Печать свободы
М. Соколянский.
Конечно в Одессе.
Одесса: Оптимум, 2005
В письме видному адвокату и общественному деятелю Оскару Грузенбергу, который просил Владимира (Зеэва) Жаботинского изложить основные сведения о себе и своем жизненном пути, Жаботинский писал: "Родился 5 (18) октября 1880 г. на углу Базарной и Ремесленной. Конечно в Одессе…" В одной из статей он говорил: "Место, где мы родились, не всегда есть наша родина. Моя историческая родина не на этих берегах; но я всегда очень любил Одессу и даже когда покину ее, не разлюблю…" В автобиографической книге "Повесть моих дней" Жаботинский назвал Одессу одним из главных факторов, "наложивших печать свободы" на его детство.
У биографической повести, написанной профессором Марком Соколянским и изданной в Одессе к 125-летию со дня рождения Жаботинского, есть подзаголовок: "Малая родина Вл. Жаботинского". В Одессе прошли детство и юность Жаботинского, здесь он стал журналистом, начал делать первые шаги в литературе, впервые задумался о судьбах мирового еврейства. Книга посвящена одесскому периоду жизни писателя и общественного деятеля, в ней рассказывается о его семье, окружении, первых литературных опытах, начале общественной деятельности. Подробно освещается роль родного города в процессе становления Жаботинского как выдающегося политического деятеля и талантливого писателя. Уделяется внимание присутствию Одессы и в литературном творчестве автора романов "Самсон Назорей" и "Пятеро".
"Ничто на Земле не проходит бесследно…"
В. Рецептер.
Жизнь и приключения артистов БДТ.
М.: Вагриус, 2005
Роман Владимира Рецептера, творческая биография которого в течение многих лет была связана с Большим драматическим театром (БДТ) и его создателем Г.А. Товстоноговым, частями публиковался в журнале "Знамя": в номерах 3,4 за 2001 год под названием "Ностальгия по Японии" и в номерах 7,8 за 2004 год под названием "Гастрольный роман".
Внешняя канва книги гастроли БДТ в Японии. Но одновременно с воспоминаниями об этих гастролях автор размышляет о судьбе театра, рассказывает о разных событиях в театральной жизни и судьбе актеров, режиссеров и других работников БДТ об их успехах и провалах, амбициях и подозрениях, страстях и интригах. И. Смоктуновский. О. Борисов, С. Юрский, О. Басилашвили, П. Луспекаев… Рецептер размышляет о феномене, имя которому Товстоногов. "Забудут наши лица, голоса и сколько нас было…" писал Чехов. Рецептер не хочет, чтобы это случилось, им движет стремление сохранить для следующих поколений то, что происходило с ним, с театром, с его товарищами по творчеству. И мы должны быть благодарны талантливому актеру и писателю Владимиру Рецептеру за это стремление.
Хасиды и Катастрофа
Я. Элиах.
Б-г здесь больше не живет. Хасидские истории эпохи Катастрофы.
Москва; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2005
Эта книга первое крупное собрание хасидских историй, связанных с опытом Катастрофы, и первое собрание историй, героями которых являются не только мужчины, но и женщины. Причем женщины появляются в этих текстах не как жены, сестры или дочери хасидских деятелей, а как самостоятельные личности, обладающие незаурядной верой и мужеством.
Все истории делятся на четыре части, отражающие четыре периода в жизни жертвы и в ее борьбе с цивилизацией, которая развязала против нее войну, чтобы уничтожить сначала духовно, а потом и физически. Четыре структурообразующие категории этой книги "Предки и вера", "Дружба", "Одинокий дух", "У врат свободы".
Первая часть показывает поведение еврея, оказавшегося лицом к лицу с палачом и в мгновение ока превращенного из гражданина государства в кандидата на уничтожение. Постепенно жертвы теряли последних родственников и последние признаки индивидуальности. Но даже в аду сохранялась потребность человека в вере и дружбе (вторая часть). О том, как люди все больше погружались в бездну отчаяния, рассказывает третья часть. Четвертая часть о том, как одинокие истощенные узники покинули лагеря и вернулись домой. Эти люди и донесли память о Катастрофе до тех, кому посчастливилось ее избежать.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!