ПИАНИСТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4383
В октябре 2005 года исполнилось 20 лет со дня кончины величайшего пианиста XX века Эмиля Григорьевича Гилельса. Слава его была всемирной, он олицетворял собой музыку, которую исполнял. Его взлет на концертную эстраду был ошеломительным, его концертная жизнь продолжалась более 50 лет.
В октябре 2005 года исполнилось 20 лет со дня кончины величайшего пианиста XX века Эмиля Григорьевича Гилельса. Слава его была всемирной, он олицетворял собой музыку, которую исполнял. Его взлет на концертную эстраду был ошеломительным, его концертная жизнь продолжалась более 50 лет. Эмиль Гилельс родился в 1916 году в Одессе. Его отец служил конторщиком на сахарном заводе, он рано овдовел и второй раз женился тоже на вдове. Сам Гилельс рассказывал о своих родителях и о своем детстве так: "Семья была большая. Отец и мать были вдовцами, когда поженились, имели уже детей от первых браков — две дочери у мамы и три сына у папы. Мы с младшей сестрой Лизой появились на свет последними и росли в окружении старших детей. В доме всегда было оживленно и весело. Ведь в те времена жили не так разрозненно, как живут теперь. Отец отличался редкой добротой, мягкостью и скромностью. Был аккуратным… и обладал каллиграфическим почерком, в том числе и нотным. Имел абсолютный слух. Пел иной раз псалмы на незнакомом мне языке. Мать в тяжелые годы взвалила на свои плечи все тяготы. Ею держался весь дом. Независимость, гордость и невероятная воля — вот что ей было присуще. Никто не должен был знать, что мы жили в нужде". С раннего детства мальчик проявлял большой интерес к музыке. В доме был старый рояль "Шредер", и ребенок пытался "играть" и что-то подбирать на инструменте. Родители обратили внимание на рано проявившуюся музыкальность мальчика, и когда ему не было еще четырех лет, отвели его к известному одесскому педагогу Якову Исаевичу Ткачу. Но занятия начались позже, в 1922 году. Я.И. Ткач — ученик знаменитого французского пианиста XIX века Рауля Пюньо, унаследовал от своего учителя принципы западной фортепианной школы, основанные на авторитарном направлении в обучении. Одним из этих принципов был: "Когда заработает мотор, запоет и душа". "Мотору", то есть приобретению технических навыков, Ткач уделял самое пристальное внимание. Он первым понял уровень музыкального дарования ребенка. Сохранился отзыв Ткача 1925 года: "Миля Гилельс, девяти лет, является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила мальчика замечательными руками и редким слухом... он родился исключительно для фортепианной игры. Когда он получит должное образование, СССР обогатится пианистом мирового масштаба". Читать и писать Миля научился к пяти годам. Чрезвычайно быстро шло и музыкальное развитие мальчика: и через год он уже играл сонаты Клементи, Моцарта и маленькие прелюдии Баха и вскоре поступил в музыкально-трудовую школу №3. Как пианист Гилельс двигался семимильными шагами, а в школе перешагивал через класс, например, из четвертого сразу в шестой. Было решено устроить ребенку сольный концерт, который и состоялся 11 июня 1929 года. (Через 50 лет, в 1979 году, юбилей этого события отмечался в СССР и за рубежом.) Программа концерта была сложная, совсем не детская: Патетическая соната Бетховена, сочинения Скарлатти, Мендельсона, Шопена и сложнейший этюд Листа. Концерт получил восторженные отзывы, все критики отмечали зрелость, виртуозность и законченность игры Гилельса. Несмотря на большие успехи, становилось ясно, что ему нужен учитель более широкого музыкального диапазона. Весной 1930 года Миля расстался с Ткачом. Расставание было трагическим. Вскоре он поступает в Одесскую консерваторию в класс Б.М. Рейнгбальд. Впоследствии Гилельс писал: "Таких учителей-музыкантов, которые шли бы на самопожертвование, в истории педагогики единицы. Я учился у трех педагогов. Один из них был истинным Учителем. Этим Учителем с большой буквы была Берта Михайловна Рейнгбальд". Она была дочерью известного одесского архитектора, человеком большой культуры, всесторонне образованным. Гилельс поступил в класс Рейнгбальд 13-летним подростком, упрямым и категоричным. У него уже были выдающаяся техника, необузданный темперамент, природный ум, но не было общей и музыкальной культуры. После сухой и суровой атмосферы в классе Ткача он попал в другой мир: высококультурный, интеллигентный, сердечный. В основе работы Рейнгбальд лежал принцип: "Не обучай, не изучив своего питомца". Она занялась общим музыкальным развитием Эмиля: он начал посещать концерты, оперный театр, читать книги, она ввела его в свое музыкальное окружение, в кружок музыковеда Б. Тюнеева, в котором часто играл органист Т. Рихтер, отец С. Рихтера, он посещал музыкальные вечера профессора М.М. Старковой, у которой учился друг детства Гилельса Яша Зак, в будущем его партнер по игре на двух роялях. В занятиях Рейнгбальд делала упор на лирические произведения. Перечень сочинений, выученных Гилельсом в ее классе за пять лет, впечатляет: Бах в обработке Бузони, Годовского и Зилоти, сонаты Бетховена, пьесы Шуберта, Брамса, Шопена и много произведений современных композиторов: Метнера, Прокофьева, Равеля. В 1932 году в Одессу на гастроли приехал ведущий пианист Запада Артур Рубинштейн. Его пригласили в консерваторию послушать молодых музыкантов. В своих мемуарах он пишет: "Директор консерватории представил мне небольшого роста рыжеволосого мальчика, который смущенно подал мне руку и тотчас же сел за рояль. После первых тактов "Аппассионаты" я почувствовал, что передо мной щедро одаренный талант. Я попросил его поиграть еще, и он сыграл, как законченный мастер, тогда еще мало кому известную пьесу Равеля "Игра воды". Я расцеловал его в обе щеки и спросил об имени: Эмиль Гилельс". Известный одесский педагог профессор П.С. Столярский пригласил Эмиля аккомпанировать сестре, Лизе Гилельс. Эта работа много дала Гилельсу и заложила основы его ансамблевой игры в будущем. В мае 1933 года он принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов в Москве. Профессор Ленинградской консерватории Л. Баренбойм вспоминал, как "на эстраду быстро вышел коренастый, совсем молодой юноша с золотисто-рыжей шевелюрой. Сразу же, не дав опомниться, он начал играть… и с первых же тактов повел за собой зал. Дело было не только в великолепном пианизме, сокрушающей виртуозности, но и в другом: в непривычном для аудитории завораживающем характере игры — всепобеждающей волевой активности, обузданной страсти, ясности мыслей, "ораторском" воздействии на аудиторию". "Выступление Гилельса на конкурсе — сильнейший стресс моей молодости, — вспоминал профессор Московской консерватории Я. Флиер. — Я абсолютно убежден, что уже в 16 лет Гилельс был пианистом мирового класса". Для жюри не было вопроса — Гилельс получил первую премию, а правительство наградило молодого музыканта денежной премией в размере 4000 рублей. Гилельс стал знаменит, критики и публика восхищались его игрой. В 1935 году он с отличием окончил Одесскую консерваторию. Но занятия с Рейнгбальд на этом не прервались, и в последующие годы он продолжал с ней встречаться и советоваться, часто ей писал. (Судьба Берты Михайловны сложилась трагически. Вернувшись в Одессу после освобождения города от оккупации, она столкнулась с огромными трудностями: не было жилья, работы, но самое главное — начались антисемитские нападки. Все это привело к тому, что в ноябре 1944 года она покончила с собой. Гилельс установил на ее могиле красивый мраморный памятник с надписью: "Дорогому учителю-другу".) С 1935 по 1938 годы Гилельс занимался в аспирантуре Московской консерватории у профессора Г.Г. Нейгауза. Занятия с ним были трудны для молодого пианиста. Нейгауз, не считаясь с самолюбием своего ученика, обнажал все недостатки его игры, называя их "одессизмами". Гилельс умел строить конструкции целого (это одна из сильных сторон его пианизма), а Нейгауз научил его ценить тонкости и детали, работать со звуком и играть больше "интеллектуальной" музыки. Но внутренняя общность, необходимая для отношений учителя и ученика, между ними не сложилась. В эти годы Гилельс принимает участие в международных конкурсах. В 1936 году в Вене он занял второе место. В 1938 году участвует в одном из сложнейших конкурсов — имени Э. Изаи, проходившем в Брюсселе. На конкурс съехались 95 пианистов из 23 стран, в жюри были музыканты мирового класса. Гилельс получил первую премию и 50 тысяч франков. Приехав в Брюссель малоизвестным Западу пианистом, он сразу стал мировой знаменитостью. Пораженный виртуозностью Гилельса, член жюри, выдающийся немецкий пианист, ученик Листа Э. Зауэр сказал, что за последние полвека он впервые слышит такое дарование. В 1938 году Гилельс закончил учебу и вскоре стал преподавателем, а позже профессором консерватории. Настала пора творческой зрелости и самостоятельности. После брюссельского конкурса поступили различные предложения о гастролях по Европе, но начавшаяся война прервала все контакты. Гилельс выступает в различных городах Советского Союза, и везде он — желанный гость. Еще с молодых лет Гилельс исполнял Первый концерт Чайковского. Это сочинение стало его "фирменным" знаком, он играл его во многих странах мира и записал со многими дирижерами. До сих пор исполнение Гилельсом этого концерта считается непревзойденным. В эти же годы он интенсивно играет сочинения советских композиторов, своих современников — М. Вайнберга, Ю. Крейна, Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др. С 1945 года Гилельс начинает широкую концертную деятельность в Европе. Во многих странах он был первым приехавшим туда советским артистом. Это были фестивали в Чехословакии "Пражская весна", в Италии "Флорентийский май", и, конечно, самым желанным гостем он был в Бельгии. Он был первым советским артистом, приехавшим в США в годы холодной войны и давшим там в 1955 году десять концертов. В Нью-Йорке он участвовал в концерте, посвященном 10-летию ООН. Дирижер Ю. Орманди, с которым Гилельс играл концерты Чайковского и Рахманинова, писал: "Гилельс — один из величайших пианистов, которых мне когда-нибудь приходилось слышать". Французские газеты писали: "К нам приехал великий Гилельс"; холодная английская публика стоя приветствовала его 17-минутной овацией; концерт в Италии не могли закончить, публика безумствовала, музыканта вывели через пожарный ход. Но Гилельс остается, как всегда, сдержанным, даже замкнутым. Его репертуар можно назвать гигантским: в 60-70-е годы он исполняет произведения 70 композиторов, а всего он сыграл более 400 фортепианных сочинений. Пианист включил в свой репертуар все три фортепианных концерта Чайковского, он буквально вернул к жизни Второй и Третий концерты, которые до него почти не исполнялись. Этот цикл он играл во всех странах на всех континентах. Существует несколько записей этих "возрожденных" шедевров. С 50-х годов Гилельс играет все концерты Бетховена — два вечера подряд. Они записаны на пластинки и CD со многими дирижерами. Эти записи считаются эталонными. Английский журнал "Пиано" назвал их бессмертными. "Для изъявления моих восторгов у меня не хватает слов", — писал Гилельсу под впечатлением от исполнения им бетховенских концертов Дмитрий Шостакович. Пианист играет много камерной музыки: в течение 15 лет он исполняет фортепианные дуэты с другом юности Я. Заком, скрипичные сочинения — со своей сестрой, прекрасной и тонкой скрипачкой Е. Гилельс, а затем создает трио со скрипачом Л. Коганом и виолончелистом М. Ростроповичем. Это трио великих музыкантов прославилось на весь мир, во время гастролей в Лондоне их назвали "бессмертные GKR". В 70-е годы начала выступать дочь Гилельса Елена, окончившая Московскую консерваторию по классу профессора Я. Флиера, и отец с дочерью стали играть фортепианные дуэты, часто исполняли концерт и сонаты Моцарта, сочинения Шуберта. На всем, что исполнял Гилельс, лежала печать его дара ощущать душевный мир исполняемого композитора. Для гилельсовского исполнения характерны благородное чувство меры, стройность, ясность замысла, точность и законченность. Он был удостоен всевозможных наград: звания народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии и др. Скончался Э. Гилельс 14 октября 1985 года в Москве от приступа диабета в результате врачебной ошибки. Он оставил нам свои бессмертные записи, и новые поколения слушателей могут приобщиться к этой сокровищнице.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции