СВЕТ ИЗ ТЬМЫ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3117
В еврейском календаре принято считать Кислев месяцем Света. Именно так, с заглавной буквы. Поскольку в данном случае речь идет о духовном свете, связанном с ханукальным чудом и становлением хасидского движения.
В еврейском календаре принято считать Кислев месяцем Света. Именно так, с заглавной буквы. Поскольку в данном случае речь идет о духовном свете, связанном с ханукальным чудом и становлением хасидского движения. В месяце Кислев мы отмечаем сразу два "праздника света": праздник Хануки и 19 Кислева — день освобождения Алтер Ребе, "Новый год" хасидизма. И если огни ханукального светильника — это негасимый свет еврейской веры, мужества и преданности своей Традиции, то хасидизм стал источником света скрытой мудрости, которая дошла до нас в учении хасидизма рабби Исроэля Баал Шем Това (БЕШТ, 1698-1760) и его преемника Алтер Ребе (1745-1812). Кроме того, не будем забывать, что свет является самым первым творением и одним из центральных понятий в еврейской Традиции. Превосходство света События 19 Кислева тесно связаны с написанием Алтер Ребе книги "Ликутей Амарим", или "Тания". В связи с этим вспомним одну из центральных идей этой книги, которая заключается в "превосходстве света над тьмой". Так сказано в Писании ("Когелет", или "Экклезиаст", 2:13): "И увидел я, что есть преимущество света над глупостью, как преимущество света над тьмой". Это преимущество, или превосходство, по мнению Алтер Ребе, заключается в том, что даже относительно слабый источник света способен рассеять густую и непроглядную тьму. При этом тьма отступает сама, поскольку не способна ничего противопоставить его напору. Но в этих словах царя Шломо, приведенных Алтер Ребе, заключен также иной, более глубокий смысл. Здесь речь идет не просто о превосходстве света НАД тьмой, но о преимуществе света, который извлечен ИЗ тьмы. И не только потому, что человеку, когда он попадает из темноты на свет, тот кажется особенно ярким. Согласно хасидской философии, сама тьма таит в себе скрытый свет. И этот свет обладает особым превосходством по сравнению с обычным светом. Теперь становится понятно, почему два светлых праздника, связанных со светом и в прямом, и в переносном смысле, совпали с самым темным временем года. Самая густая и непроглядная тьма таит в себе самый сильный источник света. Тушите свет (хасидская история) Рассказывают такую историю, которая произошла пару столетий назад, еще во времена становления хасидизма. Как-то раз один хасид со своим приятелем спустились в погреб. В первый момент им показалось, что они попали в кромешную тьму. Но потом, спустя некоторое время, их глаза привыкли к темноте, и они стали различать контуры предметов. "Так всегда бывает, когда с яркого света попадаешь в темное помещение, — заметил один. — Вначале ничего не видно, однако потом начинаешь привыкать и постепенно ощущать слабый свет". "Э, нет, приятель, — отозвался второй хасид. — Свет — это свет, а тьма — это тьма, и светом ей не быть, это я точно знаю. Просто когда человек долгое время находится в темноте, он иногда начинает принимать тьму за свет!" Свет и тьма Конечно, хасид прекрасно понимал, о чем шла речь. Просто ему захотелось воспользоваться удачным моментом и ввернуть меткое "хасидское" словечко. О такой ситуации сказано в конце Торы ("Дварим", или "Второзаконие", 31:18): "И Я сокрыть — сокрою Свой лик в тот день". Рабби Исроэль Баал Шем Тов, основатель хасидского движения, поясняет, почему Тора повторяет: "сокрыть — сокрою". Иногда человек понимает, что есть "сокрытие", что он находится в изгнании — "галуте", духовном или физическом. Но иногда имеет место "двойное сокрытие", когда человек даже не догадывается, что блуждает во тьме. Именно о таких людях, которые "принимают тьму за свет", говорил пророк ("Ишайя", 5:21). Впрочем, можно истолковать это и по-другому. Ведь, на самом деле, даже в самой непроглядной тьме обычно имеется скрытый источник света. Только мы его не замечаем, и поэтому нам кажется, что вокруг лишь темень. И все дело заключается в том, чтобы удалить завесу, которая мешает его увидеть.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции