Театр имени Варпаховского: ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДЫШКИ

 Владимир Нузов
 24 июля 2007
 4586
Десять лет назад двое сумасшедших... Эта шутка, возможно, не слишком удачная, тем не менее в каждой шутке... Конечно, надо быть если не сумасшедшими, то фанатами, жизни себе не представляющими без сцены, чтобы "одиноко, без всякой подмоги чужой..." взяться за создание русского театра вдали от России. Этими "сумасшедшими фанатами" стали Григорий Зискин, режиссер, один из "детей Щуки" (Щукинское театральное училище в Москве. — Ред.), и Анна Леонидовна Варпаховская, дочь выдающегося режиссера, педагога и театрального деятеля Леонида Викторовича Варпаховского.
Десять лет назад двое сумасшедших... Эта шутка, возможно, не слишком удачная, тем не менее в каждой шутке... Конечно, надо быть если не сумасшедшими, то фанатами, жизни себе не представляющими без сцены, чтобы "одиноко, без всякой подмоги чужой..." взяться за создание русского театра вдали от России. Этими "сумасшедшими фанатами" стали Григорий Зискин, режиссер, один из "детей Щуки" (Щукинское театральное училище в Москве. — Ред.), и Анна Леонидовна Варпаховская, дочь выдающегося режиссера, педагога и театрального деятеля Леонида Викторовича Варпаховского. Анна Варпаховская — выпускница актерского отделения Щукинского училища, заслуженная артистка России, много лет проработавшая в Московском драматическом театре имени Станиславского, снявшаяся в двух десятках кинофильмов, острая, характерная актриса. Родилась Анна на Колыме, где ее отец провел долгие 18 лет. Там, в Магадане, и познакомился Леонид Викторович со своей будущей женой, оперной певицей Идой Самуиловной Зискиной, имевшей уже сына Гришу и cтавшей матерью Ани. Из Магадана перенесемся в Монреаль. В разное время судьба забросила обоих героев моего рассказа в Канаду, здесь-то и решили они создать русский театр и назвали его именем Варпаховского. За десять лет было поcтавлено десять спектаклей. Много это или мало? Это — подвиг, без всякого преувеличения. Потому что все в этом театре — от выбора репертуара до организации гастролей — делают Григорий Зискин и Анна Варпаховская. В числе поставленных театром пьес — русская классика: "Медведь" и "Предложение" Чехова, "Волки и овцы" Островского, пьесы французских, американских и российских драматургов. Театр создает собственную сценическую версию каждого из выбранных для постановки спектаклей. Пьеса "Дядюшкин сон" написана Григорием Зискиным по одноименной повести Достоевского. Весной нынешнего года я впервые попал на спектакль театра, который назывался "Антипьеса для антипублики". С первых минут театрального действа стало ясно, что и режиссер, и занятые в спектакле актеры — профессионалы высочайшего класса. Впрочем, что же я доказываю, что дважды два — четыре? В той пьесе играли пять артистов, из них два народных артиста России, два — заслуженных. Но звания и регалии — это еще не все, необходимо из народных и заслуженных создать ансамбль, команду. Здесь можно прибегнуть к аналогии с футболом или хоккеем: хороший, даже выдающийся игрок, носящийся по полю сам по себе, вне идеи и общего рисунка игры, представленного тренером, — ничто. А поставил "Антипьесу" и девять остальных спектаклей лауреат премии имени Станиславского уже знакомый нам Григорий Зискин. Как только смолкли аплодисменты и крики "браво", я отправился за кулисы, познакомился с актерами и режиссером и — о чудо! — был приглашен в Монреаль, чтобы своими глазами увидеть, как реально создаются спектакли, как уже десять лет живет этот театр, ставший не просто заметным, но, смею сказать, выдающимся явлением культуры русского зарубежья. Дом Анны Варпаховской — большой, красивый, удобный — служит и репетиционной базой (есть небольшой зал со сценой), и костюмерной, и гостиницей для приглашаемых, как правило из Москвы, актеров. Приглашенных из "дальнего зарубежья" — два-три человека, плюс Анна Варпаховская, плюс приезжающая на репетиции из соседней Америки знаменитая актриса театра и кино Елена Соловей. Мне стала понятна отправная точка поиска Григорием Зискиным репертуара: в пьесе должно быть не больше пяти-шести (иногда до десяти) действующих лиц. Представляю себе радость режиссера, набредшего на пьесу Александра Гельмана "Скамейка", в которой заняты... два актера. Кроме того, Зискин любит пьесы с ярко выраженной, острой драматургией, неожиданными поворотами и почти детективной развязкой. Итак, пьеса найдена, подбирают актеров, продумывают и заказывают костюмы, декорации. Костюмы шьют в специальной мастерской в Монреале, декорации (по чертежам и макетам, присылаемым из Москвы) тоже изготавливаются в Канаде. Несколько спектаклей театра оформил, долгое время работавший с Юрием Любимовым на Таганке народный художник России Давид Боровский. Музыкальное оформление спектаклей создает Анна Варпаховская. Подготовительная работа над спектаклем занимает четыре-шесть месяцев, плюс месяц на репетиции. Когда актеры съезжаются в дом Варпаховской, режим работы такой: три-четыре часа репетиции утром, три-четыре часа — вечером. Получается, что каждый спектакль готовится за 50-55 репетиций. Ну а потом — месячные гастроли по Канаде и Америке, недавно в Германии. В планах главного режиссера — поездка театра в Москву. В тех городах, где театр уже бывал на гастролях, театралы с нетерпением ждут его следующего приезда. В октябре-ноябре прошлого года варпаховцы впервые побывали на Западном побережье США с искрометной пьесой французского драматурга Марка Камолетти "Любовь по-французски, или Семейный ужин". Эти гастроли были приурочены к десятилетнему юбилею театра. В Сиэтле, Портленде, Сан-Диего, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и других городах театр принимали, по свидетельству Григория Зискина, очень тепло, просили приезжать еще. Завершились юбилейные гастроли театра имени Варпаховского "Любовью по-французски" в полуторатысячном зале театра "Миллениум" на Брайтоне, где посчастливилось присутствовать и автору этих строк. Вместе со всеми зрителями я стоя аплодировал Елене Соловей и Александру Дику, Михаилу Янушкевичу и Анне Варпаховской, Сергею Приселкову и Светлане Черновой. Ну и, конечно, главному режиссеру замечательного театра Григорию Зискину, достойно представляющему российский театр далеко за пределами России.
Владимир НУЗОВ, Нью-Йорк — Монреаль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!