ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
(Магид из Межерича)
Глава «Ваеце» Яаков-Авину наш праотец «И вернулся Лаван в свое место… а Яаков отправился своим путем». (32:1-2) Все время, пока Яаков жил у Лавана, он вынужден был вести себя в соответствии с обычаями той местности, хитрить и лукавить. Однако в тот самый момент, когда Яаков наконец расстался с Лаваном, он снова стал следовать «своему пути»: быть искренним, прямым и честным, как об этом сказано в начале главы: «А Яаков человек непорочный, обитающий в шатрах».(Рабби Моше-Лейб из Сосова)
Глава «Ваишлах» Испытания Много испытаний выпало на долю нашего праотца Яакова. В этом кроется одна из причин, почему именно его называют «избранным из Патриархов». Лучше лен, чем очески Сказал рабби Йонатан: «Прядильщик льна, когда видит, что лен плох, не бьет его слишком сильно, потому что может повредить. Зато если он видит, что лен хорош, бьет его изо всей силы. Он знает, что это пойдет ему только на пользу». Так же и Всевышний. Он не испытывает грешников, поскольку знает, что они вряд ли смогут устоять перед искушением. Зато праведникам он посылает настоящие испытания, как сказано («Тегилим», 57:20): «Всевышний испытывает праведника».(«Берейшит Раба»)
Главы «Ваешев» и «Микец» Ханука праздник света(26.12 02.01.2006) Свет и тьма В одном из мидрашей (сборников древних комментариев) сказано, что выражение из первой книги Торы (1:2): «И тьма над бездной» содержит в себе намек на древнегреческое царство (Яван). Неслучайно поэтому победа над греками ознаменовалась чудом с храмовым светильником, а сам праздник стали отмечать зажиганием ханукальных свечей. Воистину Ханука это победа света Торы над тьмой и косностью греческой культуры. («Сфат Эмет») Да будет свет! Самым первым творением, как известно, был свет, об этом сказано в Торе: «Да будет свет!»* Но эти слова можно воспринимать и как первое повеление. И хотя на тот момент человек еще не был сотворен, но Всевышний, для которого нет ничего тайного и сокрытого, знал, что в будущем появится народ, цель которого наполнить наш мир Б-жественным светом. И заповедь ханукальных свечей как нельзя больше отвечает этой цели. И еще. Подобно тому первобытному свету, который впоследствии был сокрыт, чтобы им не пользовались ради посторонних целей, сияние ханукального светильника также не предназначено для освещения. Когда еврейский народ под руководством священнической семьи Хасмонеев одолел греков и одержал победу, в награду он получил три «света»: свет Шхины (Б-жественного присутствия), свет Торы и свет ханукальных свечей.(«Шней Лухот га-Брит»)
* Согласно мистической Традиции, первым из «Десяти речений» является самая первая фраза Торы: «В начале сотворил Всевышний небо и землю», которая содержит в себе все последующие этапы творения. И все же обычно считают первым актом творения именно создание Б-жественного света.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!