Таинственный гений
В. Маргулис. Паралипоменон. Новеллетты из жизни музыканта. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006
Автобиографические очерки знаменитого педагога и пианиста Виталия Маргулиса (1928) содержат уникальный материал о невероятных зигзагах его судьбы: от учебы в Ленинградской консерватории и вынужденной эмиграции до европейского триумфа и мирового признания. «Таинственный гений», «один из выдающихся пианистов нашего времени» — так называют Маргулиса музыкальные критики.
С 1958-го вплоть до эмиграции в 1974-м Маргулис вел в Ленинградской консерватории фортепианный класс. В это же время, с успехом гастролируя по России, он дал свыше тысячи концертов. В 1975-м В. Маргулис стал профессором Высшей школы музыки во Фрайбурге (Германия), а в 1994-м получил должность профессора фортепиано в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где и работает до настоящего времени. Помимо основной преподавательской и концертной деятельности Маргулис ведет фортепианные семинары во многих странах Европы, в Японии, России и Америке.
В своих «хрониках», а именно так переводится название книги, Виталий Маргулис, воспитавший более 100 лауреатов крупнейших международных конкурсов, щедро делится уникальным педагогическим опытом. И о чем бы ни шла речь, автора никогда не покидает чувство юмора. Ирония, самоирония и редкая способность украсить обыденность неожиданной шуткой придают «новеллеттам» особый аромат.
Университет
над бездной
Е. Макарова, С. Макаров. Крепость над бездной. Терезинские лекции, 1941‑1944. М.: Гешарим / Мосты культуры, 2006
«Терезинские лекции, 1941‑1944» — третья книга четырехтомника «Крепость над бездной» — посвящена еврейским интеллектуалам из Чехословакии, Германии, Австрии, Голландии и Дании. Книга основана на многолетнем исследовании лекционной деятельности в Терезине. В результате авторам стали известны 80 текстов и конспектов лекций, большинство из которых были посвящены личности, вопросам нравственности, просвещения и культуры (история, литература, философия, наука и искусство), а также еврейской самоидентификации (евреи, иудаизм), медицинским проблемам и социальной ответственности (общество, Терезин). На самом деле, лекций было гораздо больше. Часть списков пропала в конце войны, когда фашисты сжигали архивы, многие лекции не были зафиксированы, особенно если они касались запрещенных тем. Из 520 лекторов до освобождения дожили 153; 347 умерли, из них 37 в Терезине и 310 в Освенциме и других нацистских лагерях или во время «походов смерти»; судьбы 20 человек остались невыясненными.
Издание проиллюстрировано рисунками, документами, фотографиями и кадрами из нацистских пропагандистских фильмов о концлагере в Терезине.
Поэмное сознание Давида Самойлова
Д. Самойлов. Поэмы. М.: Время, 2005
Это первое собрание поэм Давида Самойлова, приуроченное к 85-летию поэта. Самойлов писал поэмы на протяжении полувека, но у него никогда не было возможности собрать их под одной обложкой. Настоящее издание — первая попытка представить корпус поэм Самойлова во всей ныне возможной полноте. В книгу вошли поэмы, хорошо знакомые любителям поэзии («Ближние страны», «Струфиан», «Снегопад» и др.), и те, что печатались, но пребывали словно в тени («Чайная», «Блудный сын»), и те, что стали достоянием читателя лишь после кончины поэта («Первая повесть», «Шаги Командорова», «Канделябры»), и сочинения, оставшиеся незавершенными. Три поэмы — «Соломончик Портной» и незаконченные «Госпитальная поэма» и «Дурное лето» — публикуются впервые на основе сохранившихся рукописей и машинописей.
В первом разделе помещены поэмы, опубликованные при жизни автора или избежавшие печати по внелитературным причинам («Канделябры»). Второй раздел занимает «драматическая поэма» «Сухое пламя», в прижизненных изданиях помещавшаяся вне общего ряда поэм. В третьем разделе публикуются юношеская комедия «Конец Дон-Жуана», поэма «Соломончик Портной» и незаконченные произведения.
Завершает книгу большая статья литературного критика Андрея Немзера «Поэмы Давида Самойлова», глубоко и подробно исследующая поэмное творчество поэта.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!