ХОДЯЧАЯ ФАБРИКА ГРЕЗ

 Дмитрий Тульчинский
 24 июля 2007
 3141
О нем говорят разное. Кто-то скажет, что режиссер Дмитрий Астрахан — ремесленник, исправно штампующий художественные фильмы один за другим. А для кого-то его картины — единственный глоток воздуха в мире сплошного негатива. И с тем, и с другим утверждением спорить сложно. Признать же следует одно: его фильмы "Ты у меня одна", "Все будет хорошо", "Перекресток" пользуются бешеным зрительским спросом. А значит, они нужны
О нем говорят разное. Кто-то скажет, что режиссер Дмитрий Астрахан — ремесленник, исправно штампующий художественные фильмы один за другим. А для кого-то его картины — единственный глоток воздуха в мире сплошного негатива. И с тем, и с другим утверждением спорить сложно. Признать же следует одно: его фильмы "Ты у меня одна", "Все будет хорошо", "Перекресток" пользуются бешеным зрительским спросом. А значит, они нужны. — Я вовсе не мечтал стать режиссером, — говорит Дмитрий Хананович. — Я не из театральной семьи, обычный ленинградский ребенок. Да, ходил в ТЮЗ, в кино. Это всегда производило на меня сильное впечатление. Чаще было очень интересно, иногда очень скучно. Но что-то меня туда все же влекло. А затем я попал в театральный институт — помню это чувство безграничного счастья. Я получаю удовольствие от жизни, а мне еще за это платят стипендию. Потрясающе! Так что не было никакой цели. А сейчас… Есть много вещей, которые меня волнуют, которые хочется успеть сделать. Если снимаю новый фильм, мне кажется, что очень нужно, чтобы именно этот фильм вышел. И именно сейчас. И чтобы миллионы зрителей его посмотрели. — Оценка критиков вас меньше волнует, чем реакция зрителей? — А для меня не существует деления на коллег и зрителей — все зрители... Вы знаете, я учился у великих. Мне, например, довелось работать у Товстоногова. Однажды меня сильно впечатлило то, как Георгий Александрович внимательно слушал мнение пожарников. Бабушка-билетер ему что-то говорила про спектакль — его и это волновало. Он слушал мнения критиков, мнения артистов — Басилашвили, Стржельчика — как и любого другого человека. И самое главное, он ценил успех. "Зритель нас рассудит", — говорил он на худсоветах. В идеале-то добиться успеха нужно у всех. — Ну, у всех невозможно. — Возможно. Это удавалось Форману, Чаплину. Есть мастера. "Чапаева" сняли — удалось ведь. — А вам удавалось? — Не мне судить, но кажется, удавалось — "Ты у меня одна", "Все будет хорошо"… Вопрос, конечно, исторический, но, думаю, намеки к всеобщему успеху есть. Как сейчас выясняется, по соцопросам фильм "Ты у меня одна" — самый зрительски востребованный российский фильм 90-х. — Но в среде кинокритиков даже ваш самый удачный фильм, мягко говоря, не в почете. — Да, тогда было стыдно делать кино для людей. Считалось — второй сорт, не задача художника. Сейчас задумались: а может, в этом и есть задача художника? Кинематограф ведь — искусство молодое. Сто лет всего — еще не установлены какие-то глобальные приоритеты. Как нужно: творить в замке из слоновой кости, чтоб никто ничего не видел, или у произведения все-таки должны быть миллионы поклонников? Что определяет художника, великого художника? Для меня Чаплин — великий художник. Абсолютный успех, и этим все сказано. — А вы уже знаете некий алгоритм абсолютного успеха? — Я не знаю, как делается успешное кино, я просто его снимаю. "Каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить", верно? И это не просто слова — так оно и есть. Я не могу сказать, что стараюсь снимать зрительское кино. Иначе не могу. — А как же ваша первая картина, тематику которой — еврейские погромы — нельзя назвать вполне зрительской. — "Изыди"?! Сумасшедшего успеха добился! Где бы его ни показывали — везде стоящий зал. Ну и что, что непопулярная тема? А зал стоит и аплодирует. В Японии, в Америке... Японцы, может, евреев вообще не видели никогда, а они стоят и хлопают. Либо есть успех, либо его нет — полумер не бывает. — Принято считать, что вы работаете в жанре массового кино. А что это такое? Можете дать ему определение? — Я вообще против этих делений. Есть кино хорошее, есть кино плохое. Что оно такое вообще? Кино — это то, что смотрит публика. Если люди не смотрят — обсуждать, на мой взгляд, нечего. Основное мерило — все равно успех. Когда большинству нравится. — Но публика, как принято говорить, — дура. — Я сочувствую тем, кто так говорит. Мы же обсуждаем вопрос не интеллектуальных уровней, а вопрос сопереживания, сострадания. Искусство действует не на мозги, а на чувства. Любой переживает, когда гибнет близкий друг. Любой человек переживает разрыв в любви. Потому-то мы и люди. Кто-то более образован, кто-то менее, но чувствуем-то мы все. На этом и играет искусство. Шекспир играл на чувствах, только на них. Мольер тоже, Пушкин. Как у него там: "…чувства добрые я лирой пробуждал". Так же и в кино. Думать мы будем после фильма. Сейчас — только чувства. — Значит, думать все-таки немножко нужно. А о чем, извините, думать после "Все будет хорошо"? — "Файненшл таймс" писала на весь разворот, что есть о чем подумать. Они почему-то считали этот фильм одним из самых перспективных для мирового показа. И потом писали, что, дескать, Линч сделал картину, похожую на "Все будет хорошо"... Это единственная картина, которая по количеству показов на российском ТВ вышла на уровень рязановских комедий. А чего ж ее так смотрят люди, если думать-то нечего? Конечно, если кто не понял, что "Все будет хорошо" — очень мрачный, безысходный фильм… У главного героя что происходит в фильме? Человек потерял девушку, потерял мечту. Оказалось, что он совершенно ничего не может. Идет на завод, где люди умирают от бессмысленно прожитой жизни. У него-то как раз хорошо ничего не будет. И у большинства из нас тоже. А как нам вырваться из этого потока серых унылых будней? А надо ли ждать, любить и верить? Все смеялись над этой сумасшедшей девочкой. Она ждет рок-певца — ненормальная! А выясняется, что награждаются в этой жизни только невменяемые… Может, для кого-то и я казался невменяемым, когда в десятом классе вдруг занялся самодеятельностью. Математическая школа, спорт, карьера — все бросил. Сумасшедший! Мой соавтор, сценарист Данилов, был для кого-то сумасшедшим — по ночам он писал на кухне, днем преподавал в ПТУ. Ненормальный! — Но сейчас-то вы как раз наоборот — излишне нормальные. — Если бы мы не достигли успеха, остались бы сумасшедшими. Сколько людей достигают успеха, а сколько остаются за бортом этой жизни? А, есть о чем думать? Другой вопрос: а умеешь ли ты вообще думать? Но мое дело заставить тебя во время фильма сопереживать. Заставил? Помню, критики после просмотра, утирая слезы, говорили: "Ну, это все же не искусство". Ты сопереживал, ты волновался, ты плакал? Так перестань же врать себе. Мне кажется, каждый художник в глубине души хочет всемирной и вековой славы. Чтобы только его фильмы смотрели с утра до вечера, знали их наизусть, да еще и цитировали. Когда кто-то говорит иначе, я ему не верю. Проблема-то в другом. Не у всех получается, и люди придумывают себе оправдание. — Успех фильмов часто зависит от наличия в них звезд. Как вам, малоизвестному режиссеру, уже во второй своей работе удалось привлечь двух суперзвезд — Неелову и Збруева? — Давайте мы с вами будем честны. Фильм "Изыди" сразу же был представлен на соискание "Оскара" от СССР. На "Кинотавре", где его показали, был шок. О фильме тогда говорили буквально все. "Изыди" — фильм, который показали во всех странах мира. Так что имя среди профессионалов я сделал сразу. Если через месяц после приезда в Америку меня приглашает Лукас (Джордж Лукас — американский режиссер, продюсер и сценарист. — Ред.), и я показываю ему картину! Какое еще нужно имя?! То, о чем американские режиссеры мечтают всю жизнь, — попасть к Лукасу на встречу. Дальше — все! Достаточно сказать, что на "Ты у меня одна" Збруев проходил через пробы. Масса звезд первой величины пробовались тогда, и уговаривать никого не приходилось. — Можно сказать, что первой звездой кино 90-х Александра Збруева сделали именно вы? — Я думаю, что те два фильма сыграли огромную роль. Был Збруев один — его помнят молодым. Не его вина, просто материала толкового не было. И вдруг "Ты у меня одна" — для Саши этот фильм стал как бы вторым дыханием. Он и сам это признает. — Каждый новый ваш фильм — очередная россыпь звезд. Теперь наши прославленные актеры становятся к вам в очередь? — Да никто ко мне не становится. Я каждый раз веду мучительный поиск актеров. У каждого свои планы, сроки, время… Кто там стоял перед Смоктуновским на коленях? Рязанов, да? И правильно делал. А не дай Б-г тот бы отказался — и не было бы блистательного Деточкина. Если я вдруг пойму, что это тот самый случай, то, не задумываясь, тоже встану на колени. — У вас не было соблазна перебраться на ПМЖ в Америку, как сделали в свое время ваши братья? Кстати, по слухам, у них там серьезный бизнес. Это правда? — Да вы что? Какой бизнес? Один — инженер мостостроитель, другой — тренер по художественной гимнастике. Очень маститый, кстати, лучший тренер в штате Мичиган. Третий — инженер-изобретатель. Нет, у меня и мысли не было уезжать туда. Их отъезд пришелся на начало 90-х. А мне тогда настолько было ясно, что я в этой жизни состоюсь, а им, напротив, было настолько же ясно, что нет. Но я часто приезжаю Штаты, у меня же там масса племянников. — Вас с Олегом Даниловым можно назвать настоящей фабрикой, исправно штампующей фильм за фильмом. Начиная с 95-го по сегодняшний день на вашем счету, если не ошибаюсь, 12 картин? — У каждого свой путь. Мольер создал "Мещанин во дворянстве" за пять дней, а Стендаль писал свои произведения годами. И тот, и другой — великие. Не этим измеряется талант. Если б я знал, что для того чтобы сделать великий фильм, над ним надо работать долго, то все бросил бы и снимал бы, снимал. Но, к сожалению, можно годами снимать бездарный фильм. А можно за пять минут написать "Темную ночь", как это сделал Богословский. В фильме "Ты у меня одна" все сюжетные линии Збруева с Нееловой были сняты всего за семь дней. Я не знаю, хорошо это или плохо. Кого это должно интересовать?!.
Фото Владимира Чистяков


ИЗ ДОСЬЕ "АЛЕФА" Дмитрий Хананович АСТРАХАН родился в 1957 году в Ленинграде в семье профессора-историка. В 1982 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (мастерская А. Музиля). В 1981-1987 годах был режиссером, а затем и главным режиссером Свердловского ТЮЗа. На местном телевидении снял свой первый фильм "Роковая ошибка" по пьесе Михаила Рощина. В 1990-1995 годах — художественный руководитель петербургского Театра комедии им. Н. Акимова. Поставил более 30 спектаклей в разных театрах. Первый его художественный фильм "Изыди!" повествует о еврейских погромах. Сценарий написан по мотивам произведений Шолом-Алейхема и Бабеля Олегом Даниловым, постоянным соавтором Астрахана. Главную роль молочника Мотла Рабиновича сыграл грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. В 1993 году Астрахан снял мелодраму "Ты у меня одна" с Александром Збруевым и Мариной Нееловой, в котором показал ужасы советской постперестроечной жизни и благородство "маленького человека" — бедного, но гордого. Через два года выпустил эксцентрическую комедию "Все будет хорошо" с Александром Збруевым и Михаилом Ульяновым. Лента повествовала о простом российском миллионере и его сыне — молодом нобелевском лауреате и имела большой зрительский успех. В картине "Из ада в ад" вновь обратился к еврейской тематике. В фильме прослеживалась судьба еврейской девочки, усыновленной польской семьей. Главную роль ярко и убедительно сыграла Алла Клюка. В 1998 году заинтересовался актуальной проблемой пересадки человеческих органов и снял "Контракт со смертью". В 2000 году снял ведущих популярной передачи "Городок" Юрия Стоянова и Илью Олейникова в костюмной комедии "Алхимики". Режиссер одного из первых российских сериалов "Зал ожидания". В 2004 году выпустил сериал о кинопризводстве "Фабрика звезд". Тогда же выпустил фильм "Темная ночь", в очередной раз развивавший тему неравного брака. Параллельно выступил как режиссер шоу "We Will Rock You", основанного на музыкальном наследии знаменитой группы Queen.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции