Н. БЕЛОХВОСТИКОВА И В. НАУМОВ: 33 ГОДА ВМЕСТЕ И СЧАСТЛИВЫ

 Владимир Нузов
 24 июля 2007
 4715
Они более трех десятилетий вместе — и дома, и на съемочной площадке. Семья Наумова и Белохвостиковой отличается почти легендарной сплоченностью, на всех светских мероприятиях они появляются исключительно втроем — с дочкой, и вообще всему остальному миру предпочитают общество друг друга
Они более трех десятилетий вместе — и дома, и на съемочной площадке. Семья Наумова и Белохвостиковой отличается почти легендарной сплоченностью, на всех светских мероприятиях они появляются исключительно втроем — с дочкой, и вообще всему остальному миру предпочитают общество друг друга. — Наталия Николаевна, начнем с сегодняшнего дня. Что у вас нового? — Я снимаюсь в картине Владимира Наумова «Джоконда на асфальте». В главной роли — наша дочь Наталья Наумова. В основе сюжета судьба молодой женщины, потерявшей в «горячей точке» мужа. С одной стороны, это — современная история, с другой — как все, что снимает Наумов, — это история, в которой много пластов: философских, человеческих, сюжетных и временны’х. Рядом с современными персонажами там живут и такие, например, как Леонардо да Винчи. А до этого я сыграла главную роль в картине «Год Лошади, созвездие Скорпиона». Фильм был показан на кинофестивале в Соединенных Штатах, в Сиракузах. Вместе с режиссером этого фильма Натальей Наумовой я побывала в вашей стране. После актерского образования она получила второе — режиссерское, это ее первая полнометражная картина. Я играла в «Годе Лошади...» бывшую цирковую артистку, наездницу. Судьба моей героини — драматическая, но в целом картина дает, мне кажется, надежду. По сценарию моя героиня вынуждена выкрасть свою лошадь из цирка, и вместе они оказываются на сутки в Москве, на ее запруженных машинами, загазованных улицах, совсем никому не нужные. Вместе они пытаются куда-то доехать... на трамвае, подняться домой на третий этаж, словом, мыкаются, пока не встречают человека (актер Ивар Калныньш), которому и дано перевернуть их судьбу. Кстати говоря, после картины эта лошадь оказалась никому не нужной и стала моей. — Прошло четверть века со смерти Владимира Высоцкого. Вы снимались с ним у Михаила Швейцера в «Маленьких трагедиях», правильно? Как вам с ним работалось? — «Маленькие трагедии» снимались в последний год жизни Высоцкого. Вплоть до того, что в эфир картина вышла 23 июля 1980 года, а 25-го он умер. Я понимала, с кем играю: его песни звучали отовсюду. Мой муж был хорошо знаком с Мариной Влади, я знала Володю через мужа задолго до совместных съемок в «Маленьких трагедиях». В общении со мной он был тихий, улыбчивый, с искрящимися глазами, очень теплый человек, чрезвычайно уважительный к партнеру. Поэтому работалось мне с ним прекрасно! Я всегда говорю: чем выше личность, чем она мощнее, тем она добрее к человеку, который находится в кадре визави. Он минимально тянет на себя, наоборот: больше отдает партнеру. — Еще с одной Личностью вы имели тесный творческий контакт — с Василием Шукшиным. Несколько слов, пожалуйста, о нем. — Я снялась впервые, когда мне было 17 лет, и Василий Макарович был первым моим партнером в кино. Он к тому времени был известным писателем, много играл, снимал. Когда я шла на первую репетицию с ним, ноги мои были ватные. Стояла зима, я подошла к комнате на студии имени Горького, мои замерзшие руки едва открыли дверь. В комнате, у открытого окна, стоял Василий Макарович. Он пытался закурить, руки его дрожали... И вот тогда у меня внутри все успокоилось! Он нервничал на репетиции ужасно, и это трепетное, святое отношение к профессии, ко всему, что с ней связано — простой ли репетиции, ответственным съемкам, — от него передалось мне и осталось со мной на всю жизнь. Моя первая картина «У озера» до сих пор в памяти зрителей, меня часто просят о ней рассказать и вспомнить людей, которые ее создали. — Вспомним вашего учителя Сергея Герасимова. Какой его фильм вам нравится больше всего? — Возможно, это не очень скромно, но я безумно люблю его картину «Красное и черное». Мне за нее не стыдно, как не было стыдно за нее и моим партнерам: Еременко, Маркову, Глебу Стриженову, да и самому Сергею Аполлинарьевичу. Картина совершенно потрясающе снята в изобразительном плане, четко выдержана во вкусовом, поэтому не устарела, смотрится современно. — Поговорим о делах давно минувших дней. Когда вы сказали вашим родителям о том, что собираетесь замуж за человека старше вас почти на тридцать лет, какова была их реакция? — Папа мой был дипломатом, мама — женой дипломата, поэтому мое сообщение о том, что я собираюсь замуж за Владимира Наумова, они приняли с дипломатической невозмутимостью (смеется). Точно так же незадолго до этого они мне не сказали «нет», когда я заявила, что хочу стать артисткой. Про себя-то они, наверное, решили, что я сошла с ума, потому что у нас в роду актеров не было, но вслух это прозвучало так: «Ты взрослая, тебе 16 лет, думай, решай...» Примерно так же было с замужеством. Родители узнали Владимира Наумовича намного раньше меня. Когда мне было 13 лет, папа был послом СССР в Швеции. И туда с делегацией кинематографистов приезжал мой будущий муж — кто бы мог тогда подумать! Поэтому проблем при замужестве у меня не было, мои мама и муж (папа давно умер) до сих пор большие друзья. — Вы можете что-то посоветовать в этой связи нашим читательницам и их родителям? Вы счастливы в браке? — Совсем скоро, в октябре, исполнится 33 года со дня нашей свадьбы. Хорошая цифра, правда? Вы первый представитель СМИ, кого я приглашаю на это торжество. Теперь о «неравном браке». Процитирую название одного из фильмов: «Никогда не говори никогда!» Молодой человек или девушка должны во всем разобраться сами, потому что как бы мы ни любили своих детей, нам не дано до конца ощутить, что они такое. Мы можем еще, просто прислушиваясь к ним, пытаться им помогать, но ни в коем случае не мешать. — Ваш муж — не только яркий режиссер, но еще и писатель, и художник... — Да, он написал не один сценарий, а художник Наумов просто замечательный. В ноябре в Пушкинском музее открывается выставка картин художников-кинематографистов, куда Ирина Александровна Антонова пригласила и его. До этого его персональные выставки проходили в Доме художника в Москве, в Японии, в Мюнхенской галерее имени Кандинского. — Вы недавно побывали в Америке. Что-нибудь хотите пожелать нашим соотечественникам здесь? — Если можно, через ваш журнал я передам привет Роману Каплану. Это сейчас он владелец «Русского самовара», а когда-то, давным-давно, преподавал в моей, 20-й школе английский язык. Я училась у него до восьмого класса и, кажется, была далеко не последней ученицей. Со своими родителями я много жила за границей и всегда очень хотела вернуться. Я понимаю, что жить вне России не могу. Люди же, живущие вне родины, совершили колоссальные поступки в своей жизни! И я хочу пожелать им главного — стойкости. Часть земли под названием Россия обладает невероятным притяжением, поэтому — приезжайте в Россию почаще, друзья! Желаю вам мужества, счастья и успехов на новой земле, которую вы обрели.
ИЗ ДОСЬЕ «АЛЕФА» Наталия Николаевна Белохвостикова Родилась в Москве в 1954 году. Народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР, снялась более чем в 30 кино- и телефильмах, среди них: «У озера», «Берег», «Тегеран-43», «Красное и черное», «Маленькие трагедии», «Легенда о Тиле», «Стакан воды», «Законный брак», « Десять лет без права переписки», «Белый праздник», «Год Лошади, созвездие Скорпиона». Владимир Наумович Наумов Родился в Ленинграде в 1927 году, кинорежиссер, народный артист СССР. Дебютировал в кино как режиссер в 1951 году. Все фильмы с 1951 по 1984 гг. поставил совместно с Александром Аловым. В 1961 году за антифашистский фильм «Мир входящему» режиссеры удостоились нескольких международных призов. Одна из лучших работ Алова и Наумова — поставленный по пьесе Михаила Булгакова фильм «Бег». После смерти Алова Владимир Наумов поставил фильмы «Выбор», «Десять лет без права переписки». С 1986 года Наумов — профессор ВГИКа. В марте 2002 года он стал первым президентом новой Национальной академии кинематографических искусств и наук. В Российской еврейской энциклопедии есть статья о В.Н. Наумове.
ПОДРОБНОСТИ Для съемок фильма «Джоконда на асфальте» Владимир Наумов привез из Венеции настоящую гондолу вместе с гондольером в костюме XVIII века и опустил эту гондолу в Москву-реку напротив Кремля. Никто не верил, что это возможно, кроме Тонино Гуэрра, который, хорошо зная Наумова, сказал: «Ты привезешь». Режиссеры Алов и Наумов снимали фильм, в котором была занята большая группа цыган. Один из постановщиков все время обращался к ним (видимо, ему казалось, так будет вежливее): «Товарищи цыгане, войдите в кадр!.. Товарищи цыгане, выйдите из кадра!.. Товарищи цыгане, все налево!.. Товарищи цыгане, все направо!..» В конце концов, один из цыган спросил его: «Товарищ еврей, а перерыв на обед когда?»


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!