ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3120
Недельные главы
«Раскрыть — раскрой ему ладонь свою, и дай ему по нужде его...» («Дварим», или «Второзаконие», 15:8) Во время молитв на Рош га-Шана и Йом Кипур мы несколько раз вспоминаем о трех важных заповедях, которые способны отменить предначертанное и изменить судьбу каждого из нас к лучшему: это глубокое раскаяние, искренняя молитва и бескорыстная помощь ближнему — «цедака». Об этой заповеди говорится особо. Она не требует специальных знаний, а лишь чуткого еврейского сердца и желания помочь другому еврею. Более того, наши Мудрецы утверждают, что народ Израиля будет спасен исключительно в заслугу заповеди «цедака». Мы желаем всем нашим читателям доброго и сладкого года и приводим некоторые высказывания наших Учителей об этой заповеди. Не отбирай у бедняка его бедность Сказано («Притчи», 22:22): «Не грабь бедного, ибо беден он». Что имел здесь в виду автор «Притч»? Разве бедного нельзя грабить лишь в силу его бедности? Конечно, нет! Ведь и богатого тоже запрещено грабить. Речь здесь идет о другом. Если ты сам не хочешь ему помочь — не помогай. Но не лишай его права быть бедным и просить подаяние у других.
(Ребе Зеев из Стрикова)

Промотавшие целое состояние Наши Мудрецы в свое время постановили (трактат «Ктубот», 50-а), что «даже если человек решил сделать особенно большое пожертвование, все равно оно не должно превышать пятой части всех его доходов». Зная это, мы можем легко оценить, насколько с тех пор измельчали люди. Ведь уже сам тот факт, что существовала насущная необходимость собраться и вынести такое постановление, означает, что в прежние времена действительно находились люди, которые были готовы пожертвовать все свое состояние на общинные нужды. Наверное, потому, что самым главным их состоянием были еврейские ценности и культура благотворительности и взаимопомощи. То состояние, которое мы, к сожалению, в течение многих поколений промотали. То, что положено свыше В Торе сказано («Дварим», 15:10): «Дать — дай ему», дословно: «Дай ему то, что ему положено». Но кем положено? Дающий «цедаку» должен понимать: то, что он дает ближнему, уже предназначено, то есть «дано» ему свыше, а ты в этом деле не более чем посредник, хотя и даешь, казалось бы, свои собственные, кровные, лично тобой заработанные деньги. Похожее выражение мы встречаем и в другой заповеди (22:1): «Помочь — помоги с ним». Смысл здесь тот же. Истинный помощник — сам Всевышний, а ты лишь исполнитель, которого выбрали свыше, чтобы помочь другому. Что, впрочем, тоже почетно и заслуживает уважения — быть «помощником» и «посланником» самого Царя! Семь недель утешения «Утешайте, утешайте народ Мой» («Ишайя», 40:1) Спуск — подъем Зачастую, когда с нами происходят трагические события, еврейская Традиция парадоксальным образом видит в этом скрытое благо. Иногда этот принцип выражают такой формулой: «Конечная цель падения — последующий подъем», который неизбежно следует за временными неудачами. Причем этот духовный подъем и рост дают возможность достичь неизмеримо больших высот, чем это было до начала падения. Беда в том, что во время самих испытаний мы не видим этого блага, которое скрыто за трагической канвой событий. И лишь потом, спустя некоторое время проявляется истинная, позитивная суть происходящего. Если так, то становится понятно, почему 15 Ава считается самым радостным днем. Ведь этот праздник приходит на смену посту 9 Ава — самому траурному дню в еврейском календаре, с которым связаны самые трагические события нашей истории. Причем 15 Ава не просто сменяет 9 Ава в календаре. Именно в этот день все трагические события, связанные с 9 Ава, получили свое разрешение и исправление. Вот главные из них: 15 Ава был отменен приговор, вынесенный Всевышним 9 Ава, согласно которому все поколение Исхода (старше 20 лет) обречено умереть в пустыне в течение 40 лет скитаний после Исхода из Египта. 15 Ава римские власти позволили наконец предать земле тела защитников крепости Бейтар — последнего оплота восставших, которая также пала 9 Ава. И наконец, согласно преданию, 15 Ава станет днем построения Третьего храма, который будет дарован нам взамен первых двух, разрушенных в разные века, но в один и тот же день — 9 Ава. Причем этот будущий Третий храм превзойдет своей славой и великолепием оба предыдущих и, главное, будет стоять века. «Положил Он предел тьме» («Иов», 28:3) Поражение — залог будущих побед Таким оставался для нас день 15 Ава в течение многих веков. Но мы живем в необычное время — эпоху Мошиаха, наполненную своими знаковыми событиями и символами. Поэтому не следует удивляться, что уже в наши дни этот скорбный список пополнился еще одним трагическим событием. Речь идет о преступной акции по ликвидации еврейских поселений в секторе Газы, проведенной по инициативе Шарона. Начало ее активной фазы было как раз приурочено к посту 9 Ава, а окончание (кстати, вопреки всем ожиданиям и прогнозам) совпало с 15 Ава и «Субботой утешения». Это означает, что к этим событиям применимо все то, что говорили наши Мудрецы по поводу других национальных трагедий, которые, как будто по заказу свыше, начинались в траурный день 9 Ава, а заканчивались 15 Ава. Поэтому и в этом случае, несмотря на всю тяжесть потерь и пережитое унижение, мы должны твердо верить, что все обернется к лучшему и утраченное вернется к нам сторицей, причем в самое ближайшее время. И арабам придется вернуть нам значительно больше, чем они приобрели в результате злой воли Шарона и тех, кто участвовал в этом преступном сговоре. И будем надеяться, что это позорное отступление было самой последней нашей утратой перед приходом Мошиаха. Будем надеяться, что ни одно зло в отношении Израиля не проходит безнаказанно. Может быть, так произошло и сейчас, когда возмездие настигло страны, которые причинили Израилю наибольший ущерб — Ирак и США. Трагедия на мосту в Багдаде привела к гибели тысячи паломников, а тайфун, обрушившийся на Новый Орлеан, унес жизни тысяч людей. Не будет большим преувеличением сказать, что стихия обрушила на Новый Орлеан такие же хаос и беззаконие, какие США в ходе своей военной интервенции обрушили на Багдад. Мы скорбим обо всех жертвах стихии, но не можем не увидеть в этом карающюю руку Творца. Эй, Израиль, больше жизни! Есть еще один важный знак, отличающий 15 Ава ото всех остальных дней в году: начиная с этого дня и дальше действует правило: «Всякий, кто добавляет, тому добавится». Дело в том, что с этого дня в Израиле ночи становятся длиннее и начинают превышать светлое время суток. А ночь традиционно у Мудрецов считалась временем, предназначенным для изучения Торы. Поэтому более точно эту мысль можно сформулировать так: «Начиная с 15 Ава тот, кто увеличивает время занятий Торой, тот увеличивает срок жизни». Поскольку именно Тора является для нас источником жизненных сил. Главное — помнить об этом и регулярно обращаться к этому неиссякаемому источнику. Вместо послесловия «Сотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие…» («Дварим», 11:26) Не остался в стороне и главный инициатор этих событий. Две главные цели преследовал Шарон, начиная реализовывать беспрецедентный план по ликвидации еврейских поселений в секторе Газы: одну официальную — якобы добиться прочного мира и стабильности, другую личную — избежать судебного преследования для себя и своего сына, которого обвиняют в финансовых махинациях. Но не зря говорится: «Человек предполагает, а Творец располагает». Не успели еще затихнуть баталии между сторонниками и противниками плана размежевания (так официально называется эта акция), как в Беэр-Шеве прогремел очередной теракт и в тот же день было возбуждено уголовное дело против сына премьер-министра Израиля. Два события, прозвучавших как эхо трагедии Гуш-Катифа, показали всю несостоятельность действий Шарона как в отношении надежды на мир с арабами, так и в отношении спасения от правосудия.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции