КАК ТАШКЕНТ ПОТЕРЯЛ ПОЮЩЕГО ПРОРАБА, А ИЗРАИЛЬ ПРИОБРЕЛ АКТЕРА

 Лариса ТОКАРЬ
 24 июля 2007
 6039
В Москве отшумели-отгудели гастроли израильского театра “Гешер”. Желавшие попасть на спектакли штурмовали кассы МХАТа имени Чехова, а те, кому не слишком повезло, сидели на откидных стульях, стояли в проходах, и все вместе, затаив дыхание, ловили каждое слово, летящее со сцены.
В Москве отшумели-отгудели гастроли израильского театра “Гешер”. Желавшие попасть на спектакли штурмовали кассы МХАТа имени Чехова, а те, кому не слишком повезло, сидели на откидных стульях, стояли в проходах, и все вместе, затаив дыхание, ловили каждое слово, летящее со сцены. Прошло время, публика начала потихоньку приходить в себя от ошеломляющего успеха спектаклей режиссера Евгения Арье и постепенно осознавать, что не случайно “Гешер” приобрел мировую славу и, по мнению западных критиков, входит в пятерку лучших театров мира. Исраэль Демидов, ведущий актер театра, в двух из трех представленных москвичам постановках исполнил главные роли (“Деревушка”, “Раб” - вместе с Евгенией Додиной). Оставим театральным критикам разбираться в том, что произошло на сцене легендарного московского театра. В беседе с Исраэлем Демидовым мы говорили на темы, казалось бы, далекие от театра и сценического успеха. Но, может быть, то, о чем он рассказал, и дает ему ту необыкновенную силу и талант, которыми он покорил зрителей во многих странах мира, а теперь и избалованную московскую публику. Начало Все начиналось вполне обыденно, по-советски. В семье Демидовых (папа - Леонид Яковлевич, металлург, мама – Мария Израилевна, химик) родился сын. Его хотели назвать Израилем в честь деда, но мама будущего актера так намучилась со своим нерусским отчеством, что на семейном совете решили назвать мальчика Сашей. Однако родители пошли на хитрость: в простом имени сына “закодировали” имена его дедушек – Сруль (Израиль) и Яша (Яков). В результате получился Саша. Забегая вперед, замечу, что в Израиле Саша Демидов восстановил историческую справедливость, и когда серьезно обратился к иудаизму, его стали звать Исраэль. А пока в далеком Ташкенте Саша Демидов, получив образование в транспортном институте, стал инженером-строителем. Отслужил в армии и два года честно отработал на “стройках коммунизма” советского Узбекистана. Но и здесь все оказалось не так просто. Будучи мастером и прорабом на стройплощадке, молодой инженер по вечерам превращался в диск-жокея, а также пробовал свои силы в ташкентской театральной студии. В 1985 году прораб и по совместительству диск-жокей решил, что должен стать актером, и уехал в Москву. Но это уже совсем другая история. Студент с “уголовным” прошлым В Москве Саша Демидов поступал во все театральные вузы и в итоге был принят в ГИТИС на курс Андрея Гончарова и Марка Захарова. Актерское мастерство будущим артистам преподавал режиссер Евгений Арье, впоследствии создавший театр “Гешер”. На приемных экзаменах в престижный столичный вуз Демидов спел на английском языке блюз, и его исполнение сразило членов приемной комиссии наповал. Но театральные мэтры не знали главного о будущем студенте. Дело в том, что на актерский факультет ГИТИСа принимали студентов в возрасте до 25 лет, а Саше в то время было уже 28. Пришлось попросить товарища подделать документы, и в паспорте 1957-й год рождения был, по выражению Демидова, наглым образом исправлен на 1962-й. Саша понимал, что за подделку документов ему грозит уголовная ответственность. Но все обошлось, и руководитель курса, главный режиссер Театра им. Маяковского Андрей Гончаров даже гордился: вот, мол, на что только ни идут люди, чтобы поступить к нему на курс. После окончания ГИТИСа Саша Демидов играл в Маяковке, а в 1990-м вместе с Евгением Арье и группой актеров приехал в Израиль, где для него началась новая жизнь. В поисках духовности В Израиле Саша Демидов стал Исраэлем. С 1990 года в “Гешере” он сыграл ведущие роли в спектаклях “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”, “Дело Дрейфуса”, “Идиот”, “Адам – сын собаки”, “На дне”, “Тартюф”, “Деревушка”, “Город”, “Три сестры”, “Раб”, “Шоша” и других. А еще он ведущий телепередачи “Шабат шалом”, она выходит на 9-м канале израильского телевидения и посвящена еврейской традиции. На Земле обетованной ему все пришлось начинать заново – учить иврит, привыкать к новой стране, культуре. Но самые существенные изменения произошли в его духовной жизни: Исраэль Демидов, став учеником рабби Лайтмана, восемь лет изучает каббалу. Актер и верующий человек - как это сочетается? Вот что расcказал по этому поводу сам Исраэль Демидов: - Я не просто верующий. Я изучаю науку, которая существовала у евреев с далекой древности. Эта наука называется каббала, она является сутью иудаизма, а на самом деле – сутью мира. Возможно, сегодня изучать каббалу становится модным. Но популистика спадет, и откроется самое главное и важное. Для меня это - структура мироздания. Я нашел то, что давно искал. О пончиках и ханукальном чуде Занятия в группе изучения каббалы “Бней Барух” для Исраэля Демидова наравне с театром стали главным делом его жизни. На занятия собираются не только израильтяне, география единомышленников весьма разнообразна, особенно если учесть, что обучение проводится с помощью Интернета. Праздники – особое время для “Бней Барух”. Сейчас в “Бней Барух” готовятся к Хануке. А вот как вспоминает Исраэль свой первый праздник Хануки в Израиле: - Это было в 1995 году. В центре по изучению каббалы мы праздновали Хануку, я пришел туда с двумя старшими сыновьями – Даниэлем и Гаем (младший, Эммануэль, тогда только родился и в праздничном веселье участия не принимал). Мальчикам понравились ханукальные пончики - суфганийот. Взрослые читали священные тексты, рассказывающие о чуде Хануки. Я много думал, в чем заключается это чудо? И пришел вот к чему. Творцом были созданы такие обстоятельства, которые обратили еврейский народ к духовному началу. Когда человек поднимается к вершинам духовности, тогда происходит чудо - ханукальное масло горело восемь дней. И это чудо помог сотворить Он. На Хануку мы будем общаться с нашими друзьями, живущими по всему миру. Надеюсь, что в результате такого общения над нашей планетой возникнет духовное поле тех душ, которые стремятся вырваться к Творцу. И это должно благотворно повлиять на нашу жизнь. Террор, болезни, стихийные бедствия будут побеждены. Это и станет настоящим чудом. Таланты и поклонники Семья Демидовых – театральная. Жена Исраэля Светлана тоже работает в театре «Гешер», и московские зрители смогли увидеть ее интересные работы. Пока трудно сказать, кто из троих сыновей – Даниэль, Гай или Эммануэль - пойдет по стопам родителей. Во всяком случае, по мнению Исраэля, актерская профессия очень тяжела – «то гладит и наслаждает душу, то мучает и терзает», и своим детям он не пожелал бы такой судьбы. Хотя – кто знает? Младший сын Демидовых, 8-летний Эммануэль живет в своем, каком-то особом мире игры и фантазий. Нередки случаи, когда дети актеров тайком от родителей вступают на этот тернистый путь и становятся замечательными артистами, примеров тому не счесть. А вот семейный союз с актрисой, по мнению Исраэля, очень помогает ему и в жизни, и в работе. Кто как не родственная душа разделит успех или утешит в случает неудачи? Светлана считает Исраэля «идеальным мужем», но он честно признался, что с ним порой бывает очень и очень трудно. Наша беседа вновь повернула в «театральное русло». На вопрос о любимой роли в театре Исраэль Демидов назвал князя Мышкина в «Идиоте». «Этот спектакль мы играли более пятисот раз, и было очень трудно оставаться по-прежнему свежим, - рассказал актер. - Но каждый раз я говорил себе перед началом: “Я сейчас ангел, воплощенный в человеческое тело. Я пребываю среди людей, но никто об этом не знает. Это тайна, которую я никому не смогу рассказать. Но она есть!” И после этого я вновь ощущал себя сильным и слышал музыку!» О поклонниках театра Исраэль рассказал много интересного. Оказывается, самые открытые и наивные зрители – это израильтяне. Они реагируют на все происходящее на сцене, смеются и плачут. Немцы воспринимают театральное действо более рационально. С одним из многочисленных поклонников театра мне удалось познакомиться лично. Американец Фрэнк Гай путешествует за «Гешером» по всем странам мира. Вместе со своей женой-израильтянкой он побывал на гастролях театра в Лондоне, спектакль «Город» они видели четыре раза, а «Деревушку» - аж десять раз! Фрэнк приехал в Москву, где гастролировал «Гешер», в надежде попасть на «Город», но, увы, - все билеты были проданы. Замечу, что Фрэнк хорошо говорит по-русски. Оказывается, в прошлом он был морским офицером, разведчиком ЦРУ – отсюда и знание русского языка. А выйдя на пенсию, стал вполне состоятельным человеком и теперь помогает театру «Гешер». Те, кому посчастливилось посмотреть спектакли театра «Гешер», могут понять истоки такой преданности и любви к творчеству израильских артистов. Игру Демидова в спектаклях «Деревушка» и «Раб» невозможно передать словами, это надо видеть. Остается надеяться, что следующий приезд театра “Гешер” в Москву случится раньше, чем через 13 лет. Впрочем, можно съездить в Тель-Авив и там попытаться попасть на спектакль. Но, по слухам, это не так просто – билетов, как правило, нет. Видно, опять придется сидеть на откидном стуле или стоять в проходе и всеми органами чувств, всей кожей ловить слова, летящие со сцены.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!