ВАЛЕНТИН ГАФТ: "СТОПРОЦЕНТНОЙ УДАЧИ У МЕНЯ НЕ БЫВАЕТ"

 Дмитрий Мельман
 24 июля 2007
 3398
Валентин Гафт. Глыба, скала, эпоха. Отдельная планета. Актерище. Сотканный из противоречий, сложный, неудобный, неожиданный человек. Но даже такой камень капля точит. Последним моим аргументом стало: "Вы Валентин Иосифович, а я Дмитрий Иосифович, может, таки договоримся?" Как ни странно, подействовало.
За эти дни он стал мне почти как родной. С мамой по телефону столько не разговариваю. Каждое утро: "Нет, нет… Ну попробуйте, позвоните мне в восемь вечера". Каждый вечер: "Вы знаете, я все-таки передумал. Ну и что, что 70. Мне не о чем говорить, за последний год в театре я ничего не сделал. Нет, нет и еще раз нет!" И так до бесконечности… Валентин Гафт. Глыба, скала, эпоха. Отдельная планета. Актерище. Сотканный из противоречий, сложный, неудобный, неожиданный человек. Но даже такой камень капля точит. Последним моим аргументом стало: "Вы Валентин Иосифович, а я Дмитрий Иосифович, может, таки договоримся?" Как ни странно, подействовало. "Чаще всего я бываю недоволен собой" Эльдар Рязанов: "В Гафте чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно... Самоедство, по-моему, просто сжигает его". — Валентин Иосифович, а что не так? Вы же наверняка анализируете. — Очень много ошибок совершается. — Театр — понятно, но если кино — нельзя же пленку назад прокрутить. — Нет, если это театр, я ничего не вижу, но чувствую. А если кино, пленка, то чаще всего остаюсь недоволен. У меня есть работы, где кусочками мне что-то нравится. С течением времени. Проходит время, мне нравится, что я был гораздо моложе. Ничего не понимал, но чувствовал больше. Были и физическая сила, и движение. Понимаете? Это совсем другое. — С ходу можете назвать пять работ, которые вам удались на 100 процентов? — Стопроцентной удачи не бывает. У меня не бывает. — Мы-то, зрители, уверены в обратном. Наверное, потому, что вас любим. А вы почему так не любите себя? — Нет, не могу сказать, что не уважаю то, что делаю. У меня работа очень интересная. Просто я достаточно требователен к себе и трезв. — Нет ощущения, что молодежь вытесняет? — Ничего подобного — у меня таких проблем нет. Слава Б-гу, ко мне в театре хорошо относятся. Играл в год несколько спектаклей — считаю, достаточно. А молодежь я очень люблю. Если талантливые, если хорошо играют и приносят успех театру — пусть вытесняют. — Вы прожили на этом свете 70 лет. Что-то еще может удивить, восхитить? — Практически все. В моей комнате очень много книг, значительную часть которых, к сожалению, я не прочитал. Удивляет до сих пор то, что ты читаешь, что видишь. Я уж не говорю об этом несчастном театре. И об этом несчастном кино, которое существует, кажется, миллиард лет. Вроде видишь, как похоже одно на другое и как много одинакового, и тем не менее… — Что из последних открытий? — Восхищают примеры. Меня, например, всегда поражают инвалиды, которые соревнуются на Олимпиаде. Когда видишь, как человек без рук плавает, маленький мальчик стоит на пьедестале, он поставил рекорд, — да я просто готов рыдать. — Тяжелое зрелище, не для слабонервных. — Да, тяжело. Тяжело, когда человек преодолевает несчастье. Такое, физическое. Если он находит способность жить да еще удивлять!.. Эпиграмма — значит, Гафт — Как насчет ваших эпиграмм? Есть очень злые. — Может быть. Хотя я считаю, что так говорить несправедливо. Это определенный жанр — если они не острые, то это не эпиграммы, а просто чепуха. — Но вы, например, обиделись на известное двустишие Михаила Рощина: "У Гафта нет ума ни грамма. Весь ум ушел на эпиграммы"? — Не-е-ет, ну что вы. Абсолютно. Нельзя буквально все понимать. Тем более, я знаю, как Рощин ко мне относится. Он меня очень, смею сказать, любит. А как эпиграмма — она хороша. — В Интернете нашел такую: "Ирине Мирошниченко. В конском черепе у дамы раздалось змеи шипенье. Ну а "Кинопанорама" приняла это за пенье". — Нет, это выбросьте. Это не эпиграмма, а вообще какая-то дребедень. — Но это же ваше? — (После паузы.) Не совсем. — А Ефремову? "Олег, не век — полвека прожито, ты посмотри на рожу-то!" — Ну, это не эпиграмма, это где-то за кулисами было сказано. Нужно знать, когда, в каком месте было сказано и почему. — Кто ж теперь восстановит? Читают-то сейчас. — Неужели вы думаете, что одна моя эпиграмма может обидеть такого разностороннего, талантливого и мощного деятеля, как Олег Ефремов? Ну что вы, к этому нельзя так относиться. Такой большой человек и такая маленькая-маленькая эпиграмма, в какой-то момент сказанная. — Козакову: "…всегда вдовца, всегда отца. Начала много в нем мужского, но нет мужского в нем конца". — Ну, Козакову — да. Козакову целый триптих написан. — Вы его так любите? — Как не любить, когда люди знают друг друга 50 лет. — А Михалковым за что досталось? "Россия! Чуешь этот страшный зуд? Три Михалковых по тебе ползут". — А это не моя эпиграмма. Очень много книг сейчас издается. Открываешь — там половина не моего. А Михалковы — талантливые, уважаемые мной люди. Причем самые лучшие отношения у меня были с отцом. Михалков — первый человек, который, услышав мои маленькие стихи и эпиграммы, позвонил мне и сказал: "Давай я их напечатаю". А еще говорил, чтобы я читал их не как Маяковский (Гафт захлебывается от смеха), а как простой человек. Материальчик, который связан с сердцем "МК", май 2005 г.: "Из Санкт-Петербурга, где проходят гастроли театра "Современник", пришла не очень приятная новость: из-за внезапной болезни Валентина Гафта отменен спектакль "Трудные люди". Как стало известно, артист захворал еще в Москве, перед самым отъездом на гастроли он попал в больницу с нервным расстройством..." — Нет, там сильно все преувеличено. Ну, просто человек заболевает, приходит момент, когда с ним что-то случается. Чтобы плохо было до такой степени, что прекращаешь работать, играть на сцене, — нет, такого не было. — Но это был нервный срыв? — Да, вероятнее всего так. — Ваша профессия виной тому? — Нет. Многие обстоятельства. Что-то накапливается и прорывается. Нет, профессия ни при чем. — Она ведь жестокая. — Я не дошел до такой степени, чтобы падать на сцене в обмороки. Просто заболел. Бывают какие-то параллельные вещи, так совпало. — И "умирать на сцене" вы не собираетесь? — Нет, об этом не думаешь. Вот Андрюша Миронов, с которым я репетировал "Фигаро", когда-то бегал записывать монолог Фигаро в Бахрушинский музей. Меня это так удивляло. А умер он, не договорив этот монолог на сцене. Вот такие вещи тоже бывают. Умереть на сцене... Вообще жалко, когда хороший артист умирает. Где бы то ни было: в собственной кровати, в больнице или на сцене. — Валентин Иосифович, да я не в буквальном смысле. — Ну, и в прямом смысле тоже. Примеров очень много. Умерли на сцене Добронравов, Хмелев… — А может, сцена того и не стоит? — Я вам должен сказать, что когда человек работает и не думает о том, сколько он отдает, когда его заносит, когда он весь отдан работе и ничего не может сделать с собой… Потому что не спишь ночами, думаешь, пробуешь, тратишь на это силы, пытаешься чего-то достичь… Ну, изнашивается организм, понимаете. И что-то замыкается. Я думаю, от этого умер Смоктуновский, который достигал такой степени перевоплощения, мыслей, до которых доходил. Женя Леонов… Просто так не достается. Артист — человек, который работает собой, он — инструмент, на котором играют… — Ну и ради чего все? — Так нельзя. Человек не может остановиться. Это азарт. Как можно больше выразить собой. Как можно больше иметь. Как можно больше сообразить. И человек все время думает, человек все время наполняется, человек все время переполняется. А материальчик-то, который связан с сердцем… Я снимался в "Ночных забавах" с Женей Евстигнеевым, хотел посмотреть его сцену с Алферовой, он говорит: "Не ходи, эту сцену надо играть сердцем, а оно у меня сейчас что-то пошаливает". А вы говорите "зачем"…
Дмитрий МЕЛЬМАН, "Московский комсомолец" Печатается в сокращении


ПОДРОБНОСТИ Валентин ГАФТ родился 2 сентября 1935 года в Москве. За свою творческую карьеру работал в Театре Сатиры и Театре на Малой Бронной, в "Ленкоме" и Театре имени Моссовета. С 1969 года и по сей день работает в "Современнике". Сниматься в кино Гафт начал еще студентом. В его багаже более 70 ролей, среди них роли в таких известных картинах, как "Гараж", "Небеса обетованные", "Анкор, еще анкор!", "Старые клячи", "По главной улице с оркестром". К сожалению, так и не вышел на экраны фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита", где Гафт сыграл Воланда. Актер также известен как автор блистательных эпиграмм. Гафт уже выпустил несколько книг. В их числе "Стих и эпиграмма", "Стихотворения, воспоминания, эпиграммы", "Тени на воде". Три года назад трагически погибла дочь Валентина Иосифовича Ольга. Он до сих пор не смирился со смертью близкого и родного человека… Свое отношение к юбилеям актер выражает предельно ясно — наотрез отказывается от интервью, посвященных, как он иронизирует, "этой печальной памятной дате". "Так называемых юбилеев я терпеть не могу! — заявляет Валентин Гафт. — Есть такое жуткое стихотворение: "Цветы не помещались в вазу/ Их положили в рукомойник./ И юбиляр казался сразу /И именинник, и покойник".


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции