств, конечно, но вполне. — А чаевые брали? — Вообще-то обычно их дают, а не берут. Естественно, мне их давали. Сколько? Уже не помню. Старался как-то на этом не зацикливаться. Кроме того, у меня не было какой-то постоянной работы, играл время от времени, даже не так часто, как нужно было, ведь еще и продолжал заниматься сочинительством, кое-что делал для оркестров телевидения и радио. Но самое главное — я по-прежнему продолжал зарабатывать музыкой. — А немцы знали, что за роялем — тот самый человек, который написал гимн Победы? — А они не знают гимн Победы. — Даже в Берлине? — Я не знаю, какие нужно проводить опросы на эту тему. Зато прекрасно отдаю себе отчет, что никакого имени у меня в Европе не было и сделать его уже нельзя. Скажем так, поздновато. «Мой адрес — Советский Союз» — Возвращаться было сложнее, чем уезжать? — Нет, ничего сложного не было. В первый раз я приехал в Москву в 1994-м, потом стал приезжать чаще. А с 98-го года уже живу в Москве. Конечно, попал в совершенно другую страну. — Спустя четыре года узнали Москву? — Узнал. Она была в плохом состоянии, еще хуже, чем до моего отъезда. Но сейчас, надо сказать, Москва выглядит вполне прилично. — За семь лет не успели пожалеть о возвращении? — Нет, все нормально. Тем более я могу жить там, где мне нравится. С этим сознанием намного приятней. — Теперь, если не ошибаюсь, вы живете на три дома? — В Германию, я думаю, через некоторое время ездить перестану. Там мне становится трудно. Скорее всего, мы будем жить в Москве и иногда ездить в Израиль. У меня жена израильтянка. «Остановите музыку» — Последнее время ваше имя часто упоминалось в связи с различными судебными процессами. С телеканалом «Россия» судитесь, потому что они урезали ваш концерт, со звукозаписывающими студиями — за то, что незаконно тиражируют ваши песни. — Могу лишь сказать, что сам судебными делами не занимаюсь и никогда бы не стал тратить на это время. Но поскольку есть доверенные лица — юристы, адвокаты, я только приветствую эту ситуацию. Совсем ничего не делать в этом смысле было бы неправильно. Ведь это касается не только меня, но и других авторов, чьи права здесь нарушаются. А во всем, считаю, должен быть порядок. — Россия в этом плане — страна беспорядочная. Порядку в Германии научились? — Ну, в принципе — и без Германии люблю, чтобы все стояло на своих местах. По моему характеру, так жить удобнее и приятнее. Но в данном случае речь идет не о каком-то порядке в доме, а о куда более важных вещах. Мы, авторы, не ходим на работу, мы живем исключительно со своих гонораров. И, естественно, недополучаем в результате неправомерных действий неких неизвестных нам лиц. Надо восстанавливать порядок. По возможности. — И все-таки денежный вопрос здесь — главный? — Ну, я ведь не питаюсь воздухом. Может, есть любители, для которых сочинять или писать — большое удовольствие и хобби. А я профессионал, и других источников дохода у меня нет. — Еще один судебный процесс был по поводу использования ваших мелодий в качестве звонков на сотовых телефонах. Вот у меня на мобильном ваш «День Победы». Я вас этим оскорбляю или, наоборот, выказываю пиетет? — Это вполне нормально. Песня существует, кто-то ее любит слушать, кто-то — петь, а кто-то закачивает в телефон. Это уже не имеет ко мне отношения. «Эти глаза напротив» — Давид Федорович, композиторы — народ влюбчивый? — Не знаю, за других сказать не могу. — Так скажите за себя. Нужна Муза? — Я в своей жизни много влюблялся. Но непосредственно к моей работе это как-то не относилось. — Максим Дунаевский семь раз был женат. А вы? — Я третий раз. В этом плане отстаю от Дунаевского. — Вы встретили свою Любовь. Я имею в виду вашу супругу Любовь Викторовну. Это последняя любовь? — Надеюсь, что да. — С ней вы познакомились в Израиле? — Нет, в Германии. Дело в том, что Люба — пианистка, музыкант, певица. И она всю жизнь проработала в отелях, ресторанах, кафе. Собственно говоря, там мы и познакомились. — Говорят, поздние романы — самые крепкие. — Хотелось бы так думать. Надеюсь на это.
Дмитрий МЕЛЬМАН, «МК» Печатается в сокращении



Комментарии:

  • 25 июня 2023

    Искандер

    Давид Фёдорович родился с моей мамой в один год, а со мной - в один день. Впервые я услышал его музыку в 1971-м году, моя мама работала тогда в санатории "Крутушка', и она очень любила Давида Фёдоровича, и как композитора, и как человека (у неё не было мужа, так как у нашей семьи было много врагов. Сейчас она находится в чеченском плену у этих отморозков. Хотя мама происходит из очень известного западноевропейского царского рода "Хэм". И половина европейской знати - это мамины прямые предки (по Хэму сыну Ноя), ну а другим она приходится внучатой племянницей (Симу и Йафету). Церковники тоже все наши родственники. Бетховен, например. И я не "заливаю".

    Я тоже гонимый с рождения. У меня нет семьи. Я живу в основном по лагерям для беженцев, уже с 2006-го года. После того, как шаймиевские отняли у нашей семьи абсолютно всё, включая крышу над головой.

    Но я не потерял человеческий облик, несмотря ни на что. Мою незаконнорожденную дочь прячут эти же силы, я не знаю, где она, и что с ней.

    И всё из-за того, что враги народа мстят нашей семье, несмотря на то, что прошло уже более 100 лет с момента Октябрьской Революции.

    Они смешивают меня с говном и сейчас (я нахожусь в Голландии).

    Но что вот хотелось передать Давиду Фёдоровичу (а я ничуть не сомневаюсь, что ваш ресурс передаст ему моё сообщение).

    Напишу прямым текстом:

    Уважаемый Давид Фёдорович!

    В 1998-м году я услышал, как Вы хотели (кажется летнее интервью) поработать с композитором, который пишет рег-таймы. Я пишу их, одарённость к сочинительству у меня в наличии. Так вот, я хотел с Вами связаться, но вроде бы Вы тогда жили в Кёльне, а я никогда не был вход в богему, а тусовок я всегда сторонился, так как там всегда надо драться, а я слишком хорошо для России воспитан (я воспитывался дома, детский сад был мне противопоказан, меня сразу начинали затравливать (с подачи Этих). Ну вот, а когда я наконец, добрался до Кёльна, Вас там уже не было. Ну-ну, даже если бы Вы там и были, то вряд ли эта шантрапа подпустила бы меня для общения к Вам ("Кто ты, и кто - Он!"). Я прозябал в этом поганом городе (полагаю Вы меня поняли, о чём я, правильно, я о дульдунге) с 2017-го по 2023-й. И вот недавно мне физически уже стали выставлять колья и капканы эти "чудесные немцы". И я свалил оттуда, так как мне сказали, что статус мне не дадут. (Я начал с ними драться, с этим зверьём, они достали меня окончательно, особенно эти (которые учились в нашей с Вами стране за наши с Вами деньги).

    Меня обворовали там, если честно, и это закреплённый документами факт. Они отобрали у меня очень дорогую реликвию, так как Эти мне заявили, что (дословно) "Мы твою маму убили за твои делишки". Мне пришлось покинуть в итоге мой родной город, так как последнюю мамину квартиру у меня хитрыми путями оттянули (отобрали) бандиты.

    Но вот только что я узнал, что мы с Вами родились в один день, и я надеюсь, что Вы меня поймёте здесь. Я решил ничего не оставлять, а самую ценную ведь, которую мама просила меня не забирать, я был вынужден забрать. Так как мне выдали Свидетельство о её смерти, номер номерного захоронения, и справка из СледКома была честной.

    Извините меня за эти подробности, но мы с Вами очень похожи по характеру, я такой же "летящий" и "комета", и "Буратино" для этих шакалов в Российском бытии. Я хочу послать Вам парочку вещиц, которые не могу посылать на непроверенные эл.адреса. Мой адрес: mrechius@gmail.com, и, если Вам интересен подьём культуры в России, то Вы можете мне прислать на этот адрес другой адрес (желательно тоже оканчивающийся на gmail.com , и я вышлю их, свои сочиняшки, Вам с радостью.

    С глубочайшим уважением,

    Искандер Улумбеков, Echt, NL.



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции